ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Последние дни Питирима

pict

Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим

Журнал «Нижегородская старина»

Номер 10 за 2005 год

 

Последние дни жизни Питирима, архиепископа Нижегородского и Алатырского

 

 

   Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим (ок. 1665-1738) принадлежит к числу наиболее известных церковно-политических деятелей России первой половины XVIII века. Верный соратник Петра I, проводник петровской церковной реформы в Нижегородском Поволжье, Питирим в первую очередь известен как одна из ключевых фигур в истории борьбы со старообрядчеством. Но наряду с этим нижегородский архиепископ проявил себя и крупным деятелем церковного просвещения, поборником школьной реформы, особенно в период своей деятельности после смерти Петра I. С развитием духовного образования в Нижегородской епархии связаны и последние распоряжения Питирима. Обнаруженные нами архивные документы позволяют проследить деятельность архиепископа Питирима во время его последнего пребывания в Нижнем Новгороде.

02Белбажский Троицкий монастырь

  Будучи с 1730 г. членом Святейшего Синода, Питирим большую часть времени проводил в Петербурге и был отпускаем в свою епархию не более одного раза в год на полтора-два месяца. 9 марта 1738 г. по просьбе нижегородского архиепископа он был отпущен в свою епархию «нуждныя дела …управить» до мая того же года. В конце марта, надо полагать, Питирим был уже в Нижнем Новгороде. Известно, что в 1738 г. Пасха праздновалась в воскресенье 2 апреля. Видимо, Питирим поэтому и торопился успеть приехать в Нижний, чтобы провести торжественное богослужение в праздник Воскресения Христа. Деятельность Питирима во время его последнего посещения своей епархии была весьма насыщенной, и была связана, в основном, с устроением духовных школ. Из показаний священников сел Воскресенского и Якунина Юрьевецкого уезда Василия Иванова и Петра Артемова явствует, что «после святыя пасхи» архиепископ проводил в Нижнем Новгороде «разбор» детям священно и церковнослужителей. 1

03Доношение архиепископу Питириму

  Ближайший помощник Питирима, иеродиакон Гурий, в своем «Сказании о миссионерских трудах Питирима» пишет, что архиепископ, во время своего последнего пребывания в епархии «посещая свои новопостроенные монастыри (Успенский Кержебельманский мужской и Бельбажский Троицкий женский — А. М.) тогда своих келейных денег на строение в Успенском монастыре соборныя каменныя церкве игумену Антонию с братиею даде тысящу рублей и строить ту церковь благословил». 2 Этот факт подтверждается и другими источниками. Из более поздних показаний монахов Успенского монастыря видно, что «апреля в первых числех», видимо, сразу же после «розбора» с детями церковно и священнослужителей, Питирим посетил вышеуказанные монастыри и дал властям Успенского монастыря тысячу рублей на строение каменной церкви. 3 Во время посещения Троицкого женского монастыря Питирим, по свидетельству игуменьи Софьи с сестрами, сделал некоторые устные распоряжения. Так, узнав, что жившая в монастыре девка Федосья Михайлова «от блудодеяния очреватела», архиепископ распорядился ее наказать и «ис того монастыря выслать». 4

04Император Пётр Великий

  После посещения заволжских монастырей и возвращения в Нижний Новгород, Питирим присоединил к славянороссийской и еллиногреческой духовным школам славянолатинскую, куда назначил учителем иеромонаха Венедикта Туранского. Тогда же в еллиногреческую школу были направлены учителями протопоп и дьячек Архангельского собора Иаков и Михайла Алексеевы. С преобразованием этих духовных школ, которые теперь стали называться семинарией, Питирим планировал открыть еще 13 начальных школ в пятинах нижегородской епархии: Работкинской, Лысковской, Терюшевской, Павловской, Катунской, Алатырской, Порецковской и Курмышской, а также в приписных областях нижегородской епархии. Учителям, определенным в эти школы, предписывалось, что «ежели кто из вас…усмотрит что к произведению школы и учению полезное, о том позволяется вам доносить в консисторию с подлинными обстоятельствы на письме с приложением своего мнения». Архиепископ сделал и другие распоряжения касательно начальных школ. Так, учащиеся, которые были «определены» при церквях дьячками и пономарями «за скудостью» штата отправлять церковные службы, было разрешено «на воскресные и на праздничные Господские и высокоторжественные и викториальные дни для принадлежащей церковной службы отправления отпускать их…к тем церквам неудержно, а по отправлении в те дни службы приезжать им в тое школу в скорости того ж дня, или на утро, смотря по дальности и удобности пути и по времени года; а если не явятся в школу, то поступать с ними как с беглецами». Второе распоряжение Питирима касалось способов содержания учеников. Архиепископ указал при возникновении недостатка в даче хлеба ученикам судье духовных дел вместе с учителями и хлебными надзирателями «осмотреть достоверно, и учиня обстоятельный затем репорт, при доношении прислать в конасисторию заблаговременно, по которому репорту тот недостаток наполнен будет от прочих школ, где по репортам явился за год оставшийся за расходом хлеб». 5

