ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Настоятели / Антоний (Павлинский)

pict

Епископ Нижегородский и Арзамасский Антоний (Павлинский)

Настоятели Вознесенского Печерского мужского монастыря

Антоний II (Павлинский)

Епископ Нижегородский и Арзамасский

(1857 — 1860)

 

 

02 

 Епископ Антоний, в миру Александр Иванович Павлинский, родился в 1801 году, в семье священника Иоанна Стефанова, в селе Притык Костромской епархии. Обучался сначала в Костромской духовной семинарии, а затем в С.-Петербургской духовной академии, где в 1831 году завершил курс со степенью магистра богословия. 14 сентября 1829 года, будучи еще воспитанником Духовной академии, пострижен в монашество в Академической церкви, а 26 сентября посвящен в иеродиакона в Александро-Невской Лавре. В июле 1831 года в кафедральном Петро-Павловском соборе был рукоположен в иеромонаха. 30 сентября он, профессор философии, определен инспектором в Калужскую духовную семинарию.

03Город Кострома, где в духовной семинарии обучался будущий Епископ Антоний

10 мая 1832 года переведен в С.-Петербургскую духовную семинарию со званием профессора и ректора Александроневских уездного и приходских училищ. В июле 1833 года определением Святейшего Синода Антоний перемещен в число соборных иеромонахов Александро-Невской Лавры. В 1837 году он участвует в Комитете при постройке зданий для Петропавловских духовных училищ; в том же году, 26 сентября, определен членом Комитета по возведению новых зданий для Санкт-Петербургской духовной семинарии.

 5 сентября1838 года Антоний возведен в сан архимандрита с присвоением лично степени третьеклассного, но без управления монастырем. 17 сентября 1840 года определен ректором в Новгородскую духовную семинарию и профессором богословских наук, с настоятельством в Новгородском Антониевом монастыре, а в октябре того же года назначен членом Новгородской духовной консистории и благочинным над монастырями. В марте 1841 года определен преподавателем догматического и нравственного богословия, а также учения о вероисповеданиях, расколах, ересях.

  25 мая 1843 года за понесенные труды Антоний сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени, а 28 сентября 1844 года за похвальную внимательность в попечении о семинарии и училищах изъявлена ему благодарность от Святейшего Синода. В 1847 году обозревал он Боровические, Устюжские и Тихвинские духовные училища, Высочайше утвержден членом Новгородского Попечительного о тюрьмах комитета; 20 апреля 1848 года сопричислен к ордену св. Анны с Императорской короной.

  В 1849 году поручены его надзору Новгородские монастыри (Деревяницкий и Отенский); в 1851 году Антоний обозревал Белозерские Кирилловские и Тихвинские духовные училища. 5 апреля 1852 года сопричислен к ордену св. Владимира 3-й степени.

  21 июня 1852 года Всемилостивейше повелено ему быть епископом Острожским, викарием Воронежской епархии. 8 июля 1852 года Антоний хиротонисан в епископа (Никанором, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским), в С.-Петербургском Казанском соборе. В 1852 году Высочайше утвержден в звании вице-президента Воронежского Попечительного о тюрьмах комитета, а в 1853 году — председателем Воронежского Попечительного о бедных комитета.

  3 октября 1853 года Преосвященному Антонию Высочайше повелено быть епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии, а 18 декабря 1854 года — епископом Архангельским и Холмогорским. В 1856 году за усердное и полезное служение в звании пастырском Антоний Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 1-й степени.

  На нижегородскую кафедру Преосвященный Антоний утвержден в 1857 году: 20 июля Высочайше повелено ему быть епископом Нижегородским и Арзамасским.

04Письмо епископа Антония. ГУ ЦАНО

 Управляя обширной Нижегородской епархией, Владыка Антоний много сил полагал на борьбу с расколом, критикуя за симпатии к старообрядцам популярного публициста (будущего известного писателя) П. И. Мельникова-Печерского (П. И. Мельников, тогда — редактор неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей», опубликовал на страницах газеты ряд очерков о ярких представителях нижегородского раскольничества).

