ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Первые автомобили

Журнал «Нижегородская старина»

Номер 10 за 2005 год

 

«Воспрещается быстрая езда…»

(первые автомобили в Нижнем Новгороде).

 

01Император Николай II

   В наши дни укрепилось мнение, что машина не роскошь, а средство передвижения. Но в начале ХХ века автомобиль относился к товарам престижного потребления и говорил о высоком статусе его владельца. Уже в кинохронике после 1905 года мы видим Николая Второго с семьей в автомобиле. По-видимому, это одна из двух машин французской фирмы «Делоннэ-Бельвиль», выписанных Николаем Вторым одновременно с шофером-бельгийцем Кегрецем. 1

  Примеру Императора следовали его подданные по всей России. Нижний Новгород не стал исключением: в 1907 году в нем насчитывалось семь автоматических экипажей. 2 В масштабах города того времени это была внушительная цифра, и Нижегородская Городская Дума озаботилась созданием правил дорожного движения для автомобилистов.

  1 июня 1907 года она рассмотрела проект «Обязательных постановлений о езде по городу Нижнему Новгороду на автоматических экипажах». 3 Он предусматривал создание первого подобия современных водительских прав. Существовал и своеобразный технический талон на автомобиль: «…чертеж или фотография … с указанием его размера и веса, а так же системы двигателя, описанием приборов для остановки экипажа и подачи сигналов». 4 Обязанности современной ГИБДД взяли на себя Городская Управа и Хозяйственная полиция, выдававшие права, номерные знаки и определявшие исправность автомобиля. 5

  «Обязательные постановления» предусматривали так же следующие запреты:

-пункт 7 гласил, что «… воспрещается быстрая езда скоростью более 12 верст/час (приблизительно 12 км/час, с той же скоростью ездили тогда трамваи), предписывал «…в местах большого скопления публики и экипажей…» тихую езду, запрещал «…езду вперегонку…». 6

-пункт 8 вводил правостороннее движение и повороты только под прямым углом,

-пункт 9 разрешал обгон пешехода или экипажа только с правой стороны и с предупредительными сигналами. 7

  За нарушение этих нехитрых правил Городская Дума могла по решению суда лишить автомобилиста прав и номерного знака. 8

  Интересно, что в первых нижегородских правилах дорожного движения ни слова и сказано о пешеходах: автомобилей в городе было немного, а довести до сведения каждого нижегородца, как вести себя при встрече с «самодвижущимся экипажем», было затруднительно.

  Видимо, основным негласным правилом было держаться от четырехколесной диковины подальше.

  Но в перспективе число автомобилей в городе должно было увеличиться, и Городская Управа сочла, что с их владельцев, надо, (наравне с извозчиками и велосипедистами), взимать стоимость номерных знаков и ввести автомобильный сбор в пользу города в размере 150 рублей в год. За неуплату в срок должны были взиматься 50% пени. 9

02Великий князь Дмитрий Павлович возле своего автомобиля

  Проект «Постановлений…» был представлен на рассмотрение Нижегородскому Губернскому по Земским и Городским делам Присутствию под председательством губернатора М. Н. Шрамченко. Наиболее спорным был признан пункт 11, предусматривавший лишение прав за нарушение автомобилистом правил. Присутствие решило, что «… Городские Думы …не вправе устанавливать …особые карательные меры… за несоблюдение обязательных постановлений…». 10 Пункт 11 был отменен, но других изменений правила дорожного движения не претерпели.

  Город приобрел еще одну статью дохода, сулившую большие отчисления в будущем: сумма сбора по тем временам была очень высока. Но и автомобили могли приобрести только очень состоятельные люди.

  «Обязательные постановления…» были опубликованы в «Нижегородских Губернских Ведомостях» и вступили в силу через две недели после выхода в свет 11

— как раз накануне прибытия в Нижний Новгород участников автомобильного пробега Пекин-Париж.

  13 июля 1907 года торжественно прибыл в Нижний Новгород из Казани первый из них — князь Боргезе. Как сообщал корреспондент «Нижегородского листка»,»Вечером в клубе «Общественное собрание» несколько лиц из промышленной и административной сфер чествовали его ужином«. Утром Боргезе отправился в Москву. 12

  Новый визит не заставил себя ждать: 31 июля «… через Нижний Новгород проследовали автомобилисты, отставшие от князя Боргезе. … Они выглядят … утомленными, их экипажи сильно забрызганы грязью . Они проклинают путь от Казани до Нижнего: такой скверной дороги они еще не встречали». 13

  Выяснилось, что целью пробега было не состязание в скорости, как это расценил Боргезе, а испытание автомобилей. У соперников князя не было шансов: их самый мощный экипаж имел 15 лошадиных сил, а лидер гонки проделал путь до Парижа на 60-сильном автомобиле. В 6 часов вечера гости отбыли в Москву. 14

  Такой мимолетный и в то же время торжественный визит вызвал целую волну слухов. 16 июля «Нижегородский листок» опубликовал «рассказ одной простой женщины»(возможно, полностью выдуманный самим корреспондентом): «Приезжал из Парижа какой-то князь и хотел здесь бунт устроить. Хорошо, что полиция про это узнала…Народу на Печерке собралось много, а полиции еще больше. И вот приехали. Баба с ними какая-то, вся платками грязными обвязана (очевидно, автомобилист в костюме для езды-корр.) Хорошо, что полиции много было, а то бы обязательно бунт сочинили, а теперь же ни с чем уехали… Говорят, опять приехать хотят…». 15

  Нижний Новгород смог отдохнуть от шума и гари — вечных спутников автомобилей. Но это была лишь временная передышка:»самодвижущиеся экипажи «уверенно входили в городской быт.

Примечания

 

1 Воспоминания Великого Князя Александра Михайловича/ А. М. Романов. — М.: Захаров,2001. — С. 159.

2 ГУ ЦАНО. Ф. 72. Оп. 20. Т. 1. Д. 1451. Л. 4.

3 Протоколы заседаний Нижегородской Городской Думы 12 очередное заседание 1 июня 1907 года. Типография Нижегородского губернского правления. — С. 1.

4 Там же. — С. 1.

5 Там же. — С. 2.

6 Там же. — С. 2.

7 Протоколы заседаний Нижегородской Городской Думы. 12 очередное заседание 1 июня 1907 года. Типография Нижегородского                        губернского правления. — С. 2.

8 Там же. — С. 2.

9 ГУ ЦАНО. Ф. 72. Оп. 20. Т. 1. Д. 1451. Л. 4.

10 Там же. Л. 5.

11 Протоколы заседаний Нижегородской Городской Думы. 12 очередное заседание 1 июня 1907 года. Типография Нижегородского                      губернского правления. — С. 2.

12 Нижегородский листок. Нижний Новгород. 1907. № 182. С. 2.

13 Там же. С. 2.

14 Там же. С. 2.

15 Там же. С. 2.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up