ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Оранский монастырь

Журнал «Нижегородская старина»

Номер 11 за 2006 год

 

Оранский Богородицкий мужской монастырь

 

 

01Вид Оранского монастыря. Гравюра

 

 

  История Оранского монастыря неразрывно связана с основной Нижегородской святыней — чудотворной иконой «Богоматери Владимирской Оранской». Икона эта представляет собой довольно близкий к оригиналу список со знаменитой московской чудотворной иконы «Богоматери Владимирской».

 

 

02Рукопись Алексея Воскресенского. ГУ ЦАНО

  Начало этому некогда знаменитому во всем Поволжье монастырю волею Божьей, суждено было дать, простому мирянину. В царствование Михаила Федоровича, при патриархе Филарете жил некий благочестивый человек дворянин Петр Андреевич Глядков, который состоял на государственной военной службе. Дослужившись до чина военного головы (иначе капитана), он удалился в свою вотчину: село Бочеево, в Березопольском стане Нижегородского наместничества. Был он человеком глубоко верующим, и, когда серьезно заболел, то решил прибегнуть к ходатайству Пресвятой Богородицы. Между других духовных доблестей Петр Андреевич имел особенное душевное расположение к иконе Богоматери Владимирской, находившейся в московском Успенском соборе и которая по преданию была написана самим Святым Апостолом евангелистом Лукой. К ней-то на поклонение в столицу и отправился болящий Петр Глядков. Молитвы его были услышаны, болезнь отступила, и силы вновь возвратилось к нему.

  Исцелившись, боголюбивый дворянин решил заказать список с Владимирской иконы, давшей ему чудесное избавление от тягостной болезни. И тогда, Петр Глядков: «с верою молит в царствующем граде Москве великия соборные церкви честного славного Ее Успения протопопа Кондрата, да подаст помощь вере его и изыщет он ему изографа на прописание того Богородичного образа, подобно первописанному тому образу умерен во всем». 5

  Для исполнения данной просьбы, протопоп Кондрат пригласил искусного московского живописца Григория Черного и вместе с ним изготовил образ Владимирской Богоматери. Данная копия хотя и имела большое сходство с подлинником, но, несколько отличалась написанием самого лика и в дополнение, внизу иконы были изображены Московские святители, как пожелал того сам заказчик. Святители располагались в следующем порядке (слева направо): митрополиты Московские Петр, Алексий, Иона; князь Михаил Всеволодович Черниговский и боярин Феодор; царевич Димитрий, блаженные Московские Василий и Максим, а так же Иоанн, Христа ради юродивый. Четверо из изображенных святых были тезоимениты заказчику Петру Глядкову и его сыновьям: Алексею, Михаилу и Ивану. Произошло это около 1629 года.

08План Оранского монастыря. РГИА

 

 

  По возвращению к себе домой в нижегородскую вотчину — село Бочеево исцеленный Петр Глядков, в течение пяти лет с трепетом и любовью молился на образ Богоматери, который сразу же прославился среди местных жителей своею благодатью. Благоговейные молитвы, им воссылаемые, постепенно возвышали его дух и делали его достойным небесных видений.

 

 

09Крестный ход с Оранской иконой. ГУ ЦАНО

  В ночь на субботу пятой недели Великого поста в 1634 году услышал он во сне голос: «Иди семо!». Он пошел за этим голосом и вдруг увидел себя на какой-то горе, и здесь вновь услышал новый глас, повелевающий ему на этом месте построить храм в честь иконы Владимирской Богородицы, а прежде создания храма водрузить на горе крест. Трижды за ночь видел этот чудесный сон благочестивый дворянин. Проснувшись, Петр не решался дать оценку увиденному, но был в большом волнении, и с особым усердием стал молиться Богородице, чтобы та помогла ему исполнить повеление. 3

     Через три недели, после Святой Пасхи Петр Глядков вышел из дома и пошел, куда глаза глядят, но на самом деле вела его сила небесная, пока не вышел он к полю, называемому «Орано-поле» (от старославянского «орати» — пахать). Далее он пошел непроходимым лесом, и предстала вдруг перед ним гора, именуемая «Славенова Гора». Взглянув на нее, то понял он: это и есть та самая гора, что во сне ему привиделась. Место это было дремучее, и потому еще более Глядков удивился, когда увидел на горе сверхъестественный свет. Взойдя на гору, Петр Андреевич ощутил разливающееся вокруг него благоухание. Понял благочестивый христианин — это то самое место, что видел он во сне, и что сама Матерь Божия благоволит обитать здесь особенным своим присутствием.

