ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Братья Полетаевы

Журнал «Нижегородская старина»

Номер 10 за 2005 год

 

Братья Полетаевы и приход села Ляпня

 

 

     Нижегородское село Ляпня Гагинского района (относящееся в дореволюционный период к Сергачскому уезду) в течение нескольких столетий являлось одним из крупнейших раскольнических центров Нижегородчины. На протяжении XVII—XIX веков около 70-ти процентов жителей Ляпнинского прихода состояли в различных сектах. «Здешние раскольники, — писал о Ляпне в 1853 году П. И. Мельников, — толка безпоповщинского, самые закоренелые. Есть сильное подозрение, что здесь содержат Сопелковскую секту и имеют притон бегунов». 1

  В 1896 году благочинный 4-го округа Сергачского уезда священник села Покрова о. Павел Веселитский в своем «объездном журнале» писал о ляпнинцах: «…прихожане заражены духом раскола, и много из них таких раскольников, которые не только к Церкви Божьей не усердны, к священно-церковнослужителям неуважительны, не послушны и грубы, но и гнушаются Церковью Православною и всеми в ней наставлениями, сами хоронятся, — и потому ничего душеспасительного от православного священника не хотят и слушать, и предпринимаемые меры увещаний против их заблуждения безуспешны». 2

  Примерно то же самое повествуют о прихожанах села Ляпня и «Сведения по обозрению быта духовенства г. Сергача и его уезда» конца 1860-х годов: «надлежащего рачения к Церкви прихожане не имеют, … на исповеди и у Св. Причастия бывают очень мало, … нравственности худой, …к священнику непочтительны». 3 В другом документе, отчёте благочинного отца Павла Коринфского за 1893 год, отмечалось, что в селе Ляпня живут раскольники из секты Австрийского священства и Спасова согласия. 4

  Поэтому совсем не случайно в селе находили радушный прием и повстанческие шайки Степана Разина в 1671 году, и казачьи отряды Емельяна Пугачева в 1773—1775 годах. Один из ляпнинских крестьян — Марк Петров, получил в пугачевском войске даже чин атамана. 5

  Судя по церковным клировым ведомостям, первый храм в селе Ляпне появился в 1693 году. Его построил тогдашний владелец вотчины — князь Михаил Яковлевич Черкасский. Освящен он был в честь иконы Владимирской Божьей Матери. 6 В 1857 году прихожане значительно обновили обветшавший от времени храм, и в таком виде он простоял до первой русской революции 1905 года. 7

  За сравнительно долгую историю Владимирской церкви в ней сменилось немало священноцерковнослужителей. По причине охвативших ляпнинских прихожан раскольнических настроений мало кто из лиц духовного звания задерживался на этом приходе надолго. Было даже время, когда священническое и пономарское места в местной церкви довольно долго оставались вакантными.

  6 феврале 1832 года Преосвященный Афанасий (Протопопов), епископ Нижегородский и Арзамасский, перевел из села Хирина Арзамасского уезда в Ляпню молодого дьячка Петра Михайлова. На новое место своего служения отец Петр приехал вместе с женой Евдокией Тимофеевой и пятилетним сыном Львом. Вскоре по приезде в Ляпню Евдокия родила второго сына — Степана, а через два года в этой благочестивой семье появился и третий сын, нареченный во святом крещении — Михаилом. Кроме сыновей в семье дьячка было еще четыре дочери: Мария, Анна, Дарья и Наталия. 8

  Многодетная семья жила очень бедно, часто терпя и голод, и холод, и другие лишения. Выручали её сердобольные прихожане ляпнинского храма, порой жертвуя последним, что у них было: кто приносил в дом Петра Михайлова продукты, кто — одежду, а кто-то в лютые зимние морозы снабжал приезжего дьячка дровами. Несмотря на крайнюю бедность, в семье жили дружно, дети воспитывались на Житиях Святых, Евангельских заповедях.

