ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Традиционные крестные ходы

Журнал «Нижегородская старина»

Номер 11 за 2006 год

 

Традиционные крестные ходы с чудотворной иконой Богоматери Владимирской Оранской в Нижегородской губернии

 

01Духовенство возле Чудотворной иконы

  На протяжении всего XIX столетия православные нижегородцы, главным событием в церковно-общественной жизни города, да и всего нижегородского края, называли ежегодные крестные ходы с чудотворным образом Богоматери Владимирской Оранской. Крестохождения эти были вызваны различными причинами и обстоятельствами. Всего к началу XX века, в течение одного года с благословения правящего архиерея от Святых врат Оранского монастыря начиналось девять различных крестных ходов. Основным из них считался «Нижегородский ход» — из Оранского монастыря в Нижний Новгород, (который длился по старому стилю с Четверга Светлой пасхальной седмицы до 19-го июля).

  Традиционно на Руси большинство монастырских крестных ходов посвящалось событиям прошлого. Многие из них совершались в память «чудесного избавления» населения от различных эпидемий. В период массовых эпидемий обострялись религиозные чувства народа, как во время войн и стихийных бедствий.

02Епископ Нижегородский и Алатырский Феофан (1753—1773)

  Осенью 1771 года жители Нижнего Новгорода переживали сильную эпидемию моровой язвы (чумы), во время которой «…каждый с трепетом ожидал приближения страшной минуты смерти». Вследствие этого горожане обратились к Преосвященному Феофану (Чарнуцкому) епископу Нижегородскому и Алатырскому с просьбой о разрешении принести чудотворную Оранскую икону. Еще в древние времена нижегородцы говорили об этой святыне: «Она была покровом и оплотом своей обители, она стольким страждущим подала облегчение, она поможет и нам. Владычица не оставит со слезами прибегающих к ее святой иконе».

  Дозволение епископа было дано немедленно, и уже 9 октября 1771 года, после службы в церкви Великомученника Георгия, был совершен самый первый крестный ход с иконой вокруг города. В период с 9 по 20 октября 1771 года произошло девять аналогичных крестохождений. Устное предание об этих событиях гласило, что чума не могла распространяться, далее той улицы, где была пронесена чудотворная святыня. В память этого чудесного избавления благодарные нижегородцы перед образом Богоматери дали своеобразное «обещание» — ежегодно брать икону Богоматери Владимирской Оранской из монастыря в Нижний Новгород для всеобщего поклонения, и исполнять данный обет из рода в род.

03Крестный ход с Оранской иконой

  На протяжении 150 последующих лет этот обычай исполнялся неукоснительно. События эти очень часто и подробно описывались на страницах нижегородских изданий, отражены они и на страницах монастырской летописи, составленной в 1871 году иеромонахом Гавриилом. «…В четверток на Пасхе (т. е. в первый четверг после Пасхи — О. Д.) по совершении литургии в Оранском монастыре начинается крестный ход с пением молебна, который завершался за монастырской деревней Поляна (т. е. Оранки — О. Д.). Затем, в особо устроенном киоте икона отправлялась „на руках богомольцев“ в Нижний Новгород. При этом несли ее в продолжение всего пути, порядком 50 верст…, и всегда находятся лица, желающие участвовать в несении иконы. Вообще, несмотря ни на какую погоду и состояние дороги, стечение народа бывает громадное».

  Начиная с XIX столетия, как правило, икону приносили в субботу вечером в Крестовоздвиженский монастырь (располагавшийся тогда на окраине города по Арзамасской дороге). Большинство горожан давали обет о том, чтобы пешком за несколько километров от города, встречать чудотворный образ Богоматери. По этому поводу нижегородский краевед Н. Н. Храмцовский в своем очерке писал: «…толпы горожан, обоего пола и всей возрастов, жителей Кунавина, Бора, Печёр и прочих окружных селений и деревень спешат к Крестовоздвиженскому монастырю, наполняют его стены и покрывают большую Арзамасскую дорогу, далее чем за 10 верст».