  Вслед за этими событиями отправился Глядков немедля вновь в Москву за благословением на строительство здесь храма, в честь Владимирской Богоматери. Явившись к Патриарху Иосафу, он подробно рассказал ему обо всем произошедшем и попросил храмозданную грамоту. Святейший Патриарх возрадовался, что Господь, не перестает еще являть чудесные знамения, и дал свое архипастырское благословение на это богоугодное дело.

  Вернувшись вновь на нижегородскую землю, первым делом Петр Андреевич, взял мраморный крест, который многие годы бережно хранился в роду Глядковых, и установил его на «Славенской горе», обозначив тем самым место для строительства храма.

13 

 Однако, проживающая в окрестностях будущего монастыря языческая мордва, которая занималась здесь бортничеством — сбором дикого меда, в деяниях Глядкова усмотрела притеснение их прав на эти угодья, и пожелала разрушить православный храм. И тогда было явлено первое чудо. Когда жители трех мордовских деревень собрались вместе, чтобы исполнить свое злое намерение, то целых семь дней скитались они по лесу вокруг «Словенской горы», но места святого не смогли отыскать. Тем самым, сама Богородица оградила земли эти, для своей земной обители от неверных.

  Между тем, старания Петра Глядкова увенчались успехом. Через три месяца в будущем монастыре, был построен первый деревянный храм, и вскоре освящен. Произошло это 21 сентября (по ст. стилю) 1635 года в день памяти Апостола Кондрата. Сюда же, в новую церковь была принесена чудотворная икона. Появились в обители и первые насельники. Древние акты сообщают о том, что было их восемь человек, а старшим из них значился постриженный из вдовцов иеромонах Феодорит. Сам же основатель нового монастыря — Петр Глядков оставался жить у себя в имении, но по прежнему всячески способствовал устройству Оранской пустыни. С этого времени от чудотворной иконы «Богоматери Владимирской» стали изливаться многочисленные чудеса, привлекавшие в обитель множество верующих для поклонения и возношения перед ней своих молитв.

14Оранский монастырь

  Не оставлена была тогда новая обитель и без щедрот Российских государей. Непосредственно при самом устройстве монастыря, царем Михаилом Федоровичем, была пожалована ей пахотная и сенокосная земля с лесом, что так же в дальнейшем в 1665 году было подтверждено грамотой от государя Алексея Михайловича. При этом окрестная мордва, отказавшись от мысли совершенно изгнать из своих приделов ненавистных ей поселенцев, не переставала различными способами вредить обитателям монастыря. Неоднократно новой обители пришлось претерпеть разорение и пожары. Ряд случаев нападения мордовских крестьян на Оранский монастырь, зафиксирован в монастырской летописи, но всякий раз силы небесные не оставляли земную обитель без защиты.

15Братия обители

 

  Охраняемая чудесным образом от врагов Оранская обитель становилась все более известной благодаря чудесам, происходящим от Владимирской иконы Божией Матери. Уже в 1635 году, спустя пол года после создания монастыря, опять на пятой неделе Великого Поста, во время вечерней службы икона стала мироточить. Как свидетельствует летопись, в первый год от чудодейственной иконы получили исцеление более 130 человек, от самых разных и часто застарелых и неизлечимых недугов. С одинаковой легкостью выздоравливали слепой, двадцать или тридцать лет не видевший света белого, и больной горячкой, две-три недели страдавший в постели.