  Самый младший из сыновей — Михаил, по окончании домашней учебы поступил в Казанскую Духовную семинарию. В 1858 году, успешно закончив семинарский курс, он стал учителем причетнического класса при Нижегородском Печерском духовном училище. Вскоре Михаил Петров был назначен помощником инспектора епархиальных училищ. В этой многопопечительной должности он состоял до 15 января 1861 года.

  23 апреля 1862 года Преосвященным Нектарием (Надеждиным), Епископом Нижегородским и Арзамасским, Михаил Петров был посвящен во священника и направлен на служение в Сергачский Владимирский собор. В последствие здесь отец Михаил прослужит без малого тридцать пять лет. 9

  Батюшка принадлежал к числу тех людей, которые, творя дела благочестия, предпочитают оставаться незаметными. Во все годы своей иерейской службы в Сергачском он безвозмездно проводил богослужения в местном тюремном замке. Более того, после окончания службы священник всегда оставался для увещевания заключенных. Его долгие беседы с арестантами, как правило, приводили к тому, что на суде родители прощали своих детей, нанесших им обиды, и окружной суд вынужден был прекращать эти дела за примирением сторон. Благодаря живому и деятельному участию священника в судьбе обвиняемых, Сергачским окружным судом было прекращено немало дел. 10

  Отец Михаил никогда не считался со временем, всецело употреблял его лишь на богоугодные дела. За это все его искренне любили. Священник никому не отказывал в помощи, будь то крестьянин или же лицо другого сословия, причем для него было неважно, в его приходе жил нуждающийся в помощи человек или же за много верст от Сергача. Батюшка старался служить всем и каждому, порой совсем забывая о своем личном отдыхе. Это не могло не сказаться на состоянии его здоровья: он ушел из жизни намного раньше своих более старших братьев. 11

  Незадолго до своей кончины, уйдя в заштат в 1896 году, отец Михаил решил переехать жить в город Омск, где в то время епископствовал его старший брат Лев — Преосвященный Григорий (Полетаев). Прощание его с жителями Сергача было поистине трогательным. Узнав об отъезде любимого батюшки в Омскую епархию, к его дому с утра и до самой ночи наряду с прихожанами Владимирского собора шло много людей из других, соседних приходов. Все они приходили не только для того, чтобы проститься с добрым пастырем, но еще и потому, чтобы получить на последок, его благословение. В знак своей любви и благодарности жители города Сергача приобрели для батюшки серебряный вызолоченный и украшенный драгоценными камнями наперстный крест и послали его в г. Омск вместе с письмом сергачского уездного предводителя дворянства Н. И. Приклонского. 12

  18 ноября 1898 года отец Михаил после продолжительной болезни мирно отошел ко Господу. Весть о его кончине быстро облетела весь Сергач. На городских улицах только и было слышно: «Дай ему, Господи, Царствие Небесное! Хороший был батюшка. Другого такого мы не дождемся». Городские власти и прихожане Сергачского Владимирского собора добились того, что 26 ноября тело усопшего любимого пастыря для погребения привезли в город Сергач. На следующий день утром после Литургии над гробом почившего была отслужена панихида, после чего гроб отнесли в кладбищенскую церковь. Всю ночь не прекращался поток людей, пришедших для последнего прощания с горячо любимым пастырем. 13

  По свидетельству очевидцев: «такого большого скопления народа в Сергаче доселе никогда не наблюдалось». Многие, не скрывая слез, плакали. Отец Михаил был погребен в ограде Сергачского Владимирского собора, недалеко от алтаря. 14

  Старший сын отца Петра Михайлова — Лев, пережил своего младшего брата на шестнадцать лет. Щедро наделенный Богом талантами, он завершил свой земной путь в сане епископа.

