ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Жизнеописание Августина

Журнал «Нижегородская старина»

Номер 11 за 2006 год

 

Жизнеописание наместника Оранского монастыря архимандрита Августина (Пятницкого)

 

 

01Город Лодейное поле, где родился архимандрит Августин. Фото М. С. Прокудина-Горского

  Архимандрит Августин (Пятницкий) родился в семье священнослужителя в 1884 году в селе Лодейное Поле, Олонецкой губернии. В святом крещении был наречён Александром. Получив светское образование в местной Олонецкой мужской гимназии, Александр Пятницкий в 21 год поступает в число послушников Клименецкого Свято-Троицкого монастыря расположенного на одном из островов Онежского озера.

  В 1903 году указом Олонецкой Духовной консистории за № 1335 послушник Александр Пятницкий был пострижен в рясофор, а 20 сентября этого же года был назначен экономом Клименецкой обители, с исполнением обязанностей помощника настоятеля. Деловые качества его по управлению хозяйственной частью небольшого отдаленного монастыря, способствовали быстрому продвижению его по церковной иерархии.

02Храм Петра и Павла. Лодейное Поле. Фото С. М. Прокудина-Горского

  Настоятелем монастыря игуменом Варнавой (Накропиным) 29 января 1904 года, по благословению Епископа Олонецкого и Петрозаводского Анастасия (Опоцкого) рясофорный инок Александр, был пострижен в монашество с наречением имени Августин. В том же году, 18 февраля Преосвященным Анастасием монах Августин был рукоположен в сан иеродиакона, а 22 февраля -во иеромонаха.

  После рукоположения молодой отец Августин с большей ревностью стал исполнять возложенные на него обязанности эконома неся, при этом череду служения возле мощей св. прп. Ионы Климинецкого. Одновременно, епархиальным Училищным Советом, согласно резолюции епископа Анастасия на него были возложены обязанности законоучителя в Климинецкой церковно-приходской школе.

  За добрые и нравственные качества, иеромонах Августин 19 января 1905 года был удостоен права ношения первой церковной награды — набедренника. Однако служение его в Свято-Троицком монастыре было не долгим, уже 15 марта этого же года, указом Духовной Консистории отца Августина перевели на более ответственную должность казначея в Палеостровский Рождественский монастырь на Онежском острове Палей. В этой обители настоятельствовал возведённый к тому времени в сан архимандрита Варнава (Накропин), и именно там началась его дружба с иеромонахом Августином.

03Епископ Тобольский Варнава (Накропин) и архимандрит Августин в Тобольске

 

   Спустя три года, в 1908 году архимандрита Варнаву перевели настоятелем в первоклассный Ново-Голутвин Коломенский монастырь под Москвой. После отъезда Варнавы в Московскую епархию, отец Августин еще два года нес своё послушание в Рождественской обители, а в 1910 году, по указу епископа Мисаила (Крылова) его перевели на настоятельскую должность в Каргопольский Спасо-Преображенский монастырь. Обитель эта была немногочисленная и бедная, в то время в ней проживало всего 10 человек братии. Службы совершались в единственном Спасском храме, святынь в нем никаких не было, братия жила в деревянном корпусе.

04Верхотурский Николаевский монастырь

 

  В 1911 году, Святейший Синод, под влиянием царской семьи и Григория Распутина принял решение о хиротонии архимандрита Варнавы (Накропина), (который как и иеромонах Августин не имел духовного образования), во епископа Каргопольского, викария Олонецкой епархии с проживанием его в Спасо-Преображенском монастыре. Так, вновь началось совместное служение нового викарного епископа Варнавы и иеромонаха Августина. В Спасском монастыре владыка Варнава и настоятель иеромонах Августин проживали в одном корпусе.