 

16Братия Оранского монастыря

  Слух об Оранской обители и чудесах, творимых у иконы Божьей Матери, быстро распространялся по окрестным селениям, и на поклонение святыне приходило немало народу. Дошла и до Москвы весть о чудодейственной иконе Оранской пустыни. Когда Патриарх Иосаф прослышал об этом, то немедленно послал грамоту архимандриту Нижегородского Печерского монастыря Рафаилу и протоиерею Архангельского собора Иосифу с повелением составить и сообщить ему самое обстоятельное описание всех чудес, являемых от иконы Оранской обители. Расследование было проведено самое тщательное. Расспросы велись в течение четырех месяцев. Затем подробный отчет отослали Святейшему Патриарху и доложили государю о происходящем. В общей сложности в тогда было зафиксировано более 500 чудес от Оранской святыни. 3

   Как уже было сказано, много раз силы небесные спасали Оранскую обитель от набегов нечестивых. Невидимая рать отгоняла врагов от стен ее в тяжелые моменты. Но особая участь была уготована ее основателю. В течение восьми лет, с момента основания Петр Глядков в монастыре не жил, но неустанно заботился о его устройстве. Когда же Петр Андреевич отошел от мирских дел и забот и, желая быть погребенным в основанной им обители, то решил провести в посте и молитве остаток своих дней. В 1642 году он отписал монастырю большую часть своего имения, и принял иноческий постриг, с именем Павел. Не принимая священства, считая себя недостойным, в дальнейшем он управлял обителью в течение двадцати трех лет. Перед самой своей кончиной, инок Павел принял образ большой схимы.

  Между тем, молва о многочисленных богомольцах, стекавшихся в Оранский монастырь на поклонение чудотворной иконе, приносимых ими пожертвованиях, вновь породила недобрые намерения то ли у мордвы, то ли у разного разбойного люда, что обитал в соседних лесах. Однажды ночью ворвались злодеи в монастырь и начали грабеж. Восьмидесятилетний старец Павел Глядков, поняв, что творится не ладное, решил взобраться на колокольню и позвать на помощь. Но его заметили, схватили и безжалостно поволокли за ноги по лестнице. Защитить его малочисленная и, в основном беспомощная по старости братия не смогла, и он принял мученическую кончину. Братия похоронили схимонаха Павла на территории монастыря, (однако достоверно место его погребения не установлено).

  После смерти основателя, по милости Божьей, Оранская обитель продолжала расти и укрепляться. Монастырских крестьян переселили поближе к стенам святой обители, и так было основано мирское поселение крестьян, которое в ряде документов было названо как деревня Поляна, а в дальнейшем стало именоваться, как и монастырь — Оранки. Теперь мордва и разбойники не решались нападать.

20Архив Оранского монастыря. ГУ ЦАНО

  Множество богомольцев приходили поклониться чудотворной иконе, и в знак благодарности за благодать и исцеления делались ими немалые приношения. Наследники основателя, род дворян Глядковых так же считали своей обязанностью продолжать святое дело, начатое их предком. Представители этой династии постоянно поддерживали монастырь щедрыми дарами и вкладами, в виде богослужебных книг и утвари. Среди благодетелей монастырская летопись и синодики сохранили еще ряд известных имен: грузинской царевны Дарьи Арчиловны Имеретинской, князей Одоевских, Черкасских, Щербатых, Бабичевых, Горчаковых, бояр Бутурлиных, именитых купцов Строгановых и многих других.

  К концу XVII столетья первые монастырские деревянные постройки постепенно пришли в негодность, а численность братии возросла. В начале 1720-х годов, при архимандритах Афанасии и Иоакиме началась капитальная перестройка Оранского пустыни. Вместо деревянного храма, построенного еще Глядковым, был воздвигнут каменный, тоже в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Появилась каменная же колокольня, а вокруг монастыря, для безопасности была возведена кирпичная стена.

  В 1764 году вследствие указа императрицы Екатерины Второй, наряду с другими иноческими общежитиями, Оранский монастырь потерял право владения всеми своими имениями, крепостными крестьянами, и был лишен всех земель. Вследствие секуляризации обитель осталась без всяких собственных средств к существованию, не попала она и в число штатных монастырей Нижегородской епархии, которым выделялись средства из казны. Уповая на милость Божию и щедрость благотворителей, Оранские насельники должны были сами искать себе пропитание.