01Епископ Омский Григорий

  После учебы в Нижегородской Духовной семинарии, Лев Петров, где ему была дана новая фамилия — Полетаев, поступил в Казанскую Духовную Академию, которую блестяще закончил в 1854 году, получив степень магистра богословия. По достоинству оценив незаурядные способности скромного сельского юноши, руководство Академии предложило ему остаться служить в Казани. В том же году Лев Петрович получил ученную степень бакалавра, а спустя год — звание экстраординарного профессора. С 1867 года Л. П. Полетаев преподавал в разных Духовных семинариях, а в 1891 году он был хиротонисан во епископа Туркестанского с наречением в монашестве Григорием (в честь святителя Григория Богослова). В 1895 году Преосвященного Григория перевели в Омскую епархию, которой он управлял до 1900 года. 15

  Трудное детство научило Владыку Григория милосердию. Немало своих средств он жертвовал на монастыри и церкви Туркестанской и Омской епархий. Помогал владыка и частным лицам. Особенно много пожертвований поступало от Преосвященного Григория в родную Нижегородоскую епархию: как в монастыри, так и в приходские храмы, в том числе и в церковь села Хирина Арзамасского уезда, где он родился. Однако все эти пожертвования несопоставимы с тем огромным вкладом, который владыка Григорий сделал для села Ляпня Сергачского уезда. Не случайно это село он считал своей второй родиной: здесь, в ограде приходского храма, были похоронены его благочестивые родители и две родные сестры. 16

  23 июня 1904 года по благословению Преосвященного Назария (Кирилова), Епископа Нижегородского и Арзамасского, в селе Ляпня началось строительство нового деревянного храма. Строился он на средства прихожан, местного настоятеля — священника Стефана Комарова и добровольных жертвователей. 17 В числе последних значился и Преосвященный Григорий, епископ Омский, пожертвовавший на постройку храма 13 тысяч рублей, 18 (в то время это были немалые деньги). Во многом именно благодаря материальной помощи владыки новая церковь в Ляпне была построена за два с небольшим года. Уже в августе 1906 года состоялось ее освящение в честь иконы Владимирской Божией Матери. Сколько же было радости у жителей села, когда на месте старой, обветшавшей от времени церкви, был сооружен величественный пятиглавый с сияющими на солнце крестами новый храм с колокольней! Какое сердечное ликование испытали ляпнинские прихожане, когда заблаговестил к обедне большой 200-пудовый колокол, подаренный им их земляком — епископом Григорием!

  Свои вклады к Владимирской церкви села Ляпня Преосвященный Григорий делал и после её освящения. Так, в 1907 году им было пожертвовано в храм семь новых вышитых золотом, священнических облачений и плащаница, общей стоимостью 1000 рублей. 19 Особенно большое участие владыка принял в строительстве новой, просторной церковно-приходской школы, вложив в это «великолепное обширное здание» свыше 2.500 рублей. До революции 1917 года ляпнинская школа по праву считалась гордостью всего Сергачского уезда. Владыка обеспечил и ее ежегодное содержание, пожертвовав на это богоугодное дело дополнительно еще 4000 рублей, (в виде ценных бумаг). Из своей обширной личной библиотеки он передал в церковно-приходскую библиотеку немало книг религиозно-нравственного и противораскольнического содержания (общей стоимостью 400 рублей). 20 Поэтому совсем не случайно, что еще при жизни омского епископа это учебное заведение стало называться его именем — «школа Преосвященного Григория». 21

  В 1911 году архипастырь прислал еще 1.500 рублей на изготовление для церкви нового позолоченного иконостаса и написание для него новых икон. Наряду с этим в том же 1911 году на средства епископа Григория в Ляпне был выстроен новый дом для псаломщика, а так же пожертвованы 3.000 рублей на страховку Владимирской церкви. 22

  Спустя год вновь на средства Преосвященного Григория для храма было приобретено большое паникадило стоимостью в 500 рублей. Кроме того, им были выделены средства на страховку не только церкви, но и всех церковно-общественных домов в приходе. 23 Всего же для прихода села Ляпня владыка Григорий пожертвовал более 21 тысячи рублей личных сбережений. 24

  В последние годы своей жизни Преосвященный Григорий был озабочен устройством в Ляпне богадельни для заштатных членов церковного причта, а так же вдов и сирот. Самое главное, чему в немалой степени способствовали и отец Михаил (Петров), и особенно епископ Григорий, — это то, что к 1914 году число раскольников в ляпнинском приходе сократилось более чем наполовину. Усилиями двух братьев большинство сектантов оказалось в ограде Православной Церкви.

