ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Настоятели / Нестор (Фомин)

pict

Епископ Балахнинский Нестор (Фомин). РГИА

Настоятели Вознесенского Печерского мужского монастыря

Нестор (Фомин)

Епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии

(1901 — 1903)

 

02 

   Преосвященный Нестор (в миру Николай Дмитриевич Фомин), по происхождению из дворян Полтавской губернии, родился 31 августа 1849 года, в местечке Юрбурге, Ковенской губернии. Его отец, генерал-майор Д. И. Фомин, служил начальником таможенного округа на прусской границе. В 1870 году Николай Фомин окончил Императорское училище правоведения, по первому разряду.

  С юных лет чувствуя влечение к жизни иной, он сразу же после завершения учебы имел намерение принять постриг в монашество и поступить в Петербургскую духовную академию для получения богословского образования. За советом Николай обратился к известному в то время в духовной жизни Преосвященному Феофану, бывшему епископу Тамбовскому (святитель Феофан Затворник оставил епископскую кафедру и жил в Вышенской пустыни затворником; выдающийся духовный писатель. — Прим. Ред.).

  В ответном письме (от 17 марта 1870 года) Николай Дмитриевич получил от святителя наставление оставаться в миру, не изменяя своему намерению служить Господу. «Работа Господу — исполнение Его святых заповедей, — писал юноше Преосвященный Феофан. — Если служба Ваша предоставит просторное поле для сего, можно не бежать с него… Без борьбы же нельзя ни в монастыре, ни в обществе. Усовершенствование во Христе есть побеждение страстей. Побеждение совершается борьбою. Борьба бывает вследствие возбуждения страстей. Возбуждение сие будет поминутное — в обществе. Стой и борись. <…> В монастыре страсти спрячутся и замрут на время, от недостатка пищи. Но как только Вы покажетесь в общество, они тотчас все подымут голову. И все-таки борись. Так не лучше ли воинствовать в обществе, на службе? Всячески попробовать — что мешает? Увидите тогда, сподручно это или нет. <…> Пишу сие, не зная Вас. Знаю многих, богобоязненно работающих в обществе. И в монастыре можно вознерадеть. Всё от помощи Божией. К Господу Спасителю прибегите и, поверив себя Ему Единому, просите руководства. Он Сам все так устроит, что и ума не приложите, как все устроилось. Благослови Вас Господь всяким благословением…»

  Следуя совету архипастыря, молодой правовед в том же 1870 году поступил на государственную службу, по Министерству юстиции. Поначалу Николай Дмитриевич был откомандирован в город Вильно, где трудился в Палате уголовного и гражданского суда. Через год его определили на службу в один из департаментов Правительствующего Сената, с назначением на должность помощника секретаря. В 1877 году он поступил на службу по ведомству Императорского Человеколюбивого общества, на должность чиновника особых поручений при главном попечителе этого Общества — Санкт-Петербургском митрополите Высокопреосвященном Исидоре. В течение следующих двух лет Николай Дмитриевич являлся попечителем о бедных города С.-Петербурга. В 1881 году был произведен за выслугу лет в чин коллежского советника, а в конце 1884 года Министерством юстиции назначен на должность архивариуса Варшавского окружного суда. В заведовании его находился не только архив самого суда, но также архив «древних актов и дел упраздненных судебных мест в Царстве Польском» (документы последнего, в большинстве своем, были на польском языке, который ему пришлось изучить).

  В 1887 году, спустя почти два десятка лет, суждено было исполниться давнему искреннему желанию Николая Дмитриевича — принять иноческое звание. По благословению архиепископа Варшавского Леонтия, он уволился от службы по судебному ведомству и поступил в число студентов Петербургской духовной академии. На третьем курсе обучения, 16 сентября 1889 года, Преосвященным Антонием (Вадковским), тогда епископом Выборгским и ректором академии, в возрасте сорока лет он был пострижен в монашество, с наречением имени Нестор, в честь преподобного Нестора Летописца. И в том же году, 1 октября, в памятный день исполнившегося 90-летия жизни Первоиерарха Русской Церкви — Высокопреосвященного Исидора, митрополита Санкт-Петербургского, инок Нестор был рукоположен Преосвященным Антонием, в Князь-Владимирском соборе, в сан иеродиакона. А 2 февраля 1890 года, в церкви св. Великомученицы Екатерины, на Васильевском острове, состоялось его посвящение во иеромонаха.

  По окончании в 1891 году академического курса, с ученой степенью кандидата богословия, иеромонах Нестор поступил в число братии Александро-Невской Лавры. Но пробыл там всего два месяца: по резолюции Высокопреосвященного Доната (Соколова), архиепископа Литовского и Виленского, он был назначен наместником первоклассного Свято-Духова монастыря в городе Вильно. 25 мая 1892 года возведен в сан архимандрита. Пребывая в Литовской епархии, архимандрит Нестор исполнял обязанности члена Епархиального училищного совета и сверхштатного члена Духовной консистории.

