ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Дивеевская община

Журнал «Нижегородская старина»

Номер 8 за 2004 год

 

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДИВЕЕВСКОЙ ЖЕНСКОЙ ОБЩИНЫ 1839 года

Предисловие

 

    Представляемое читателям «Историческое описание Дивеевской женской общины» является самым ранним из сохранившихся описаний села Дивеева и его обители. Особенно замечательно оно тем, что написано ясно, точно, с большой теплотой по отношению к обители, на основании как официальных данных, так и воспоминаний старожилов. Другой важной особенностью «Описания» является то, что в нем зафиксировано то время и состояние, когда в Дивееве была не одна, а две женских общины; Казанская церковная — Матушки Александры и Мельничная девичья — Батюшки Серафима. Описание составлено в августе-сентябре 1839 года настоятелем Ардатовского Знаменского Собора Протоиереем Львом Лебединским по поручению Епархиального Начальства и адресовано было секретарю Нижегородской Духовной Консистории коллежскому секретарю Ивану Званцеву. Поводом для его составления стало рассмотрение в Святейшем Синоде дела об официальном утверждении Арзамасской, Ардатовской, Дивеевской и Ризадеевской женских общин. В дальнейшем в результате данного разбирательства две Дивеевские общины были объединены в 1842 году в одну, причем уничтожился тот их облик и дух, которые они получили при своем устройстве Матушкой Александрой и Батюшкой Серафимом. Благодаря данному «Описанию» мы можем хоть отчасти представить, чем были эти иноческие общины вскоре после кончины Преподобного Серафима Саровского († 1833 г.) и прежде их официального переустройства.

  Текст «Описания» приводится в соответствии с оригинальным архивным вариантом, хранящимся в Центральном Историческом архиве Нижегородской области (ЦАНО Ф. 570. Оп. 557. Д. 4. (1837 г.) Лл. 28-32-об.).

  Получено 27 Сентября 1839 г.

 

  Милостивейший Государь!

Иван Александрович!

  Собранные мною о Дивеевской, Ардатовской и Ризадеевской Общинах сведения при сем, к Вам имею честь доставить. Какое будет мнение его Преосвященства относительно общин, и чего в сведениях моих недостает, покорнейше прошу Вас, меня известить, и тогда я постараюсь оные пополнить. Замедлил доставлением оных оттого, что недавно прислали мне Копию с Указа о Темниковской Общине, которую нужным считаю приложить к сведениям потому что, общины Ардатовская и Дивеевская желают быть под покровительством Его Преосвященства на таковом же основании; и тогда Начальница Ардатовской Общины землю под строением, купленную на имя ее предоставить хочет, актом Общине сей. Им необходимо подать прошения на сей предмет к его Преосвященству: но как сделать сие? Лично ли кому-нибудь из них? или можно послать и по почте? Вот вопрос, разрешением коего сделайте милость, одолжите и меня и их. — С истинным почтением и преданностью честь имею быть.

  Вашего Благородия Милостивейший Государь! Ард. Протоиерей Лев Лебединский. Сентября 25-го дня 1839-го года.

Историческое описание Дивеевской Женской Общины

 

01Вид Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

  Время Заведения сей Общины по рассказам Старожилов и соображению прикосновенных к оному других событий должно полагать около 1779 или 1780-го годов. 1 Основательница сей Общины есть Переяславская помещица Полковница 2 Агафья Семеновна Мельгунова. Несколько времени живучи в селе Дивееве, в келье при доме бывшего Дивеевского Священника Василия Григорьева, около 1774-го года 3 по совету Саровской Пустыни Строителя Пахомия и Казначея Иосифа вознамерилась она Госпожа Мельгунова соорудить в селе Дивееве вместо деревянной Каменную Церковь, в честь Казанской Божией Матери, и, начав по Благословению Владимирского 4 Епархиального Начальства строение церкви в 1775-м году, который был голодный и тем более памятный, в течение пяти лет совершенно окончила сие строение, и положила намерение провести при оном Храме остатки дней своих; почему по ходатайству помянутого Строителя Пахомия испрося благословение от Владимирского Епархиальнаго Начальства и с позволения Помещика Жданова без письменного Акта на земле его близи сей Церкви построила дом с принадлежащим к нему надворным строением, и приглася к себе для сожительства Деревни Вертьяновой Казенного ведомства крестьянскую девицу — Евдокию Мартынову, вотчины господина Баташева крестьянскую вдову — Настасью Кирилову; Села Сарминскаго Майдана крестьянскую девицу — Ульяну Григорьеву и деревни Осиновка крестьянскую же вдову — Феклу Кондратову жила с ними до самой кончины своей, ведя жизнь духовную, управляя помянутыми, так называемыми, сестрами в духе кротости, и получая пропитание, как для себя, так и живущих с ней от благотворительной руки Строителя Пахомия.