05Настоятель Верхотурского монастыря архимандрит Ксенофонт

 

  Епископ Варнава знакомит отца Августина с Григорием Распутиным, который рассказывает им о Верхотурском Николаевском монастыре и святом праведном Симеоне, а так же проживающем там прозорливом старце Макарии. В следующем 1912 году они совершают совместную паломническую поездку в Верхотурскую обитель. Настоятель Верхотурского монастыря игумен Ксенофонт (Медведев) об этом визите в книге посетителей сделал следующую памятную запись: «25 июня Преосвященный Варнава прибыл с поездом железной дороги в сопровождении наместника Каргопольского монастыря иеромонаха Августина. Сначала Преосвященный проследовал в монастырский скит „Октай“. Отслушав там полунощницу и посетив старца монаха Макария, Преосвященнейший прибыл в монастырь в 7 часов утра и проследовал в покои о. настоятеля. После краткого отдыха Преосвященнейший Варнава проследовал в храм, где слушал Божественную Литургию и акафист Св. пр. Симеону, а по окончании служения обозревал вновь выстроенный храм [Крестовоздвиженский собор]. В 4 часа дня Владыка посетил Покровский женский монастырь и Успенскую женскую общину. В 12 часов того же дня, в сопровождении о. игумена Ксенофонта, Преосвященный Варнава отбыл на станцию „Верхотурье“ для обратного следования».

 

06Посещение архимандритом Августином г. Верхотурья в 1912 году. ГАСО

 

 

  13 ноября 1913 года Преосвященного епископа Варнаву назначают на Тобольскую кафедру. Спустя некоторое время в эту же епархию переходит иеромонах Августин, которого по указу Св. Синода назначают на должность епархиального миссионера, с последующим возведением его в сан архимандрита.

  В 1914 году архимандрит Августин вместе с епископом Варнавой приезжает в Петербург, где происходит его вторая встреча с Григорием Распутиным, (в квартире Распутина на Гороховой улице, 64). Именно личное знакомство «с царским духовником», и частные встречи с ним в последствии принесут много скорби архимандриту Августину.

 

07Епископ Тобольский Варнава

 

 

   С момента своего вступления на Тобольскую кафедру, епископ Варнава стал заниматься собиранием свидетельств святости Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского, останки которого почивали в Софийском соборе Тобольского кремля. Вместе с архимандритом Августином они совершали панихиды возле могилы Святителя Иоанна. В 1914 году Архимандрит Августин был официально включён в состав специально созданною для этого комиссию под председательством Епископа Варнавы.

 

 

08Распутин Г. Е. в Тобольске

 

  В 1916 году по представлению Государя Императора Николая II, Святейший Синод принял решение о канонизации Святителя Иоанна Тобольского. После совершения парастаса (панихиды), глубокой ночью 8 июня 1916 года епископ Варнава, митрополит Макарий (Невский) совместно с архимандритом Августином настоятелем кафедрального собора протоиереем Никанором Грифцевым и соборным ключарем, облачили святые мощи Святителя Иоанна и переложили их в доставленную из Москвы раку. 10 июня в Тобольске состоялись официальные торжества по прославлению в лике святых Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и всея Сибири Чудотворца. В этих торжествах участвовал так же и епархиальный миссионер архимандрит Августин, который не мало потрудился, чтобы это общецерковное событие произошло. Тысячи православных прибыли на праздник в Тобольск, это было последнее духовное торжество в старой России.

09Архимандрит Августин на прославлении Иоанна Тобольского. 1916 г.

 

   Осенью 1916 года Преосвященный Варнава был возведен в сан архиепископа. Наступил 1917 год. 2 марта Император Николай II отрекается от престола и уже через пять дней, 7 марта 1917 года, Святейший Синод имел суждение об увольнении архиепископа Варнавы от управления Тобольской епархией, уважив тем самым ранее поданное им лично прошение об увольнении на покой. Новым местом пребывания ему была определена Высокогорская пустынь в Нижегородской епархии, которую Преосвященный Варнава и принял в своё управление.

10Крестный ход с мощами Иоанна Тобольского. Тобольск, 1916 г.

  4 апреля 1917 года, архимандрит Августин подал прошение на имя епископа Нижегородского и Арзамасского Иоакима (Левицкого), в котором написал, что: «Прошением на имя Св. Синода от 4 апреля я ходатайствую об освобождении меня от должности Тобольского епархиального миссионера. Желая дальнейшую свою деятельность посвятить обители, я позволяю себе обратиться к Вашему Высокопреосвященству с покорнейшей просьбой о принятии во вверенную Вам Нижегородскую епархию и об определении меня в число братии какого-либо монастыря, по Вашему Архипастырскому усмотрению». В свою очередь архиепископ Иоаким 23 апреля наложил на данном прошении резолюцию о своём согласии, но при условии, что не будет на то препятствий со стороны Тобольской консистории.