  Шесть лет терпела обитель различные лишения, но никто из 19 монахов не покинул ее стен. Их терпение и стойкость были вознаграждены. В 1771 году открылся знаменательный и богатый источник содержания обедневшей пустыни. Возможно же это стало благодаря вновь чудотворной помощи иконы Богоматери Владимирской Оранской, когда в память об исцелении от эпидемии чумы стали ежегодно совершаться крестные ходы со святым образом в Нижний Новгород.

  Еще в XVIII веке с началом этих крестных ходов благосостояние Оранской пустыни стало значительно возрастать, увеличивалось и количество желающих поселиться в этой обители иноков, и как следствие возникла необходимость осуществить фактическую перестройку всего монастырского комплекса. Начало этому делу положил строитель Иеромонах Пахомий, который управлял Оранским монастырем в период с 1798-1804 гг. Для этого с благословения Св. Синода в Санкт-Петербурге был составлен новый план застройки Оранского монастыря. В качестве автора-составителя проектных чертежей на строительство храмов, в Главной описи монастырского имущества за 1856 год, был назван «Нижегородской Всесвятской церкви иерей Михайло Семенов». 3

 

  В соответствии с этим планом, в 1804 году началось строительство нового величественного каменного соборного храма. Возведение этого здания длилось в течение 15 лет. Освящение его состоялось лишь в 1819 году. Благоустройство же всей обители продолжалось еще не один десяток лет. Уже при строителе архимандрите Исаии (1830-1835 гг.) по проекту, утвержденному 2 августа 1833 года Преосвященным епископом Амвросием (Моревым), была построена новая трехпрестольная зимняя церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Подклет (подвал) этого храма использовался в качестве родовой усыпальницы для ряда именитых благотворителей, на чьи средства строился монастырь. В фамильных склепах в первой пол. XIX столетия здесь были погребены: Запольские, Карповы, Бравины, Шнитниковы и ряд других династий.

  Кроме этого в период управления архимандрита Германа (1837—1855 гг.) в монастыре были выстроены другие постройки: двухэтажные братские корпуса, напротив собора перед святыми вратами двухярусная колокольня, (самый большой из 13 колоколов на которой весил более 400 пудов), часовня над святым источником, здание трапезной с домовой Петропавловской церковью. Вокруг обители возвели каменную ограду с четырьмя башнями, и тремя проездными воротами, разбили фруктовый сад и благоустроили иноческий некрополь. Все это стало возможным благодаря доходам, получаемым Оранским монастырем от крестохождений с чудотворной иконой.

  В 1861 году при игумене Лаврентии в обители быть составлен богослужебный Устав «описав в нем подробно все то, что до сего времени в Оранской обители совершалось по преданию». Эти правила и традиции неукоснительно соблюдались все последующие годы. 3

  Все эти преобразования и изменения позволили Оранской обители в 1866 году из заштатного монастыря быть возведенной в степень первоклассного монастыря. И с этого момента по благословению Св. Синода настоятелем монастыря стал священноархимандрит — епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий (Надеждин), а управление обителью было возложено на наместника, в сане архимандрита или игумена.

  В 1875 году епископ Иоаким (Руднев) с «целью призрения и обучения ремеслам сирот и таких детей епархиального духовенства, которые оказались малоспособными к поступлению в духовно-учебные заведения» основал в монастыре учебно-ремесленную школу. Первоначально в этой школе в течение трех лет обучали сапожному, портняжному и столярному мастерству, а так же начальным навыкам арифметики, черчения и чтению. Спустя годы, уже по благословению Преосвященного Модеста (Стрельбицкого), начиная с 1888 года, учебная программа была расширена (в рамках курса двухклассной церковно-приходской школы) и обучение длилось уже шесть лет. Помимо вышеназванных ремесел стали учить еще и переплетному делу. По окончании обучения выпускники имели право служить в качестве псаломщиков на приходах. В течение одного года в Оранской школе обучалось более 40 учеников, в возрасте от 12 до 18 лет. Занятия проводили как насельники монастыря, так и наемные преподаватели.