  В период управления Преосвященным Антонием Нижегородской епархией, в августе 1858 года, Нижний Новгород посетил император Александр Николаевич (Александр II) с императрицей Марией Александровной. В архиве Печерского монастыря сохранилось описание дня пребывания Государя Императора в Нижегородском Печерском монастыре (21 августа 1858 года).

05Епископ Антоний

 Вот как повествует монастырский летописец о посещении обители Высочайшими Особами: «Протекло 500 лет с того времени, как Печерский монастырь получил начало основания своего, однако с тех пор и до настоящего времени нигде не упоминается хотя бы об одном Августейшем лице, имевшим случай когда-либо посетить нашу обитель. Ныне же, 1858 года в 21 день августа, совершилось первое и незабвенное для нас событие — посещение Их Императорскими Величествами, Благочестивейшим Государем Императором Александром Николаевичем и Благочестивейшей Императрицей Марией Александровной нашей обители Печерской. Получивши известие от Его Преосвященства Владыки Антония, Епископа Нижегородского и Арзамасского, о намерении посещения Их Императорскими Величествами нашей обители Печерской, мы почли самым первым и необходимым долгом быть готовыми к принятию Их Величеств. И вот 21 августа Преосвященнейший Антоний еще в 9 часов утра прибыл в Печерский монастырь и прямо взошел в соборную Вознесенскую церковь для подготовки к встрече Их Императорских Величеств. В начале же 11-го часа Преосвященный Антоний облачился в неполное одеяние и приказал так же облачиться наместнику игумену Досифею для несения на блюде напрестольного креста, а ризничному, иеромонаху Сергию, — для несения чаши со святой водой и фиником; прочей же братии монастыря быть в полной монашеской форме. Спустя некоторое время дано было знать о скором прибытии Их Величеств. Преосвященный Антоний, тотчас со всей братией вышедши из соборной Вознесенской церкви, остановился во святых монастырских воротах, где через несколько минут и встретил Их Императорских Величеств осенением Животворящего креста и окроплением святой водой. Потом Их Величества в предшествовании всей братии и при пении тропаря „Спаси, Господи, люди твоя“ и прочих, за архипастырем изволили шествовать по красному ковру в соборную Вознесенскую церковь, в которой и стали у солеи. Здесь, по окончании пения тропаря, от наместника подаваемы были Преосвященному Антонию святые иконы, нарочито приготовленные на аналогии, в сребропозлащенных бордюрах. Из этих икон: икона Вознесения Господня, поднесена Его Преосвященством Государю; Государь Император, приложившись к сей иконе, принял ее и выразил благодарность; икона Пресвятой Богородицы Печерской поднесена Государыне Императрице, которая так же благосклонно приняла святую икону. Икона небольшого размера — Успения Божией Матери — заочно поднесена Ее Высочеству Марии Александровне: приложившись к этой иконе, Государь Император произнес: „Отдадим Ей!“ Потом Их Императорские Величества взошли на самую солею, где и начали осматривать в иконостасе древние святые иконы, из которых особо обратила их внимание храмовая икона Вознесения Господня; после чего, окинув внимательным взором всю церковь, прямо сошли к чудотворной иконе Печерской Богоматери, стоящей у столба в иконостасе за правым клиросом. Поклонившись иконе, спросили: „Которого столетия?“ Преосвященный Антоний в ответ рассказал кратко историю этой древней иконы. После этого Их Величества, по приглашению Преосвященного Антония, подошли к нарочито приготовленному для Них столу с разными замечательными монастырскими древностями. После сего Государыня Императрица, обратившись к Его Преосвященству, спросила: „Кто здесь игумен?“ После ответа Владыки наместник игумен Досифей, видя Императрицу, идущую к нему, предварил ее достодолжным поклонением и целованием ее царственной руки. Государыня спросила игумена: „Которая церковь древнее в монастыре? Давно ли возобновлен сей иконостас?“ и т. п. После сего Их Величества, приложившись к Животворящему кресту, начали выходить из храма. При самом же выходе их Преосвященнейший Антоний, разоблачившись, предложил Их Величествам удостоить Высочайшего посещения летние настоятельские келлии: предложение было принято, и Их Величества изволили шествовать в летние кельи. Обозрев сии кельи, вышли на галерею, устроенную над башней и берегом реки Волги, осматривать заволжские красивые места. Здесь в скором времени Их Величества пожелали видеть иеросхимонаха Мардария. Он немедленно приведен был в прихожую настоятельских келлий. Ее Величество, возвращаясь с террасы в кельи в сопровождении наместника и увидев старца, предварявшего Ее приличествующим земным поклонением, спросила его, сколько ему лет, давно ли он в схиме. В это время подошел Государь Император и также спросил иеросхимонаха Мардария: „Сколько ему лет? Из какого звания? Давно ли живет в монастыре и давно ли в схиме?“ Получив удовлетворительные ответы от старца, Государь вместе с Государыней вошли в зал. Здесь от Преосвященного предложено было Их Величествам по чашке чаю, что и было ими принято. В это время Государь Император имел разговор с Преосвященным, а Государыня Императрица — с наместником, которого и спрашивала о количестве братии в монастыре, о кельях пребывающего на покое Преосвященного Иеремии, о наместнических келлиях — давно ли игумен наместником в этом монастыре, в каком прежде был монастыре и т. п. Наконец Их Императорские Величества, изъявив Его Преосвященству милостивое свое благорасположение, выбыли из келлий в сопровождении многих их сановников и, провожаемые Его Преосвященством до святых монастырских ворот, отправились в обратный путь. Преосвященный же Владыка, возвратившись в соборную Вознесенскую церковь, тотчас вместе с братией отслужил благодарственное Господу Богу молебствие, с возглашением Их Величествам и всему Царствующему Дому многолетия».