11Епископ Варнава

 

  Ознакомившись с этой резолюцией, 24 апреля 1917 года архимандрит Августин написал прошение настоятелю Высокогорской пустыни, Архиепископу Варнаве: «Покидая занимаемую должность миссионера, я почтительнейше ходатайствую перед Вашим Высокопреосвященством о принятии меня в число братии вверенной Вам обители». Дав свое согласие, архиепископ Варнава уведомил об этом правящего архиерея телеграммой, через секретаря Нижегородского архиерейского дома: «Согласен. Доложите владыке. Архиепископ Варнава». 6 мая из Тобольска в Нижегородскую Духовную Косисторию была прислана телеграмма: «Переходу архимандрита Августина нижегородскую препятствий нет. Послужной почтой. Секретарь Афанасьев».

 

12Дело о переводе архимандрита Августина из Тобольска

 

  Однако правящий Архиепископ Иоаким на вышеназванном прошении архимандрита Августина о принятии в Высокогорскую пустынь наложил следующую резолюцию: «Согласен на принятие просителя в Нижегородскую епархию, с назначением наместником Оранского монастыря с 1 июня…». Так решением Преосвященного Иоакима бывший Тобольский миссионер оказался в Оранской обители.

  Архимандрит Августин принял в своё ведение Оранский монастырь не в лучшее для этой обители время, ибо часть монастырской братии была «поражена» новыми веяниями революционной эпохи и не пожелала принять нового наместника, которого братия считала сподвижником Распутина. В это же время по Постановлению Временного Правительства полным ходом шло следствие о деятельности т. н. «Темных сил», под которыми подразумевались представители Дома Романовых, Григорий Распутин и многие священнослужители.

 

13Телеграмма о переводе архимандрита Августина из Тобольска. ГУ ЦАНО

 

  В январе 1918 года жители села Оранки, на общем сельском собрании по поводу обсуждения продовольственных вопросов, обратились к архимандриту Августину с просьбой помочь голодающим крестьянам, создав для этого специальное общество помощи голодающим. На что архимандрит пообещал жителям всяческую помощь. В феврале месяце по декрету большевиков «О земле», местный Алистеевский Волостной земельный отдел национализировал все земельные угодья монастыря, и в первую очередь его сельскохозяйственный хутор. Настоятель обители отец Августин всячески пытался воспрепятствовать этим беззаконным действиям, и поехал в ближайшие селения оповестить об этом местных жителей. В последствии в протоколе ЧК об этих событиях будет записано:«…он стал собирать народ (толпу) говоря, что большевики ограбили монастырь поэтому из разных селений пришли люди и произвели бунт, угрожая разгромить местные Советы и требуя возврата хутора монастырю…».

14Прошение архимандрита Августина о переводе в Нижегородскую епархию. ГУ ЦАНО

 

  Прибывший отряд красноармейцев «навёл» должный порядок, а архимандрит Августин был арестован. 26 февраля из Оранского монастыря, Епископу Лаврентию прислали телеграмму — «Архимандрит Августин арестован вечером увезён в Нижний. Просим распоряжений. Казначей Дмитрий [иеромонах Дмитрий Архангельский]». Духовная Консистория официально обратилась в Губернский Комиссариат с просьбой «принять все зависящие от него меры по освобождению из под ареста архимандрита Августина». На, что в свою очередь, Губернский комиссар направил в Консисторию нижеследующее уведомление: «…архимандрит Августин был арестован Нижегородским Военно-революционным штабом, то и за сведениями о причинах его ареста и о его освобождении надлежит обратиться в вышеназванный штаб». Возможно в дальнейшем владыка Лаврентий подал ходатайство в вышеназванный штаб, и архимандрит Августин был отпущен на свободу та как в марте месяце, под председательством наместника было проведено собрание о ликвидации монастырского общества помощи голодающим, «в виду трудности добывания продуктов питания», и ранее собранные деньги в сумме 1.187 рублей были переданы Оранскому кредитному товариществу.