  Спустя три года, в 1895-м, по собственному желанию, архимандрит Нестор переехал в Почаевскую Лавру, в Волынской епархии. И в том же году, по резолюции Высокопреосвященного Палладия (Раева), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, от 28 апреля, был назначен настоятелем русских православных церквей в городах По и Биарице, на юге Франции.

  В течение шести последующих лет архимандрит Нестор являлся достойнейшим представителем Русской Православной Церкви за границей. Будучи глубоко образованным, начитанным, прекрасно владеющим французским, немецким и польским языками, он также свободно изъяснялся на английском и итальянском. Своим умом, любезностью, добрым отношением и другими высокими личными качествами архимандрит Нестор снискал искреннее уважение не только среди русских, приезжавших во Францию, но и всего местного населения. Имея в своем ведении два православных храма, он всегда заботился об их внешнем и внутреннем благоустройстве.

  23 февраля 1901 года, избранием Святейшего Синода и воле Государя Императора Николая II, архимандрит Нестор, в возрасте сорока восьми лет, был призван к епископскому служению в Нижегородской епархии, в качестве викария Балахнинского.

04Архиерейский дом

 

 

 Впервые за время существования (с 1866 года) викарной епископской Балахнинской кафедры церковное торжество возведения в сан епископа Балахнинского было осуществлено в Нижнем Новгороде. 14 апреля 1901 года в Крестовой церкви Нижегородского Архиерейского дома состоялось наречение архимандрита Нестора во епископа. В ответной речи, произнесенной им, прозвучали такие слова:

03Епископ Нестор

 «Ныне с полной благопокорностью принимаю указываемое мне высшей церковной властью служение, и в указании сем усматриваю волю Божью о мне… Смиренно преклоняюсь перед волей Божьей и исповедую, что от лица Господня судьба моя изыдет. Очами веры взираю на Начальника веры и Совершителя Иисуса, Великого Архиерея и Святителя исповедания нашего, Который нам оставил образ, да последуем стопам его. С сердечным воплем обращаюсь к нему и молю: да даст Он мне всегда неуклонное стремление к последованию стопам Его, да возжжет в сердце моем любовь к возлагаемому на меня служению, да подаст мне свыше благодать пребывать верным в сем служении до конца дней моих, и тем обрести помилование в день Суда и воздаяния.

  Вас же, Богомудрые Архипастыри, смиренно молю, вознесите святые молитвы Ваши к Божественному Пастыреначальнику, да, с возложением святительских десниц Ваших на главу мою, восприму и благодатные силы, и помощь свыше к безпреткновенному прохождению предстоящего мне служения».

  15 апреля в Спасо-Преображенском кафедральном соборе состоялась его хиротония. К участию в этих торжествах Преосвященным Назарием (Кирилловым) были приглашены архипастыри соседних епархий: Арсений, архиепископ Казанский и Свияжский, Преосвященные Алексий, епископ Вятский и Слободской, и Платон, епископ Муромский, викарий Владимирский.

  Архипастырский жезл, после хиротонии, епископ Нестор получил из рук архиепископа Арсения с такими словами: «…Нижний Новгород — Низовская страна, в которой Господь судил тебе, возлюбленный брат, служить в архиерейском сане, издревле — страна благочестивая… Много предстоит трудов, возлюбленный брат, твоей архипастырской деятельности, как и для всех нас ныне много забот и попечений о благе Церкви Христовой и спасения пасомых. А выражением всего этого служит сей вручаемый тебе жезл: это — жезл правления, дарованной тебе власти, силы и могущества, жезл мудрости, кротости и смирения, мужества и терпения…»

  29 мая 1901 года Преосвященный Нестор был утвержден Святейшим Синодом в должности председателя Нижегородского епархиального училищного совета. По поручению правящего епископа Нижегородского Назария, викарий Балахнинский Нестор производил в 1902 году ревизию монастырей Нижегородской епархии: Оранского Островоезерского, Городецкого Феодоровского, Арзамасского Спасского, Высокогорской пустыни.

  Однако служение епископа Нестора в Нижегородской епархии продлилось недолго.

  В ноябре 1903 года он переведен был в Черниговскую епархию, на кафедру епископа Новгород-Северского. Будучи викарным епископом, он являлся также настоятелем Елецкого Успенского монастыря. В 1908 году Преосвященный Нестор был участником первого Всероссийского съезда миссионеров, в городе Киеве.

  Его пребывание и служение на Черниговской кафедре продолжилось вплоть до его кончины, которая последовала 19 августа 1910 года.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up