02Московский Ново-Спасский монастырь

  Скончался Преосвященный Григорий, будучи на покое, на 89-ом году жизни в Москве. 17 июня 1914 года гроб с телом почившего владыки из его квартиры был перенесен в главный храм Новоспасского монастыря. Два дня люди нескончаемым потоком шли в святую обитель, чтобы проститься с одним из старейших иерархов Русской Православной Церкви. У гроба непрерывно служились заупокойные панихиды: в них участвовал и священник с. Ляпня — отец Стефан Комаров. 25

  19 июня состоялось погребение архипастыря. Его совершали: член Священного Синода и Московской Синодальной конторы Высокопреосвященный Алексий, Архиепископ Тверской вместе с Преосвященным Иоанникием, бывшим епископом Архангельским и Преосвященным Евфимием, бывшим епископом Балахнинским. После отпевания гроб с телом почившего был отнесен священниками в церковь святой Великомученицы Екатерины, за алтарем которой и состоялось его погребение. 26

  Поистине трогательным было прощание с Преосвященным Григорием и на его второй родине — в селе Ляпня. Как только известие о кончине владыки достигло жителей села, все прихожане, от мала до велика, потянулись в церковь. 19 июня 1914 года Ляпнинский Владимирский храм снаружи был полностью обтянут, черным траурным холстом. Новая церковь не смогла вместить всех желающих. В храме горело множество свечей. Священником было совершено заупокойное богослужение, во время которого ляпнинцы возносили свои молитвы ко Господу о упокоении души новопреставленного раба Божиего — Преосвященного Григория, бывшего епископа Омского. 27 В числе молящихся немало было бывших раскольников и сектантов, обязанных почившему многим и прежде всего тем, что он своими горячими молитвами и безграничной щедростью избавил их от заблуждений и привел в спасительную ограду Православной Церкви.

 

Николай Мухин

Источники и литература:

 

1 Мельников П. И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии, 1853 год. // Действия НГАУК т. 9.

2 ГУ ЦАНО ф. 570, оп. 559, д…. Объездной журнал благочинного 4-го округа Сергачского уезда священника с. Покрова Павла Веселицкого,      1896 г.

3 ГУ ЦАНО ф. 570, оп. 558, д… Сведения по обозрению быта духовенства г. Сергача и его уезда за 1896 год.

4 ГУ ЦАНО ф. 570, оп. 559, д… Отчет благочинного 4-го округа Сергачского уезда священника о. Павла Коринфского, 1893 год.

5 Курмачева М. Д. Крестьянская война 1773-1775 гг. Крестьянская война 1773-1775 гг. в Нижегородском крае. Горький, 1975 г.

6 ГУ ЦАНО ф. 570, оп. 557, Клировые ведомости церквей 4-го благочинического округа Сергачского уезда за 1834 год.

7 ГУ ЦАНО ф. 570, оп. 558-559 Клировые ведомости 4-го благочиния Сергачского уезда за 1858 — 1906 гг.

8 Там же, за 1834 и 1845 гг.

9 Памяти протоиерея Михаила (Петрова). Некролог. // Н. Г. В. № 52 за 1898 г.

10 Там же.

11 Там же.

12 Там же.

13 Там же.

14 Там же.

15 Памяти Преосвященного Григория, Епископа Омского. Некролог. // НЦОВ 1914 № 26 и № 34.

16 Там же

17 ГУ ЦАНО ф. 570, оп. 559, Клировые ведомости церквей 4-го благочиния Сергачского уезда за 1906 год.

18 Памяти Преосвященного Григория, Епископа Омского. Некролог. // НЦОВ 1914 № 26 и № 34.

19 ГУ ЦАНО ф. 570, оп. 559, Клировые ведомости церквей 4-го благочиния Сергачского уезда за 1907 год.

20 Там же, за 1908 год.

21 Там же, за 1909 год.

22 Там же, за 1911 год.

23 Там же, за 1912 год.

24 Памяти Преосвященного Григория…Указ. Соч.

25 Там же.

26 Там же

27 Там же.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up