 

15Архимандрит Августин

  27 мая 1918 года в Высокогорской пустыни был арестован Архиепископ Варнава «друг Распутина» и отправлен в Москву в Таганскую тюрьму. В это же время, в нижегородской печати началась травля правящего Архиепископа Иоакима (Левицкого): публиковались грязные статьи и различные карикатуры. Владыку обвиняли в связях с местным жандармским Отделением и Григорием Распутиным, который в 1911 году, во время визита к губернатору А. Н. Хвостову посещал и нижегородского архиерея. Под давлением революционно настроенных общественных кругов архиепископ Иоаким вскоре вынужден был, как и многие другие иерархи, подать прошение об уходе на покой. Постановлением Синода и Патриарха Тихона, от 28 марта 1918 года, просьба его была удовлетворена.

 Архиепископа Иоакима отправили на покой с правом настоятельства в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. Владыка Иоаким предложил архимандриту Августину поехать вместе с ним, и быть наместником в Воскресенском монастыре, но трагическая судьба каждого из них сложилась иначе.

16Факсимиле архимандрита Августина

 Обстоятельства связанные со смещением с кафедры правящего архиепископа Иоакима, вероятно послужили поводом для анонимного доноса некоторых из насельников Оранского монастыря на своего наместника — архимандрита Августина, которого так же обвинили перед новой властью: «…сподвижник Распутина <…> наместник Оранского монастыря архимандрит Августин, этот Бог и Царь святой обители устраивает у себя ночами пьяные пирушки приглашая разных подозрительных женщин. Целыми днями занимается злостной контр-революционной деятельностью <…> объезжает ближайшие к монастырю деревни мутит крестьянскую массу, бросает семена раздора в гуще трудового народа внушает ненависть к советской власти». Кроме вышеназванных обвинений архимандрита Августина обвинили так же в растрате церковных сумм и неблаговидном поведении. При этом донос этот был направлен ни к церковным властям, а в Нижегородскую Чрезвычайную Комиссию, которая и занялась расследованием.

 Преосвященный Лаврентий (Князев) епископ Балахнинский, временно управляющий Нижегородской епархией, узнав о событиях в Оранском монастыре, назначил своё церковное следствие, определив для этого благочинного монастырей игумена Нектария. Но, поскольку это дело вышло за рамки церковной юрисдикции, то и от Нижегородского губернского комиссариата были выделены представители для совместного расследования. Началось следствие.

 18/5 июля архимандрит Августин был вызван к духовному следователю в монастырскую гостиницу, где тут же был арестован одним из членов следственной комиссии тов. Подкопаевым, а затем доставлен в Алистьевский Волостной Совдеп, где по расписке архимандрит был передан сотрудникам ЧК и отправлен в Нижний Новгород.

17Дело архимандрита Августина. ГУ ЦАНО

 

   Сразу же после ареста в келье наместника был произведен обыск, во время которого были найдены: 2.007 рублей заключающие в себя кредитные билеты, марки, серебро на сумму 700 рублей (которое очевидно было спрятано в подвале при участии братии монастыря), а так же обнаружены в сундуке портреты «бывшей царской фамилии». Такие действия со стороны большевиков тогда квалифицировались как укрывательство государственных сумм, в то время как всё это необходимо было сдать в местный Совдеп. С другой стороны каждый настоятель или наместник монастыря, пытался всеми способами спасти церковные капиталы (ценные бумаги, кредиты) и другие средства существования монашествующих от разорения. Известны случаи, когда монахи, чтобы спасти церковное достояние по указанию настоятелей прятали серебряные сосуды богослужебного значения и другие ризничные предметы.

