ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Oбщество воздухоплавания

Журнал «Нижегородская старина»

Номер 10 за 2005 год

 

Нижегородское общество воздухоплавания

  В начале ХХ столетия в России резко возрос интерес к авиации. Появляются ряд обществ, поставивших своею задачей пробудить интерес у соотечественников к новому виду передвижения. Не обошло это веяние и наших земляков.

  Непосредственным толчком к созданию Нижегородского общества воздухоплавания, видимо, послужили полеты во время ярмарки 1910 года. 6 августа этого года в местной прессе появились лаконичные объявления о том, что на ярмарочном ипподром состоится полет знаменитого русского авиатора С. И. Уточкина. Начало полета в 6 часов вечера.

01П. Н. Нестеров

  Ипподром располагался в Гордеевке. С. И. Уточкин на самолете «Фармана» пролетел несколько кругов на высоте 30-40 метров. 9 августа он повторил полет, поднявшись на 220 метров и выполнил фигуры высшего пилотажа. 15 августа во время третьего полета авиатор осуществил спуск с выключенным двигателем. Тогда же была устроена необычная выставка фотоснимков, осуществленных с аэроплана на стометровой высоте.

  Вскоре в Нижний прибыли авиаторы В. Кебуров и М. Летор, которые 21 и 31 августа на самолете Блерио попытались осуществить показательный полеты, но они оказались неудачными (машина В. Кебурова упала).

  Посетил наш город и один из пионеров отечественного воздухоплавания А. А. Васильев, который 1 сентября пролетел над Волгой и Окой, достигнув района Ямских улиц. Это был самый длительный полет над Нижним Новгородом, продолжавшийся 38 мину, а для России рекорд по высоте (более 800 метров) и скорости (100-120 верст в час). На следующий день закончилась вторая авиационная неделя на Ярмарке. 1

  Примечательно, что среди зрителей, наблюдавших за полетом С. И. Уточкина находился и П. Н. Нестеров, прибывший в родной город перед отправкой по месту новой службы в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду. Вот как он рассказал об этом впоследствии. Это повествование авиатора запомнил П. Степанов — Калашников, поведовавший корреспонденту «Горьковской правды» через пятьдесят лет: «Впервые настоящий моторный аэроплан я увидел, — говорил П. Н. Нестеров, — в 1910 г. в Нижнем Новгороде, куда приехал один из наиболее в то время известных летчиков — спортсменов — С. И. Уточкин. Авиатор летал на «Фармане», делая поворот совершенно без крена. Каждый поворот аэроплана заставлял сжиматься мое сердце; я боялся, что аэроплан опрокинется. С этого дня я начал серьезно изучать авиацию, вечерами по книгам, а днем — наблюдая за полетом птиц. Зрелище полетов Уточкина вызывал у меня некоторую досаду. Самолет представлял собою неуклюжее сооружение, перепутанное многочисленными проводами и еле-еле тащившийся по воздуху, а летчик сидел открыто, скрючившийся на тонких жердочках, и казалось, что не он повелевает этой машиной, а она им, и во мне пробудилось новаторская жилка — стремление внести в конструкцию самолетов свое — новое, создать самолет легкий, стройный, способный резвиться в воздухе, подобно птице». 2

  20 декабря 1910 года нижегородский купеческий сын Илья Елиссевич Аппакр, кандидат математических наук Петр Петрович Соколов и инженер Николай Николаевич Жуковский обратились к местному губернатору А. Н. Хвостову об учреждении общества воздухоплавания, представив, как полагается, устав. Через два дня губернатор дает поручение губернскому жандармскому управлению «сообщить сведения о политической благонадежности учредителей». И в тот же день аналогичная просьба адресуется нижегородскому полицмейстеру. В последнем случае, кроме политической благонадежности учредителей, общей полиции рекомендовалось выяснить «не имеется ли данных предполагать, что Общество это учреждается с тем, чтобы пользуясь его легальностью, заниматься вопросами политического характера». 3

  7 января 1911 года полицмейстер докладывал, что учредители «нравственных качеств хороших, в политической неблагонадежности замечены не были. Предполагать, что общество воздухоплавателей учреждается ими с тем, чтобы пользуясь его легальностью, заниматься вопросами политического характера, данных не имеются, т. к. означенные лица ни в чем предосудительном замешаны не были». 4

  24 января того же года журнал заседания Нижегородского губернского по делам об обществах присутствия зафиксировал следующее: «Рассмотрев устав Нижегородского общества воздухоплавания, Губернское Правление находит таковой составленный согласно требованиям § 21 Закона 4 марта 1906 г., а потому определяет: устав этот утвердить и означенное общество зарегистрировать в установленном порядке». Нижегородском полицмейстеру предлагалось объявить учредителям, чтобы при открытии общества они строго соблюдали правила, изложенные в Законе 4 марта 1906 года. 5 3 февраля устав был завизирован Нижегородским губернатором и камергером Высочайшего Двора  А. Н. Хвостовым.