04Крестный ход с Оранской иконой в Н. Новгороде

  Встречали икону в восточных Святых воротах женской обители многочисленное духовенство, настоятельница и все сестры, с пением специального тропаря: «Днесь светло красуется Нижний Новгород яко зарю солнечну восприимше, Владычице, чудотворную твою икону…». Впереди этой процессии несли главную святыню Крестовоздвиженского монастыря — чудотворный крест, затем шли хор певчих из монахинь и послушниц с горящими свечами в руках, монастырское духовенство и Правящий архиерей, замыкавший торжественное шествие, сопровождаемое пением пасхальных канонов. При этом у ворот Крестовоздвиженского монастыря икону обязательно так же встречали представители губернской администрации, городского управления и общественности во главе с губернатором.

05Крестный ход с Оранской иконой на Арзамасском тракте

  Церемония встречи иконы на границе города была практически неизменной, четко регламентированной и повторялась из года в год. Весьма красочно и живописно эта духовная традиция была описана в местной печати в 1901 году: «Вся эта несметная масса людей, одушевленная одним благоговейным желанием узреть дорогую святыню, с молитвою припасть к чудотворному образу…, и в святой тишине, со смирением ожидавшая появления его…, невольно вызывала чувство священного, религиозного восторга. Но вот по Арзамасской дороге показались и блеснули на солнце многочисленные золоченые хоругви грандиозного крестного хода. Целое море голов мгновенно обнажились: благоговейно осеняя крестным знамением, весь православный народ склонился перед святынею, величаво несомою хоругвеносцами в массивном золотом ковчеге среди леса из древков священных хоругвей… Музыка (колокола монастырские — О. Д.) играла мелодию «Коль славен наш Господь в Сионе».

06Карта крестных ходов по Нижегородской губернии

  Икона находилась в Крестовоздвиженском монастыре только до утра следующего дня. Затем происходила церемония перенесения ее в Спасо-Преображенский кафедральный собор в кремле. В данном крестном ходу участвовало все духовенство города и архимандриты городских монастырей. С многочисленными хоругвями и крестами Оранскую икону несли по улице Ямской (ныне ул. Горького), по Малой и Большой Покровской улицам — на центральную Благовещенскую площадь города, (ныне пл. Минина). «Это величественное шествие святыни в сиянии солнечного дня представляло торжественное и умиляющее душу зрелище».

  До 1850 года на площади икону встречали у Благовещенского собора, а в дальнейшем стали молиться в церкви Св. Алексия Митрополита Московского. Чудотворный образ вносили в храм, где перед ним служили молебен и читали половину акафиста Владимирской-Оранской Божией Матери. Затем икону несли к Дмитриевским воротам кремля, перед которыми епископ читал другую часть акафиста, а протодиакон возглашал молитву о граде. На другой день святыню относили в собор Архангела Михаила, и в последующие дни (до 19 июня — по старому стилю) ее переносили для почитания и молитвы из одной городской церкви в другую.

  В праздник Вознесения Господня (5 июня) очередной крестный ход с Оранской святыней происходил из Нижнего Новгорода непосредственно в Печерский монастырь, где в этот день отмечался основной престольный праздник. Аналогичные небольшие крестные ходы проходили и в первые два воскресных дня Петрова поста вокруг всего города, как по улицам нагорной его части, так заречной.

  Не менее торжественно, чем встреча происходили и проводы иконы Оранской иконы из Нижнего Новгорода обратно в свою обитель. «По обыкновению встреча и проводы иконы собирают всегда тысячи усердствующих жителей». Тоже повторилось и 19 июня 1886 года: «Несмотря на холодную и дождливую погоду, буквально и старого и малого можно было встретить в несметной толпе, провожающей икону…; Первые полдня торговые заведения были закрыты, а так же закрыты были и многие городские учреждения».

  А вот как, например, это происходило в 1845 году: «После обедни, совершенной в кафедральном соборе Иоанном, епископом Нижегородским и Арзамасским, икону подняли и с крестным ходом, и в сопровождении всего Нижегородского духовенства понесли из Кремля на Благовещенскую площадь, а затем до Крестовоздвиженского монастыря». Автор цитируемой нами статьи пишет о том, что во время проводов иконы на Благовещенской площади тогда присутствовало не менее четырех тысяч человек.