 

18Протокол допроса архимандрита Августина. ГУ ЦАНО

 

    Нижегородский военный комиссар по церковному имуществу требовал от комиссии ЧК ни под каким предлогом не выпускать Оранского архимандрита из под стражи. Находясь под арестом, архимандрит Августин написал письмо на имя Епископа Лаврентия, в Печерский монастырь, которое надеялся передать из тюрьмы: «Честь имею доложить Вашему Преосвященству, что сего 5 июля я, происками негодных лже-братий арестован и нахожусь под охраной в Алистеевского Совдепа. Дальнейшая моя судьба неизвестна. Игумен Нектарий следствие закончил. Покорнейше ходатайствую о срочном рассмотрении дела о самовольном удалении братии меня от должности наместника, а так же об аресте. Необходимо принять меру взыскания — запрещения священнослужения и ношение монашеского одеяния к лицам поименованным в моём показании игумену Нектарию. Не могут быть допущены к священнослужению лжеиноки нанёсшие мне оскорбление<…>как священнослужителю<…>Прежнее управление монастырём я поручил игумену Поликарпу и при нём Совету».

  В Оранский же монастырь на имя игумена Поликарпа (Успенского) архимандрит пытался отправить еще один документ: «Поручаю Вам, отец игумен вступить в управление монастырём. При Вас должен быть Совет из иеромонахов Нифонта, Лукиана, Анатолия, Рафаила. Все поступающие денежные суммы должны вписываться в отдельную тетрадь<…>Келейнику о. Питириму не покидать моего помещения<…>. В случае возникновения каких либо осложнений обращаться в Алистеевский Совдеп».

 

19Письмо к епископу Балахнинскому Лаврентию. ГУ ЦАНО

 

   Впоследствии оба эти письма оказались незамедлительно оказались в ЧК и были приобщены к следственному делу Августина. Тем не менее, наместником в Оранский монастырь по распоряжению Духовной консистории от 11/24 июля 1918 года был назначен архимандрит Аркадий (Антуфьев). Мотивом послужившим приезду комиссии в монастырь послужило заявление братии обители и 5 августа этого же года, по распоряжению Епископа Лаврентия в присутствии губернского Комиссара по отделению церкви от государства К. С. Карпова (бывшего насельника Оранского монастыря) и архимандрита Аркадия, была допрошена братия обители. Непосредственно показания насельников фиксировал казначей Печерского монастыря иеромонах Симеон.

 

20Письмо о. Августина Епископу Лаврентию (Князеву). ГУ ЦАНО

 

   Допрошенный игумен Поликарп сообщил следующее: «…живу в обители 57 лет, в хищении монастырских денег я не обвиняю о. Августина, что может выяснить только ревизия <…> что приходно-расходную книгу не вписывалось это мне известно… о. архимандрит Августин жил в Оранском монастыре в качестве наместника год, но официально монастыря не принимал и с первого февраля 1918 года… монастырскими суммами распоряжался единолично…; по преклонности лет я не имел возможности наблюдать за нравственностью о. архимандрита Августина». Всего было опрошено еще пять иеромонахов. После снятия показаний, тов. Карпов предоставил право архимандриту Аркадию перейти на жительство в настоятельские покои.

 Арестованный архимандрит Августин 15 августа 1918 года обратился в ЧК с нижеследующей просьбой: «…если отбросить вздорные сплетни распускаемые моими личными врагами, благодаря которым я был арестован, вроде того что будто бы я составил „контр-революционные“ переговоры, что будто бы я направился захватить Чудотворную икону, что будто ограбил монастырь не менее как на 40 тысяч, и т. д., то от моей контр-революции<…>ровно ничего не останется. Меня вверенные мои монахи оскорбили, опозорили, изгнали да я же должен ещё нести тюремное наказание. Из заключения я дольше всех нахожусь в тюрьме. Уже пошёл второй месяц со дня моего ареста. В честности своей уверен и суда не боюсь, от него я не намерен бежать. Что кроме гражданского суда для меня предстоит церковный суд, где я буду выступать и обвиняемым и обвинителем…». На этом прошении материалы следственного дела заканчиваются, и основными документальными источниками о дальнейшей судьбе архимандрита Августина служат газетные публикации и дневниковые записи насельника монастыря иеромонаха Димитрия (Воскресенского) под названием «Год в Оранском монастыре 1918 — 10 июня — 1919 гг.».

21 

 Начиная с 18 августа на страницах газеты «Рабоче-крестьянский Нижегородский листок» появляется статья под названием «За монастырской стеной» в которой в частности сообщалось что архимандрит Августин «Находясь в Шонихе, ведёт Контр-революционную агитацию среди окрестных сёл и деревень рассчитывая поднять до 6-7 волостей. Для возмущения тёмных суеверных масс, проповедовал „Священную войну Советам“ рассчитывая захватить в момент восстания чудотворную икону Оранской Божией Матери».