05Книга «Пращица», написанная архиепископом Питиримом

 

  Многочисленные указы и распоряжения Питирима по нижегородским духовным школам объясняются, на наш взгляд, тем обстоятельством, что архиепископ торопился доделать дела в епархии, т. к. в начале мая он должен был выехать в Петербург. Однако 1 мая Питирим заболел «рвотною и поносною болезнью», к которой «придалась и горячка великая». Сам архиепископ, видимо не считал свою болезнь серьезной, т. к. будучи больным он продолжал заниматься делами. Об этом свидетельствует тот факт, что в те дни иеромонах Макарьевского Желтоводского монастыря Герасим лично подавал архиепископу свое доношение. 6 Заболев, Питирим 5 мая писал в Синод, что намеревался 7 мая выехать в Петербург, но из-за болезни «как видно на срочное число не явится в Синод».

 

06 

  Болезнь архиепископа между тем, приняла серьезный оборот. По свидетельству Гурия, Питирим «последние три дня молчаше», видимо, находясь в бессознательном состоянии. 8 мая «в двенадцатом часу пополудни» архиепископ Питирим скончался. О его смерти немедленно было послано доношение в Святейший Синод, который распорядился 24 мая «тело его Архирейское погребсти в соборной Преображения Господня церкви при прочих его антицессорах, по церковному чиноположению, Преосвященному Алексию, Архиепископу Рязанскому и Муромскому, с обретающимися при том Нижнем Новгороде Архимандриты и игуменами и прочими священно-церковно-служителями и достодолжное по нем Архиерее поминовение отправлять, и дабы оное конечно было исполнено, того смотреть накрепко Архиерейского дому управителем. 7 Погребение Питирима было совершено 17 июня.

07Спасо-Преображенский кафедральный собор Н. Новгорода

  Не все распоряжения покойного архиепископа касательно духовного просвящения были выполнены сразу. Так, управители духовных дел, ссылаясь на то, что «о новозаведенных епаршеских школах за пресечением жизни Его Преосвященства письменного определения было не учинено», направили доношение в Синод. Тех же, кто были обучаемы в школах, по свидетельству ученика еллиногреческой школы Степана Федорова, после смерти Питирима, отпустили из школ «на время». 8 Синод указом от 27 июля 1738 г. утвердил все распоряжения Питирима в области духовного образования.

 

Морохин А. В.

Примечания

 

1 ГАНО ф. 570. Оп. 552. Д. 141 (1738). лл. 142-142об;

2 Сказание о миссионерских трудах Питирима, архиепископа Нижегородского. М., 1889. — С. 185;

3 ГАНО ф. 570. Оп. 552. Д. 52 (1739). л. 28; Д. 241 (1740) л. 4; Д. 268. (1740) лл. 5.; 10 об.;

4 ГАНО ф. 570. Оп. 552. Д. 268 (1740.) л. 42-42об.;

5 Можаровский А. Ф. Нижегородская семинария за первый период (1721-1765) существования. Н. Новгород, 1896. — С. 47-49;

6 ГАНО ф. 570. Оп. 552. Д. 268 (1740). л. 42-42об.;

7 Макарий, арх. Памятники церковных древностей. Н. Новгород, 1999. — С. 110; Описание документов и дел, хранящихся в архиве               Святейшего Синода. Т. 18. Петроград, 1915, № 246. — С. 315-316.;

8 ГАНО ф. 570. Оп. 554. Д. 22 (1751). л. 3.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up