  На обратной дороге, из Крестовоздвиженского монастыря икону заносили в военный полевой лагерь 4-го учебного карабинерного полка, где совершался в присутствии воинов водосвятный молебен.

  По той же причине, как и в Нижний Новгород, во время эпидемии чумы, начиная с 1771 года, икона «Богоматери Владимирской Оранской» стала ежегодно приноситься в село Павлово Горбатовского уезда. Но так как основная чудотворная икона в это время находился в Н. Новгороде, то крестный ход этот совершался со списком иконы. Первоначально Павловский крестный ход, так же как и Нижегородский проходил после Пасхи. «Но так как для деревенских жителей это пора — дорогое время полевых работ, то в последствии время хода было перенесено на Великий пост…». Данное обстоятельство в дальнейшем вызывало со стороны нижегородских архиереев определенное смущение и сомнение. В период управления епархией Преосвященным Иеремией (Соловьевым) в 1852 году был наложен запрет на Павловский крестных ход в период Великого поста. Преосвященный Иеремея дозволил брать св. икону жителям Павлова сроком на один месяц с 18 ноября по 18 декабря. По истечении пяти лет, после наложения запрета, приемник епископа, Преосвященный Антоний разрешил принесение иконы по-прежнему во время Великого Поста.

07 Епископ Нижегородский и Алатырский Дамаскин (1783—1794)

 

 

  Спустя 20 лет, в 1791 году был учрежден третий официальный крестный ход с Оранской иконой в уездный город Арзамас, «…вследствие избавления жителей его от падежа скота и умножения бесноватых». В одном из докладов настоятеля Оранского монастыря архимандрита Мефодия епископу Дамаскину (Рудневу), было сказано о том, что: «арзамасское общество, по их усердию желают образ Божия Матери принять к себе в Арзамас…». На что владыка в свою очередь, распорядился: «…пускай берут Образ, только в Арзамасе надобно знать духовенству, встречают за городом со Крестами и проводили в Соборную церковь…».

 

 

08Дело о крестных ходах с Оранской иконой. ГУ ЦАНО

 

  Начинался Арзамасский крестный ход 26-го августа (по старому стилю). Изначально икона находилась в Арзамасе до Рождества, после чего возвращалась обратно в обитель. Но в дальнейшем, с конца XIX столетия, чудотворный образ стали переносить также с крестным ходом из Арзамаса в другой уездный город — Ардатов. Таким образом, установилась традиция проведения самого длительного по времени крестохождения (более шести месяцев). Этот ход заканчивался в канун Страстной седмицы, в Лазареву субботу, т. е. весной следующего года. По пути следования из Оранского монастыря, а так же обратно в обитель, «икона останавливалась» во многих приходских храмах. Помимо этого Оранскую святыню обязательно приносили в Высокогорский мужской монастырь, Серафимо-Понетаевскую и Серафимо-Дивеевскую женские обители.

  В связи с усилением раскола в Нижегородской епархии, для сокращения различных старообрядческих вероучений, начиная с 29 августа 1866 года, стал проводиться еще одни крестный ход, со списком Богоматери Оранской в уездный город Семенов и его округу, захватывая при этом обширную часть Заволжья.

 

09Рапорт епископу Дамаскину об Арзамасском крестном ходе. ГУ ЦАНО

 

 

   Для проведения этого «миссионерского крестохождения» в официальном указе, присланном в Оранскую обитель, от имени Нижегородской Духовной Консистории были предписаны особые условия, чтобы: «…монашествующие были отправлены благонадежного поведения; в селах при хождениях была носима особая кружка (для сбора средств) в пользу бедных Духовного звания; духовенству местному со своей стороны оказывать иконе „должную честь“, встречая в свой приход и храм и провожая с крестными ходами и со звоном, и внушали бы своим прихожанам, чтобы они брали икону к себе в дома на освещение…».