  Согласно правилам, все вновь открытые общества, внесенные в регистр, объявлялись через местные губернские ведомости и «Сенатские объявления». В неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостях» это появляется 9 февраля, а в «Сенатских объявлениях» 14 апреля 1911 года.

02 

  Устав Нижегородского общества воздухоплавания, базировался на аналогичном уставе Московского общества воздухоплавания. Целью Общества объявлялось «содействовать развитию отечественного воздухоплавания во всех его формах и применениях, преимущественно научно-технических, военных и спортивных». Для достижения этих целей, Общество ставило перед собой следующие задачи: а) содействовать развитию научных знаний, имеющих непосредственное отношение к воздухоплаванию; б) содействовать практическому осуществлению проектов и опытов в области воздухоплавания и устраивать с этой целью специальные лаборатории, испытательные станции, мастерские и т.Нижегородское общество воздухоплаванияп. учреждения; в) оказывать помощь физическим, химическим, метеорологическим и другим изысканиям и опытам в области исследования земной атмосферы; г) способствовать применению фотографии при воздухоплавании; д) помогать образованию кадров специалистов для нужд военного времени; е) содействовать развитию голубиной и тому подобной почты, в связи с воздухоплаванием; ж) устраивать экскурсии, полеты и подъемы для всех желающих «при помощи свободных, управляемых и привязанных воздухоплавательных аппаратов»; з) с научными и спортивными целями проводить состязания разных типов воздухоплавательных аппаратов; и) проводить совещания, съезды, выставки, чтения и публичные лекции, отвечающие целями развития воздухоплавания в России; л) в пределах России основывать и поддерживать Отделы и станции Общества, а также периодические издания, «преследующие цель развития воздухоплавания в России»; н) в видах содействия развитию отечественного воздухоплавания, принимать участие в русских и иностранных научно-технических и спортивных организациях, а равно входить с ними в сношения, относящиеся к делу воздухоплавания.

  Общество должно было состоять «из неограниченного числа членов» обоего пола: почетных, действительных (в том числе учредителей и пожизненных), соревнователей, непременных, корреспондентов.

  В почетные члены могли быть избираемы лица, «оказавшие делу воздухоплавания особенные заслуги в научной, общественной или финансовой области». Членами-учредителями являлись лица подписавшие устав общества. Действительными членами объявлялись лица, избираемые по рекомендации трех действительных или почетных членов Общества, общим собранием, «при законном его составе» закрытой баллотировкой, простым большинством присутствующих. Действительные члены обязаны были ежегодно вносить 15 рублей членских взносов. Пожизненными членами считались, действительные члены, сделавшие единовременный взнос в размере не менее 300 руб. или пожертвовавшие на нужды Общества не менее 500 руб. В члены-соревнователи принимались лица интересующиеся предметами занятия Общества, но не являющиеся его активными участниками и уплачивающими ежегодно 10 рублей членского взноса. Непременными членами и членами-корреспондентами, считались лица, деятельность которых приносит Обществу пользу и соответствует его целям. Первые избирались на один год, а вторые на неопределенное время. Они освобождались от членских взносов и пользовались всеми правами членов-соревнователей.

  Лицам, оказавшим Обществу существенную материальную помощь (единовременное денежное пожертвование не менее 1000 руб. деньгами или 2000 руб. имуществом) выдавался диплом и почетное звание «члена покровителя отечественного воздухоплавания по Нижегородскому Обществу Воздухоплавания». При многократных или весьма крупных единовременных пожертвованиях, совет Общества мог возбудить перед Общим собранием вопрос о выражении признательности жертвователю «путем украшения его портретом помещений Общества, путем наименования его именем тех или иных учреждений или организаций Общества».

  Управление делами Общества велось Советом (состояло из трех человек, выбираемых на два года), Общим собранием, научно-техническим комитетом, спортивным комитетом, комитетами особого назначения и ревизионной комиссией.

03П. Н. Нестеров со своими детьми

  Постоянный научно-технический комитет планировалось образовать «по достижении обществом достаточного развития своей деятельности». В его обязанность должно было входить обсуждение научно-технических вопросов, связанных с воздухоплаванием, рассматривать и давать заключения по всем поступившим в Общество проектам. По тем же причинам должен был возникнуть в дальнейшем и спортивный комитет, в обязанность которого входила эксплуатация «подвижного состава» Общества и совершения «подъемов как привязанных, так и свободных воздухоплавательных аппаратов», заведование спортивными школами Общества, испытание специалистов по различным отраслям воздухоплавательного дела, участвовать в консультациях и экспертизах, устраивать конкурсы, состязания и выставки разных систем воздухоплавательных аппаратов, представлять Совету к наградам и премиям за удачное исполнение полетов.