 Спустя несколько дней, в этой же газете в № 190 вышла статья под названием «Довольно слов», где нижегородцам уже сообщалось о расстреле архимандрита Августина и других «контрреволюционеров».

 «Преступное покушение на жизнь нашего идейного вождя т. Ленина, убийство тов. Урицкого и тов. Володарского, организованные на средства буржуазии и при её непосредственном участии переполнили чашу терпения революционного пролетариата. Рабочие и деревенская беднота требуют применения самых суровых мер к буржуазии, что бы отбить у неё охоту к убийству из-за угла вождей революции. В силу этого Нижегородская Губернская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контр-революцией расстреляла вчера 41 человека из вражеского лагеря. „За каждого убитого коммуниста или за покушение на убийство мы будем отвечать расстрелом заложников буржуазии“.

 

Ибо кровь наших убитых и раненых товарищей требует отмщения.

Да здравствует революция!

Да здравствует диктатура пролетариата!

Да здравствует товарищ Ленин!

 

Список расстрелянных:

Августин, архимандрит.

Орловский Николай Васильевич, протоиерей…»

 Далее в этом списке приводятся фамилии других расстрелянных, на тот момент в заложниках ЧК оказались: генерал-майор, пять полковников, три штабс-капитана, четыре офицера, и один прапорщик, военнослужащие бывшей царской армии, нижегородские полицейские, миряне.

 Подробности же трагической гибели архимандрита Августина запечатлены на страницах рукописи иеромонаха Димитрия (Воскресенского): «…Доходили до нас глухие и смутные слухи о судьбе арестованного архим. Августина, но никто не мог допускать даже мысли о возможной кровавой развязке этой грустной истории. Было известно, что обвиняют его не за характер монастырского управления и даже не за злоупотребления в этом отношении, а за контр-революционную агитацию среди крестьян окружающих монастырь селений. К несчастью, тогда как Августин сидел под арестом, случилось покушение на жизнь Ленина и убийство Урицкого. Ответом на них вспыхнул повсеместно „красный террор“ и всюду начались многочисленные расстрелы. Обстоятельство это имело решающее влияние и на горькую судьбу несчастного Августина, о чём можно говорить мне по отрывочным сведениям различных лиц, что я и сделаю здесь.

 Передают, что переведённый в тюрьму Августин вместе с содержавшимися вместе с ним пламенным монархистом — протоиереем Казанской церкви г. Н-Новгорода — Николаем Орловским и ещё кем-то из иереев не то в день Преображения, не то в праздник Успения соборне совершал в тюремной церкви литургию, и это было последним его священнослужением. Передаю дальше по достигшим меня случайным слухам о последних часах жизни арх. Августина. В ночь с 17 на 18 августа ст. стиля он предстал перед судом военно-революционного трибунала и на вопрос его: Признаёт-ли советскую власть? — с твёрдостью отвечал: „не признаю, и никогда не признаю“. Этим ответом Августин подписал себе смертный приговор.

 Решением военно-революционного трибунала, он, протоиерей Н. Орловский и ещё 15 других человек, которых я не знаю, приговорены были к расстрелу, а местом казни назначен был т. н. „Мочальный остров“ лежащий вниз по течению р. Волги несколько ниже Печерского монастыря. На рассвете 18/31 августа все обреченные на смерть посажены были на пароход, двинувшийся к роковому месту. Все несчастные были в приподнятом настроении, оживлённо беседуя между собою, и выражая друг-другу уверенность, что — умирают за истину. Они даже служили по себе заживо панихиду. По прибытии на остров все обречённые на смерть были расставлены как это требовалось. Архимандрит Августин стоял бодро, бесстрашно смотря на красноармейцев, готовившихся дать залп. И он раздался, но архимандрит продолжал стоять, его повторили и во второй раз и в третий раз, но, к удивлению всех, он всё ещё продолжал стоять, и только после четвёртого залпа пал мёртвым и был красноармейцами погребён или точнее только присыпан землёю с другими своими товарищами по смерти настолько небрежно, что жители сл. Старых Печёр впоследствии сами должны были засыпать землёю общую могилу убиенных<…>.