 

 

10Рапорт игумена Германа об Арзамасском крестном ходе. ГУ ЦАНО

 

  Как уже было сказано, начинался «Семеновский ход» в августе месяце, а заканчивался в канун Масленицы на Мясопустную субботу. Но, как и в предыдущем случае с «Арзамасским ходом» его продолжительность была изменена за счет продления самого маршрута. В начале XX века во время этого крестохождения икону стали «провожать» далее пределов старообрядческих поселений. В последствие длился данный ход с 29 августа до Страстной седмицы и проходил сразу по нескольким уездам: Нижегородскому, части Семеновского, Макарьевского, Васильсурского, Княгининского, Сергаченского и Лукояновского. Таким образом, фактически охватывалась половина Нижегородской губернии, а точнее ее западную часть по направлению с севера на юг. Согласно официальному расписанию за время «Семеновского» крестохождения Оранская икона пребывала в 111 населенных пунктах, (приходских церквах).

  Начиная с 1872 года по благословению епархиального начальства, список чудотворной иконы «Богоматери Владимирской Оранской» стали приносить еще в ряд уездных городов на юге нижегородской губернии: «Княгинин, Сергач и Лукоянов и некоторые селения оных уездов…». В последствие этот ход официально станет именоваться «осенне-зимним мордовским». Помимо вышеназванных городов в период данного крестохождения чудотворный образ так же приносили в заштатный г. Починки. Длился этот ход с 29 августа по 31 марта (по старому стилю).

  Помимо названных крестохождений, в конце XIX — начале XX вв. из Оранского монастыря по Нижегородской епархии благословлялись еще четыре хода. Они были менее продолжительными, но происходили регулярно. Организовывались специальные т. н. «мордовский весенний» и «мордовский летний» ходы ограничивались деревнями и селами Нижегородского и части Княгининского уездов, где находились компактные поселения мордвы. Первый длился с Фоминой Недели до 1-18 июня, второй — с 26 июня по 22 августа (по ст. стилю).

  Еще два крестных хода совершались в Горбатовском уезде. Это одноименный «Горбатовский ход» (с 24 июня по 22 августа) проходивший непосредственно в г. Горбатов по его округе, с заходом в некоторые селения Балахнинского уезда. Последний ход именовался как «Закудменский» (с 26 июня по 22 августа), проходивший по территории северо-восточной части Горбатовского уезда.

  В заключении, хотелось бы отметить одну особенность Оранских крестохождений. Зачастую в один и тот же день из Оранского монастыря начиналось одновременно два крестных хода. Либо это происходило с разницей всего в несколько дней. При этом использовалась как подлинная древняя икона, так и т. н. «запасная», которой являлась ранее упомянутая нами копия с чудотворной. Древнюю чудотворную Оранскую икону переносили для поклонения в города Н. Новгород, Арзамас, Ардатов, Горбатов. В остальных же крестных ходах использовали копию. В самом же монастыре чудотворная святыня находился очень короткое время — с конца Великого поста и до начала Светлой Седмицы и во время основного праздника монастырского от 20 июня до 26 августа.

  Время пребывания иконы во всех населенных пунктах было разным. В сельских храмах и деревнях, икона находилась в среднем от одного до трех дней, а в уездных центрах в зависимости от количества храмов и общего числа прихожан. В городе Арзамасе — 30 дней, в Ардатове — 13 дней, в Горбатове — 9 дней, в Лукоянове — от 7 до 9 дней, в Сергаче — от 5 до 7 дней, в Княгинине — 5 дней, в заштатном г. Починки — 12 дней и в селе Павлове — 8 дней.

11 Епископ Нижегородский и Арзамасский Амвросий (1832—1835)

 

   Примечателен тот факт, что в Оранском монастыре находилась еще одна икона старинного письма, также почитаемая как чудотворная. Это был образ Христа Спасителя. По преданию икона прежде находилась в древней Петро-Павловской церкви обители, затем ее перенесли в трапезную, а в начале XX века ее установили в главном соборном храме, в отдельном киоте. Местные жители д. Оранки ежегодно брали этот образ в крестные ходы по полям во время посевной. В 1903 году усердием и на средства Нижегородского купца Ивана Михайловича Рукавишникова для данной иконы была выполнена в Москве серебряная риза (оклад) с эмалевыми вставками.

