ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Оранский скит

Журнал «Нижегородская старина»

Номер 11 за 2006 год

 

Оранский скит — история и современность

 

 

01Скит Оранского монастыря

  В двух километрах на восток от Оранского Богородицкого мужского монастыря Богородского района Нижегородской области в сосновом лесу расположен комплекс сооружений, состоящих из большого кирпичного двухэтажного здания с подвальным помещением, а также жилых и служебных построек, размещенных внутри огороженной территории. В настоящее время этот комплекс является законсервированной базой отдыха Нижегородского завода «НИТЕЛ».

  Жители села Оранки называют это место «Скитом», так же как и пруд, недалеко от него находящийся. И мало кто из нижегородцев в настоящее время знает, что здесь действительно, когда-то находился православный иноческий скит, Оранского Богородицкого монастыря, построенный на средства обители в начале XX века.

  Какова же история возникновения и существования этого скита? Она связана с именем архимандрита Аркадия (Антуфьева), который был наместником Оранского Богородицкого монастыря с 1897 по 1913 год (в этот период было начато и завершилось строительство скита) и с 1918 по 1920 г., когда разворачивались драматические события, связанные с национализацией и разорением скита.

02Наместник Оранского монастыря Архимандрит Аркадий

   О том, с какой целью был основан Оранский скит, мы узнаем из переписки архимандрита Аркадия (на тот момент наместника в сане иеромонаха) с епископом Нижегородским и Арзамасским Назарием (Кириловым), хранящейся в Государственном архиве Нижегородской области. В рапорте на имя Преосвященнейшего Назария от 4 декабря 1901 года архимандритом Аркадием была изложена краткая история возникновения Оранской обители и перечислены доводы в пользу строительства при монастыре иноческого скита. «Оранский Богородицкий монастырь, по свидетельству летописи, основан в 1634 году, по указанию Царицы Небесныя благочестивым дворянином Петром Андреевичем Глядковым, впоследствии схимонахом этой обители Павлом. Местоположение для обители, по указанию свыше, избрано в то время самое глухое и пустынное и никем не заселенное, среди коего находилось „Орано поле“, отчего обитель получила название „Оранская пустынь“. В пережитой судьбе этой обители произошло очень много перемен. Не перечисляя таковых, укажу лишь на главные из них, нужные для цели сего рапорта: 1 — что обитель из бедной пустыни, по милости Божисй Матери, обогатилась постройками и средствами и обращена в первоклассный монастырь с прежними правами общежития и 2 — что она из уединенной обители, способной к тишине и одиночеству иноков, обратилась в заселенную на ее же местности из прежде бывших ее же крепостных крестьян, бывшею деревнею Оранкою — и затем в шумную и беспокойную со многими крестными ходами и с постоянными хождениями с иконами по епархии. Надобно сказать, что все это хорошо и дает ей средства к существованию при большом числе братии, но это хорошо не для всех ее обитателей. Есть люди, которые для стяжания вечного спасения нуждаются в тихой безмолвной жизни, вдали от жительства и от соприкосновения с мирскою суетною жизнью. Таких людей немало было в обители за истекшее старое время. Читая древний синодик, там видны имена до 70 схимников, которых в последние времена совсем нет благодаря окружённости монастыря жителями деревни Оранки.

03Дело о постройке храма на хуторе Оранского монастыря. ГУ ЦАН

   Воротить былого невозможно, но весьма желательно для поддержания строгой подвижнической жизни поправить дело постройкою в Оранском лесу иноческого скита с небольшою церковью, куда могли бы удаляться для труда и молитвенного подвига от среды людской любители уединения. На это у Оранской обители есть полная возможность: прекрасные уединенные места в собственном монастырском лесу, который отстоит от монастыря в двух верстах в количестве 16 десятин; есть достаточный экономический капитал 38000 рублей и пока текущий хороший доход от ходов с иконами; есть собственный завод для выделки нового кирпича, стоящего для обители весьма недорого — по 7 руб. за тысячу, из коего можно воздвигать какие угодно здания; есть собственный лес, необходимый при постройках; есть также в достаточном количестве вся церковная утварь, и ризница, и святые иконы. При заведенных в обители постройках не будет больших затруднений и в строительном деле. Я с большою охотою готов бы принять на себя этот труд, насколько хватит моих сил и умения.