 Не смотря на то, что всеми переживались страшные дни, обычная монашеская жизнь их не замирала<…>. Печальный конец Августина встречен был ею молчаливо, и должно сказать, что у нея не достало ни мужества, ни любви, ни христианско-братского всепрощения, чтобы возносить свои молитвы за убиенного, который во сне являлся некоторым и по преимуществу в виде готовившегося к священнослужению. Видел его и аз грешный два-три раза, и в последний раз сидящим в какой-то мне неведомой, зале, что и побудило моё окаянство к молитве о нём, причём я не опасался возносить имя его и при общественных молитвословиях.

 Преосвященный же епископ Лаврентий пошёл ещё далее: в самый день смерти архим. Августина он, в своём Печерском монастыре, совершил панихиду соборную о упокоении душ новопреставленных убиенных священно-архимандрита Августина и протоиерея Николая, ни мало не подозревая, конечно, что в недалёком будущем и его самого ожидала та же участь„.

 Отсутствие в следственном деле какого-либо официального постановления о расстреле архимандрита Августина, связано с тем, что чекисты поторопились осуществить казнь священнослужителей. При чем сам Ревтрибунал в последствии запрашивал ЧК о необходимости прислать им постановление о расстреле архимандрита Августина: “Ревтрибунал отношением своим от 8 октября с/г за № 1189 для прекращения дела о. Архимандрита Оранского монастыря Августина обвиненного в противо-советской агитации просил ЧК выслать необходимую копию постановления ЧК о расстреле Архимандрита Августина. Между тем ныне Трибуналом получено сообщение ЧК от 25 октября с\г № 458/1782 подтверждающее лишь то, что названный Архимандрит расстрелян по постановлению ЧК от 1 сентября с/г.». Таким образом, архимандрита сначала расстреляли, а лишь затем вынесли постановление об его казни.

 Аналогичная трагическая судьба была уготована и всем другим лицам, упомянутым в нашем очерке. Спустя всего несколько месяцев в ночь с 6 на 7 ноября был расстрелян Преосвященный Лаврентий (Князев), и в том же году в Москве по дороге на место казни умер от сердечного приступа бывший Нижегородский губернатор Хвостов А. Н., а в 1921 году от рук неизвестных бандитов погиб бывший Нижегородский архиерей Иоаким (Левицкий).

 

Автор-составитель

наместник Печерского Вознесенского монастыря

Игумен Тихон (Затёкин)

Источники и литература:

 

1. РГИА ф. 796, оп. 439, д. 2 — Послужной список иеромонаха Августина (Пятницкого), 1914 г.

2. ГУ ЦАНО ф. 570, оп. 559, д. 1517 — Дело о переводе архимандрита Августина в Нижегородскую епархию, 1917 г.

3. ГУ ЦАНО ф. 2203, оп. 3, д. 6663 — Следственное дело архимандрита Августина (Пятницкого), 1918 г.

4. ГАСО ф. 603, оп. 1, д. 690 — Дело о приезде Преосвященных архипастырей на храмовый праздник в Верхотурский монастырь,

1909-1912 гг.

5. ГУ ЦАНО ф. 1678, оп. 9, д. 3 — Переписка Нижегородского Ревтрибунала, 1918-1919 гг.

6. ГУ ЦАНО ф. 588, оп. 586, д. 417 — А. Воскресенский. «Год в Оранском монастыре», 1918 г. Рукопись.

7. В. Софронов. Светочи земли Сибирской. Екатеринбург, 1988 г. С. 249-251.

8. А. А. Павловский. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и св. горы Афон. Н-Новгород, 1907 г. С. 482-483.

9. Игумен Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Святители земли Нижегородской. Н-Новгород, 2003 г. С. 212-213.

10. С. Фирсов. Русская церковь накануне перемен (конец 1890-1918 гг.) М., 2002 г. С. 492, 499.

11. Иоанновские Торжества в Тобольске. // Русский паломник. 1916 г. № 31.

12. Рабоче-Крестьянский Нижегородский листок. 1918 г. № 179, 181, 189.


 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up