 

 

12Рапорт епископу Амвросию о крестном ходе. ГУ ЦАНО

    Как уже упоминалось, во время крестохождений чудотворную икону носили «в особо устроенном киоте». А в 1895 году для этих целей, по указу Нижегородского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев, московским фабрикантом Постниковым был изготовлен т. н. «ковчег». Сделанный из позолоченной бронзы «ковчег» украшался эмалированными вставками и чеканными изображениями местночтимых святых. И на нем была такая надпись: «Святой ковчег сей сооружен в память бракосочетания Их императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны… на средства Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев и на добровольные пожертвования…» и оценивался он тогда в 2.500 рублей.

 

 

13Прошение жителей г. Горбатова епископу Нектарию. ГУ ЦАНО

  22 декабря 1894 года Преосвященным Владимиром, епископом Нижегородским, была утверждена официальная «Инструкция о порядке крестных ходов, совершаемых по разным случаям в Н. Новгороде, а также при встрече и проводах Св. чудотворной иконы Владимирской (Оранской) Божьей Матери». Составлена она была на основании «Устава Нижегородского Свято-Георгиевского Общества хоругвеносцев». В одном из параграфов этого документа сказано о том, что «Святая чудотворная икона Оранской Божией Матери переносится с торжественным крестным ходом, в котором участвуют все кресты, хоругви и фонари, пожертвованные для сего, в разное время ревнителями благолепия». Согласно данной инструкции крестный ход должен следовать в строжайшем порядке, по определенному заранее пути и направлению. Пение певчих, сопровождающих крестный ход должно быть непрерывное и при том умилительное.

  Наряду с самой Оранской иконой, в нижегородских ходах в обязательном порядке носили и другие месточтимые нижегородцами образа. Это св. икону Спасителя из Спасской часовни, Смоленской Божьей Матери из Георгиевской церкви, а также хоругви: с изображением небесного покровителя Н. Новгорода Святого кн. Георгия и Святого князя Владимира, и Нижегородского ополчения Минина и Пожарского

14Расписание крестного хода с Оранской иконой. ГУ ЦАНО

   Епархиальным архиереем ежегодно утверждались официальные расписания крестохождений с чудотворными иконами по Нижегородской епархии. В начале XX в. расписание основного «Нижегородского» хода публиковалось в местной печати. Нередко Нижегородская Духовная Консистория своими решениями вносила изменения в порядок проведения крестных ходов, их маршрут и продолжительность. Как, например, это произошло в 1880 г., во время проведения очередного «Арзамасского» крестохождения с чудотворной иконой «Богоматери Владимирской Оранской». На имя епископа Макария было подано прошение от священника Арзамасской церкви Леонида Белавина и «смотрителя Арзамасского Тюремного замка надворного советника Паисия Добролюбова», нижеследующего содержания: «… В прежнее время икона (имеется ввиду Оранская Божьей Матери — О. Д.) всегда в Тюремную церковь приносилась на сутки, во время которых при ней совершалось Всенощное бдение и Литургия … и по желанию служился молебен по арестантским камерам … При таком порядке, удовлетворялась и духовная потребность заключенных … не лишались сего утешения…» Причиной данного обращения стало новое расписание «Арзамасского» крестохождения, по которому икону в Тюремный замок приносить не планировалось. «… Духовное назидание и утешение, получаемое заключенными при торжественном служении в присутствии Оранской иконы Божьей Матери настолько велико…, они не могут часто прибегать к молитвам св. Богородицы при чудотворной сей иконе, а между тем наболевшее сердце требует сего утешения не раз, и не два…, заключенные наиболее нуждающиеся в этом утешении» — писали податели прошения епископу Макарию — «А посему покорнейше просим Ваше Преосвященство разрешить и в нынешнем (т. е. 1880-м) году пребывание Оранской иконы Божьей Матери в течение суток в Тюремной церкви…».