  Как всякий крупный монастырь Оранская обитель имела весьма обширную библиотеку, богатую ризницу и значительное хозяйство. Каталог иноческой библиотеки насчитывал более 2000 книг и различных изданий, среди которых были как рукописные, так и древние печатные книги. 5

 В начале ХХ столетия, Оранский монастырь находился в цветущем состоянии. Наряду с вышеназванными постройками в нем размещалось так же шесть каменных братских корпусов, здание гостиницы для приема богомольцев, многочисленные хозяйственные постройки: каменная водокачка, (функционировал свой водопровод), баня, лавки, погреба, пасека, амбары и конюшни. При монастыре существовала больница с аптекой, фруктовый сад и огород, собственный кирпичный завод, различные мастерские, хуторские подсобные хозяйства. В 1905 году в монастырском лесу, недалеко от монастыря был основан скит для монахов, испытывающих потребность в уединенной молитве. В двухэтажном, каменном здание скита размещалась домовая церковь в честь Успения Божьей Матери. На территории скита находился небольшой музей церковных древностей, созданный настоятелем монастыря архимандритом Аркадием (Антуфьевым).

32Каталог книг Оранского монастыря. ГУ ЦАНО

 

 

Непосредственно в Нижнем Новгороде вблизи Варварской церкви находилось монастырское подворье. Это была старинная деревянная усадьба, завещанная монастырю еще в 1802 г. статским Советником Виноградовым. Часть квартир этого дома сдавались в наем, а часть использовалась как кельи для монашествующих, сопровождающих икону во время крестного хода в Нижний Новгород, здесь же размещались покои для наместника обители.

 

 

33Соглашение на право пользования имуществом. 1924 г. ГУ ЦАНО

   Однако, с приходом советской власти ситуация в Оранском монастыре существенно изменилась. В 1917 году настоятелем обители был назначен архимандрит Августин (Пятницкий), который по своим убеждениям был ярым монархистом и близким другом опального епископа Варнавы (Накропина) и Григория Распутина. Когда же в декабре месяце этого же года, во исполнение декрета большевиков «О земле» в Оранский монастырь прибыла комиссия Нижегородской губземуправы по учету монастырской земли с/х назначения, то он наотрез отказался предоставить ей какие-либо документы. Путем колокольного набата иноки собрали большое количество крестьян, и те смогли прогнать из монастыря не прошенных гостей. В результате возникшей смуты в июле 1918 года, за контрреволюционную агитацию и деятельность архимандрит Августин был арестован сотрудниками Губ ЧК. В ночь с 17 на 18 августа решением военно-революционного трибунала он был приговорен к расстрелу, и уже на рассвете в Н. Новгороде приговор был приведен в исполнение.

34Устав сельхозартели при монастыре. ГУ ЦАНО

  После революции из более 200 насельников в монастыре осталось только четвертая часть. Большая часть имущества была национализирована, и в обители наряду с насельниками стали размещаться различные вновь созданные Советской властью организации и учреждения. По официальным данным в последний год существования монастыря (1928 г.) здесь под руководством игумена Димитрия (Архангельского) проживало 11 иеромонахов, 3 иеродьякона и 5 иноков.

  Но, невзирая на все эти обстоятельства, по-прежнему продолжались крестохождения с Оранской иконой. Даже когда монастырь был окончательно ликвидирован, верующие люди продолжали приходить на святой источник у стен обители, в праздник Владимирской Оранской Божьей Матери и славить ее чудотворную святыню. Согласно архивным документам подобные молебны в Оранках продолжались вплоть до 1954 года.

35Святые врата обители. 1938 г.

  После закрытия монастыря на его территории в разные годы размещались различные учреждения и организации. Здесь размещались: дом для престарелых, сетевязальная фабрика и Оранский «Народный Университет», профтехшкола (преподавали столярное и швейное мастерство); колония для детей раскулаченных крестьян, а в дальнейшем мужская трудовая исправительная колония.

 В период с 1939 по 1941 год монастырь стал убежищем для интернированных иностранных послов и их семей, работников самих посольств. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году здесь был организован лагерь для военнопленных немцев. Первая партия пленных немцев прибыла сюда в декабре 1941 года, а последние из них покинули лагерь в марте 1950 года.

36Оранский монастырь. 1930 гг.