  Помимо этого Общество имело право выдавать дипломы, призы и медали, свидетельства на звание специалиста по различным отраслям воздухоплавательного дела.

  В случае военных действий, воздухоплавательные средства Общества должны предоставляться в распоряжение военно — морского ведомства.

  В помещениях Общества воспрещались карточные и всякие иные азартные игры, обсуждать какие-либо политические и религиозные вопросы. 6

  Первоначальное правление Общества располагалось в Дворянском собрании, а с января 1912 года в помещении учебной команды 10 артиллерийской бригады на Ковалихе. Весной 1913 года библиотека Общества временно была перенесена на квартиру товарища секретаря Общества  П. П. Соколова на ул. Провиантскую д. 6.

  20 июля 1911 года на заседании Общества рассматривался вопрос о предложении авиатора А. А. Васильева осуществить на ярмарке показательный полет. Прения затянулись, и закончились около 2 часов ночи. Дело в том, что члены Общества высказались за участие в полетах нескольких авиаторов, чтобы устроить состязание между ними, так как «полеты одного авиатора уже не могут представить особенного интереса, ибо важно не то, как летают аэропланы, а важно практическое применение воздушных аппаратов: состязание на скорость, спуск в определенном месте и проч.». Для соревнований устроители предполагали учредить приз в 1 500 руб. 7

  2 августа 1911 года собрание Общества рассмотрело вопрос о вступлении в состав Всероссийского воздухоплавательного союза, «решив его в утвердительном смысле». Тогда же было решено организовать в нашем городе авиационную школу. В этой связи создавалась специальная комиссия из 15 человек, которой поручалось выработать устав школы и войти в соглашение с одним из местных предпринимателей, предлагавшим сдать в аренду Общества летательный аппарат для обучения курсантов. По причине того, что в Нижнем Новгороде планировалось открытие автомобильной секции, решено было образовать при Обществе комитет автомобильного спорта. Рассматривался и вопрос об автомобильных днях на ярмарке.

  Оказалось, что пригласить на состязание летчиков, кроме А. А. Васильева не увенчалась успехом, так как в первой половине августа в Царском Селе в присутствии императора должно было состояться состязание авиаторов. А. А. Васильев же не отказался от своей идеи и осуществит свои полеты на ярмарке под флагом Нижегородского общества возухоплавания. На этом же собрании поручик П. Н. Нестеров избирается товарищем секретаря. 8

  Надо сказать и о связях знаменитого летчика с Нижегородским обществом воздухоплавания, что не зафиксировано в цитированном его отчете. В июле- августе 1911 года, находясь в очередном отпуске на родине, Петр Николаевич познакомился и подружился с учеником профессора Н. Е. Жуковского — Петром Петровичем Соколовым и вскоре стал членом Общества. В сарае Соколовых на Провиантской улице друзья построили планер. Мать Нестерова поддержала увлечение сына и помогла сшить обтяжку к планеру. Для испытания выбрали поле за Петропавловском кладбищем (в районе нынешних улиц Белинского и Невзоровых). Запустили планер с помощью лошади. В телеге сидел Соколов, держа веревку, привязанную к планеру. Лошадь разбежалась, и аппарат, набирая скорость, вместе с испытателем поднялся в воздух на два-три метра. Одна из местных газет, рассказывая об этом, заключала, что «проба оказалась весьма удачной». 9

  Биографами П. Н. Нестерова этот полет считается началом летной деятельности авиатора. Впоследствии сам летчик отмечал: «Очень приятно, что мои опыты с планером и вообще начало авиационной практики Н(ижегородского) О(общества) воздухоплавания». 10

  Таким образом, можно сказать, что П. Н. Нестеров как летчик состоялся на своей родине. Здесь же он при помощи П. П. Соколова и Нижегородского общества воздухоплавания разработал проект своего второго самолета (первый был отклонен Главным инженерным управлением).