  Нет нужды писать теперь о средствах к содержанию скитской братии. Они будут помощниками для обители, и обитель не оставит их без куска хлеба. Теперь, первоначально только единственная и главная нужда, чрез вас, преосвященнейший Владыко, получить Божие благословение на необходимые подготовления к постройке, то есть составление проекта плана и фасада, и заготовке строительного материала, а дальнейший ход дела Провидение само укажет„.

  На этом рапорте рукой Преосвященного Назария была написана резолюция: “Благословляется наместнику иеромонаху Аркадию озаботиться выбором места, составлением плана и заготовкой материала, с сохранением намерений наших пока в тайне».

  И уже в ноябре того же 1901 года был составлен первый эскизный проект на постройку церкви с кельями в Воскресенском скиту (как тогда предполагалось назвать скит), автором которого был инок Оранской обители — Сергей Владимирович Лебедянский. Однако данный проект был отклонен, очевидно, в силу своей грандиозности.

04Рапорт архимандрита Аркадия о строительстве скита. ГУ ЦАНО

  Из рапорта отца Аркадия Преосвященному Назарию от 31 августа 1902 года становится ясным, что для строительства был выбран проект архитектора Ф. П. Федорова, причем в дальнейшем, в ходе строительства, и он был изменен и упрощен. Среди архивных документов сохранились варианты эскизных проектов и планировки данного здания.

  В этом же рапорте наместник просит разрешения на устройство в монастырском лесу нескольких новых прудов, которые, как он рассчитывал, принесут пользу монастырю: разведением в них рыбы и послужат орошением для местности и растительности леса, а также увеличить и садоводство фруктовых деревьев для монастыря, и пчеловодство в месте постройки нового скита.

  Весной 1903 года на территории будущего скита развернулись подготовительные строительные работы. Игумен Аркадий писал архиерею о том, что: «Построен там деревянный дом для помещения рабочих, выкопан первый колодец для снабжения водою, сделана просека леса для удобного проезда, расчищено место для будущей постройки каменного дома и начата постройка деревянной городьбы на границе земли с соседними владельцами. Теперь предстоит положить начало каменной постройке».

  В этом же 1903 году игумен Аркадий просит благословения у Преосвященного епископа Назария разрешить построить на территории будущего скита для собственного проживания небольшой деревянный килейный домик, предоставив при этом составленный им лично план и проект постройки. 3

   Постройка скита шла очень быстрыми темпами, уже осенью 1904 года игумен Аркадий, в своём письме от 24 ноября в Русский Пантелеимонов монастырь на Святой Афонской горе писал: «Скит еще строится, и ныне сложено там только первое каменное здание с церковью. Вскоре начнется штукатурка и прочее, и осенью может быть и открытие его» — далее игумен Аркадий в этом письме добавляет — «Я хотел написать Вам еще даже не о постройке скита, а о мысли этой постройки, и просить через Вас в благословение этой обители с Афона какой-либо святыни и молитв пред первою в мире Монахинею Материю Божиею о благодатной помощи Ее на это святое дело. Предполагаемая обитель назначается со строгим уставом и без входа в нее женскому полу, как и у Вас на Святой Горе. Помолитесь Владычице неба и земли, да утвердит начатое дело и благословит обитель сию, где первый храм Ее заложен во имя Ее преславного успения».

  Таким образом, у скита появляется новое название — Успенский и в делах о постройке скита фигурируют два названия: Воскресенский (очевидно, по первому замыслу предполагалось строительство домовой церкви в честь праздника Воскресения Христова) и Успенский. Первые годы, пока шло строительство в скиту проживало всего два обитателя: иеромонах Серафим и послушник Михаил Таланов, бывший также в переписке с отцом Пинуфрием из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.