06Храм Трёх Святителей в Н. Новгороде

 Нижегородской кафедрой Преосвященный Антоний управлял в течение трех лет и 29 дней. В 1860 году, 29 сентября, Владыка был перемещен в город Житомир, на Волынскую епископскую кафедру, а в 1866 году переведен на Владимирскую кафедру. По указу Святейшего Синода, 8 апреля 1862 года, епископ Антоний был возведен в сан архиепископа. Пребывая на Владимирской кафедре, Владыка Антоний в 1868 году учредил Муромское викариатство, постоянно заботился о благоустройстве духовных учебных заведений, причем нередко жертвовал на эти цели свои собственные средства. Для поощрения даровитых воспитанников он учредил стипендии в Костромском духовном училище и в Макарьевском духовном училище, а при Владимирском соборе открыл странноприимный дом.

  В январе 1878 года Преосвященный тяжело заболел и уже не мог ходить к службам, а большее время сидел, но и в таком положении Преосвященный принимал просителей. 28 апреля посетивший его в очередной раз доктор после осмотра выразил опасение за жизнь Владыки. Преосвященный изъявил желание пособороваться, что и было сделано Преосвященным викарием в сослужении братии архиерейского дома. Когда все присутствующие стали земно кланяться Владыке и прощаться с ним, он, в свою очередь, каждому подавал свое святительское благословение. Прощаясь с духовником, Владыка еле слышно прошептал: «Помолитесь, простите меня». Утром 29 апреля 1878 года, в субботу по Фоминой неделе, Преосвященный Антоний мирно отошел ко Господу, скончался. Тело почившего архипастыря было перенесено в Кафедральный собор города Владимира, где при огромном стечении духовенства и богомольцев совершено было отпевание. Затем гроб с телом почившего иерарха был перенесен в Рождественский монастырь и предан земле в Рождественско-Богородицкой церкви.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up