16Проводы Оранской иконы

  В этом же архивном деле из фонда Оранского монастыря был обнаружен нами еще один аналогичный документ. Это т. н. «приговор сельского схода» жителей д. Никулино, где говорится о том, что «…сочинили сей приговор … крестьяне, по обещанию нашей деревни все жители желаем усердно просить образ Оранской пречистой владычицы Владимирской Божьей Матери к себе на сутки…» Далее идут подписи мужчин этой деревни, порядка 30 штук, и стоит дата — 24 февраля 1870 г. В последствии, просьбы крестьян и арзамасцев были удовлетворены.

   Во время крестного хода чудотворную икону разрешалось прихожанам того храма, где она находилась, брать к себе в дом, но только в промежутках между церковными службами. Это называлось «поднять» икону. Как правило, «подымали» ее к тяжелобольным, надеющимся на целебную помощь Богоматери. Чаще всего подобные молебны происходили в Н. Новгороде и уездных городах. «Те же из жителей…, которые почему-либо не удостоятся посещения своих жилищ Оранскою иконою Богоматери, считали это обстоятельство гневом Божьим…».

17Император Николай II со своим семейством в Нижегородском кремле во время крестного хода с Оранской иконой. Фото К. Буллы. 1913 г.

  Сохранился уникальный, на наш взгляд, документ конца XIX в., который позволяет судить об отношении жителей Н. Новгорода к Оранской иконе. Это анонимное письмо некоего нижегородца на имя епископа, написанное в 1882 году. Автор письма пишет о том, что совершаемые по приглашению молебны в домах нижегородцев происходят второпях, с нарушением правил, т. к. братия монастырская устает и не имеет времени. «С глубокою скорбью в сердце приходится обратиться с покорнейшей просьбой… благословите приказать, находящимся при святой иконе Оранской Богоматери, столь чтимый нижегородцами, иеромонахам совершать молебствие в домах по возможности с должным вниманием и благоговением. Многие из граждан по собственному усердию и в большинстве случаев по обещанию желали бы служить молебствие с Акафистным чтением, а не в сокращенном виде. Обратите внимание на сие досточтимый Архипастырь, и не одна сотня семейств града сего будет сугубо благодарна Вам…, т. к. многие не смущаясь получили бы желанное для себя духовное утешение… при ходящие на поклонение по усердию к святой иконе».

18Молебен перед иконой Божией Матери Оранская в присутсвии Императорской фамилии. 1913 г. ГУ ЦАНО

  Помимо крестохождений и молебнов «на дому», чудотворный образ Оранской Божьей Матери просили и брали для освящения будущих монастырей, храмов и других «богоугодных заведений». Так, например, 23 октября 1863 года «место под Иверский Выксунский женский монастырь было освящено Оранской чудотворной иконой Богоматери». При закладке Спасской церкви в Нижнем Новгороде, совершаемой в 1899 года наряду с другими местночтимыми святынями которые с крестным ходом были принесены из Кафедрального собора, молились Оранской Богоматери. С этой святыней нижегородцы встретили и Государя в 1913 году, когда в России праздновалось 300-летие Династии Дома Романовых. Подобных фактов, характеризующих отношение православных христиан к чудотворной иконе «Богоматери Владимирской Оранской» в дореволюционный период зафиксировано большое количество. Мы же выбрали наиболее интересные, на наш взгляд, документы.

  Проходившие в дореволюционный период в Нижегородской губернии все девять крестохождений с иконой Богоматери Владимирской Оранской, практически охватывали всю территорию губернии, за исключением двух уездных центров: Балахны и Макарьева. Каждый раз, это происходило при большом стечении православных христиан, и как писал в последствии очевидец, митрополит Евлогий (Георгиевский) «…это было удивительное зрелище, прекрасная умилительная картина нашего старинного русского благочестия».

  Данная статья составлена на основе документов ГУ ЦАНО и нижегородской дореволюционной периодической печати.

 

Дёгтева О. В.

директор церковно-археологического музея Нижегородской епархии

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up