  4

 Монахом отцом Пинуфрием в 1905 году была заказана икона Божией Матери Скоропослушницы с приписанными внизу изображениями Великомученика и Целителя Пантелеимона и Преподобного Пинуфрия. Этот образ был освящен на Афоне и в июле 1905 года отослан, через Нижегородскую Духовную Консисторию в дар Оранскому монастырю, для нового Успенского скита. На обороте иконы была сделана нижеследующая надпись: «…подвизающимся в нем честным инокам, да будет им сей священный дар в духовную радость и утешение от святой Афонской горы и от далекого Ее жребия». Передавая Афонскую святыню в скит, 24 сентября 1905 года владыка Назарий в дополнение к имеющейся надписи, на иконе написал: «и от меня, епископа Назария, в Оранский Успенский скит в благословение».

  15 октября 1905 года на кровле каменного корпуса перед освящением первого Успенского храма были установлены, два медных вызолоченных креста (на восточную и западную стороны) высотою 2 аршина 4 вершка, шириною 9 1/2 вершков.

  4 ноября (октября) этого же года Преосвященным Назарием и братией Оранского монастыря, в каменном корпусе (на третьем этаже) была освящена домовая церковь в честь Успения Божией Матери, а 28 декабря 1906 года (на втором этаже) — церковь в честь прп. Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. В первом цокольном этаже данного корпуса размещалась кухня, трапезная и часть жилых келий.

12Военнопленные немцы в Оранском скиту

  После завершения строительства главного корпуса в период с 1905-1906 гг. на монастырские средства на 235 км Московско-Казанской железной дороги, была построена железнодорожная станция, (которая сегодня именуется как станция Ягодное). От скита до станции было проложена через лес дорога

  В Советский период, после выхода «Декрета об отделении Церкви от государства» в 1919 году на основании постановления Главнауки Наркомпроса Нижегородский губернский Комитет по делам Церкви заключил с монастырем договор на право пользования культовым имуществом. 3

  В 1924 году данный договор был, расторгнут и Успенский скит, действующий к тому времени, ни как уединенное иноческое жилище, а как последний приходской храм для местных жителей и оставшихся монахов был ликвидирован. Решением Президиума Нижисполкома от 28 мая 1924 года Успенская церковь на скиту Оранского монастыря была закрыта. При этом сам монастырь ещё продолжал существовать, хотя большинство его хозяйственных зданий и сооружений были к тому времени национализированы.

  В 1927 году каменное здание бывшего монастырского скита и прилегающая к нему земля с фруктовым садом были переданы в ведение нижегородского детского дома имени Ансона, для летней дачи. В годы Великой Отечественной войны на территории Оранского монастыря, а так же Успенского скита размещался лагерь для военнопленных.

 

Елена Власова

Источники:

1. ф. 588, оп. 1, д. 205 — Дело о строительстве скита в монастырском лесу, 1901-1903 гг.

2. ф. 588, оп. 1, д. 437 — Опись имущества церквей при здании скита Оранского монастыря, 1920 г.

3. ф. 588, оп. 1, д. 419 — О строительстве в монастырском скиту келий, 1903-1912 гг.

4. ф. 588, оп. 1, д. 241 — О сооружении медных золоченных крестов для храма в скиту, 1905 г.

6. ф. 570, оп. 559, д. 68 — О постройке небольшой церкви на хуторе Оранского монастыря, 1906 г.

7. ф. 2626, оп. 2, д. 108 — Переписка по вопросу ликвидации монастырского скита, 1924-1927 гг.

8. ф. 2626, оп. 4, д. 98 — О передаче культового имущества бывшего Оранского монастыря детскому дому, 1929 г.

9. ф. 56, оп. 4, д. 31 — О закрытии Оранского монастыря в Нижегородском уезде, 1928 г.

10. ф. 77, оп. 5, д. 428 — Дело о муниципализации построек Оранского монастыря, 1925 г.

11. ф. 5, оп. 46, д. 81 — Об отводе лесных угодий и казенной земли для Оранского монастыря, 1859 г.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up