  Первый полет А. А. Васильева по приглашению Общества был осуществлен согласно плану 6 августа, но из-за неблагоприятных условий был отложен более чем на час. Авиатором было сделано три неполных круга продолжительностью в три минут на высоте 200 метров. После пятнадцатиминутного отдыха новый пятиминутный полет. Корреспондент отмечал, что «многие ждали еще полетов и расходились нехотя». В этот же день предполагался полет П. Н. Нестерова на планере, но он не состоялся по причине сильного ветра. 11

  Второй семиминутный полет был осуществлен 11 августа, а третий 15 августа при дожде и на высоте 400-450 метров. Полет Васильева, отмечала одна из местных газет, «это был действительно интересный воздушный полет, вызывавший громадную сенсацию в ярмарочной публике». 12

04П. Н. Нестеров на своём самолёте

  В первом отчетном году, Общество заявило, что кроме устроенных авиационных дней при участии авиатора А. А. Васильева во время ярмарки, П. П. Соколовым были прочитаны две больших научно- популярных лекции: «Воздушный змей, его теория и практические применения», «Полет птиц как основа искусства летать на планере». Первая проходила 5 ноября 1911 года в помещении Дворянского собрания, а вторая 11 декабря в зале гарнизонного военного собрания. На следующий тот же лектор в помещении Нижегородского отдела Технического общества рассказал любопытствующим о законах сопротивления воздуха и теории аэроплана. В 1913 году от неутомимого П. П. Соколова нижегородцы услышали еще две лекции: «Воздухоплавание: исторический очерк и современное состояние» и «Гидроаэропланы и гидропланы». Им же в 1914 году планировалось прочитать еще три лекции — «Планеры, их теория», «Теория воздушного змея» и «Мертвая петля в воздухе». К весне 1914 года Общество запланировало сконструировать гидроплан, а также организовать конкурсы моделей летающих машин и воздушных змеев «с выдачей призов за лучшие образцы этих приборов». 13

  Обратим внимание на то, что в чреде запланированных П. П. Соколовым лекций, числился рассказ о мертвой петле, конечно же, нашего земляка П. Н. Нестерова, который впервые осуществил «мертвую петлю» 27 августа 1913 года.

  В архивных документах сохранился рапорт нижегородского полицмейстера, который позволяет нам выявить членов Общества по состоянию на 7 октября 1913 года. В состав правления входили: председатель — генерал-майор Василий Иванович Масалитинов (к тому времени он уже выбыл из Нижнего Новгорода, но «никакого заявления о сложении с себя обязанностей председателя до сих пор не сделал», отмечал главный полицейский чин города); товарищами председателя являлись инженер Николай Николаевич Жуковский и директор Русского для внешней торговли банка Евгений Иванович Панов; секретарь — капитан Виктор Николаевич Житинский. Всего в Обществе насчитывалось девятнадцать человек, из них шесть инженеров и два купца. Назовем некоторых, перечисленных в полицейском рапорте: вице-губернатор Сергей Иванович Бирюков, потомственный почетный гражданин Федор Михайлович Каменский, крестьянин Петр Павлович Кузнецов, купец Василий Николаевич Басов. 14 Полицмейстер не назвал учредителей, вероятно, по причине того, что они были хорошо известные местному начальству, как, например, активный участник Общества  П. П. Соколов.

  Не исключено, что, о деятельности Общества знал небольшой круг нижегородской интеллигенции. На эту мысль наводит появившееся в одной из нижегородских газет небольшое юмористическое (так оно было названо) объявление: «Продается. За ненадобностью сильно поддержанный дирижабль Цеппелин, спросить в мануфактурном магазине „Соколов Петр и Компания“. Туда же, в случае нахождении просят доставить утерянных членов нижегородского общества воздухоплавателей».

  Деятельность Нижегородского общества воздухоплавания, по всей видимости, прекратилась с началом Первой мировой войны. Несмотря на непродолжительное его существование, оно, тем не менее, оказала известную популяризаторскую помощь нижегородцам, знакомя их с теоретическими и практическими новинками воздухоплавательного дела. Но главное в другом — с ним был связан знаменитый наш земляк П. Н. Нестеров, активно участвовавший в первых практических шагах Общества.

 

Ю. Галай

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Реутинский В. Первые полеты. К 60-летию открытия воздухоплавания в Нижнем Новгороде // Горьковская правда. — 1970. 19 августа.

2 Горьковская правда. — 1965. — 23 июля

3 ГУ ЦАНО. Ф. 73. Оп. 21. Д. 137. Лл. 1-3.

4 Там же. Л. 25-25об.

5 Там же. Л. 50-51.

6 Устав Нижегородского общества воздухоплавания. Н. Н. 1911. — С. 1-21.

7 Нижегородский листок. 1911. — 22 июля

8 Нижегородский листок. — 1911. — 3 августа.

9 Нижегородский листок. 1911 — 3 августа.

10 Цит. по: Галай  Ю. Г. П. Н. Нестеров (буклет). Горький. — 1987.

11 Нижегородский листок. 1911 — 7 августа.

12 Волгарь. — 1911. — 24 августа

13 ГУ ЦАНО. Ф. 73. Оп. 21. Д. 137. Л. 97об.-98.

14 Там же. Лл. 96об.-97.

15 Нижегородский Вестник. 1912. — № 2. — С. 3.

 

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up