  Затем была создана воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних подростков. В период с 1971 по 1985 год находился мужской лечебно-трудовой профилакторий, а затем женская исправительно-трудовая колония. Лишь в 1993 году колония эта была ликвидирована, и Оранский монастырь был вновь возвращен Русской Православной Церкви. Первым настоятелем вновь возрождаемого монастыря стал игумен Александр (Лукин), управлявший обителью в период с 1993 по 1999 год. В дальнейшем обителью управляли: игумен Тихон (Затёкин) — 1999 год; иеромонах Макарий (Смольников) — 2000 год, игумен Пахомий (Папазов) — 2001 — 2003 годы.

  В настоящее время по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова) при наместнике игумене Нектарии (Марченко), в Оранской обители проводятся значительные ремонтно-реставрационные работы. Реконструируется здание зимнего Рождественского храма, ведется восстановление и обустройство братских корпусов, строительство новой каменной ограды; осуществляется восстановление различных хозяйственных построек и благоустройство территории.

 

Красою светлою, духовной

Страна Российская полна, —

Святой иконой Чудотворной,

Как светом дня озарена.

 

С любовью, с верой припадая

Пред Ликом Девы Пресвятой,

К Пречудной Матери взывали:

Будь нам заступницей Благой!

 

Ты, Богородица, являешь

Защиту верным на войне,

И от напастей избавляешь

Всех прибегающих к тебе.

 

Тебе несем благодаренья,

Рабы смиренные Твои…

Тебе мы молимся смиренно:

От бед и зол нас охрани!

 

Моли рожденного Тобою,

Да нас спасет Он от врагов…

Над христианскою страною

Да ввек сияет Твой Покров.

 

Н. Курбатовская, 1905 год.

 

Прощай же обитель святая,

Прощай наша мать навсегда.

Тебя нам обитель святая

Не видеть уже никогда.

 

Погасли лампады и свечи

На веки в храмах твоих.

Умолкли священные речи

И звон колокольный затих.

 

Все церкви твои опустели,

Невидно народа уж в них.

Веселье душ улетело,

И грусть воцарилась в них.

 

Скажи же обитель святая

Где братья и сестры твои

И те кто тебя создавали

И тратили силы свои.

 

Зачем же пуста, одинока

Зачем же зовешь нас к себе?

А мы на чужбине далекой

Льем слезы в тоске по тебе.

 

Господь испытанье послал нам

И отнял обитель у нас

И мы все томимся в изгнанье

О, Господи! вспомни о нас.

 

Уж нету надежды возврата

Святая обитель к тебе

Горька же нам эта утрата.

Но, кто не покорен судьбе.

 

С. Лушин, 1954 год

(бывший послушник Оранского монастыря).

Источники и литература

Иеромонах Макарий. Описание Оранской Богородицкой пустыни. М., 1857 г.

Иеромонах Гавриил. Описание Оранского Богородицкого монастыря. // Н. Новгород, 1871 г.

Сахаров  И. — Историческое обозрение Нижнего Новгорода и его губернии// Н. Новгород, 1900 г. Часть 1.

ГАНО ф. 588, оп. 1, д. 281, Л. 30;

ГАНО ф. 588, оп. 1, д. 101, Л. 68-об;

ГАНО ф. 588, оп. 1, д. 8, Л. 1.

ГАНО ф. 588, оп. 1, д. 260, 261, 262, 263 и др. касающиеся расписания крестохождений Оранского монастыря.

ГАНО ф. 588, оп. 1, д. 224, Л. 369.

ГАНО ф. 2636, оп. 2, д. 6 — Синодик Оранского монастыря, за втор пол. XIX века. Л. 7-об.

Нижегород. Епархиальные Ведомости 1886 год, Часть Неофф. № 13, С. 39; 1901 год, С. 497 — «Епархиальная хроника».

Нижегород. Губерн. Ведомости 1845, № 17, Часть Неофф. — Из истории Оранского монастыря.

Н. Щеглов «Исторические сведенья о городе Арзамасе», Изд. Арзамас, 1911 год, С. 101.

Иеромонах Дамаскин (Орловский) — Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up