  По кончине Госпожи Мельгуновой, последовавшей в том же году — по окончании постройки дома — преемницей Началия ее была помянутая вдова Настасия Кирилова. При ней собралось для общежития из разных мест мещанских и крестьянских девиц до 20-ти, коими она управляла по правилам первой Начальницы, получая содержание от Саровлян же, (т. е. от Саровского монастыря) за шитье им свитков, прядение ниток и вязание чулков. По смерти Кириловой заступила место Начальницы Тульского Оружейного Завода Мастера Прокофия Качевулова — вдова Ксения Михайлова 5; при ней по 1827-й года число сестер умножилось человек до сорока, и Графиней Толстой дана им земля для огорода.

  В 1827-м году по Благословению покойного Саровской Пустыни Иеромонаха Серафима 6 заготовляемы были материалы для сооружения особого для Общежительниц храма; ибо до 1829 года они ходили на Богослужение обще с мирянами в Храм Казанской Божия Матери; и построена на пожертвованной без Акта госпожой Верой Андреевной Баташевой земле, ветряная о двух поставах Мукомольная Мельница и близ ее Келья, в которую по благословению того же Иеромонаха Серафима из помянутой Общины тогда же переведены 8-мь Сестер; и таким образом Община сия разделилась; в первой осталась начальницей помянутая Ксения Михайлова, а второй Заведовать и управлять Благословил Иеромонах Серафим Устроительницу преднамереваемаго Храма из дворян Девицу — Елену Васильеву госпожу Манторову. 7

02Первоначальница Дивеевской общины Агафья Мельгунова, в монашестве Александра

   В 1828-м году по Благословению Нижегородского Преосвященнейшего Епископа Афанасия (Протопопова), что ныне Архиепископ Тобольский, и по плану опробованному Строительным Комитетом, в связи с колокольней Казанской Церкви начато, а в 1829-м году совершенно окончено строение для Общежительниц Храма в два этапа. В Верхнем Этаже иконостас, престол и жертвенник устроены; первый украшен краскою небесного цвета, и все нужное приготовлено к Освящению Храма, и Храм оный по Благословению того же Преосвященнейшего Афанасия освящен 6-го Августа того 1829-го года в честь Рождества Христова, Нижегородского Благовещенского Монастыря Архимандритом Иоакимом. В Нижнем Этаже иконостас, Престол и Жертвенник устроены, первый также окрашен краской зеленого цвета, и все нужное к освящению приготовлено уже в 1830-м году, и оный во имя Рождества Богородицы освящен тем же Архимандритом Иоакимом. Храм сей по благословению Иеромонаха Серафима построен был более для Общежительниц второй Общины, находящейся близ Мукомольной Мельницы; впрочем, во время Богослужения собираются на молитву сестры обеих общин.

  В общине находящейся близ Казанской церкви, управляемой Ксенией Михайловой, в 1837-м году умершей, число сестер с 1827-го году год от года умножалось. Ныне под управлением дочери ее Ирины Прокофьевой, пришедшей вместе с ней в сию общину еще в отрочестве и заступившей место ее, состоит на лицо поступивших с дозволения Местных Начальств и по собственному желанию из разных сословий вдов и девиц до 113 человек; в числе их две из дворян, шесть — из духовного звания, а прочие из мещан, крестьян и вольноотпущенных. Все они имеют на проживание письменные виды, данные им от Местных Начальств, кроме двух дочерей пономаря того Села Дивеева и пономарской же дочери Села соседнего Пузы; первые допущены проживать без письменного вида, потому, что тутошние (т. е. местные жительницы с. Дивеева); последние — что из соседнего Села, и состоит в ведомстве тутошнего Благочинного. Пространство земли, занимаемое строением, сей Общины — 1332 Квадратных Сажен. Келий в сей общине семнадцать. В 1-й у Начальницы две послушницы; во 2-й со Старшей — шесть; в 3-й со старшею ж — восемь; в 4-й — восемь; в 5-й — четырнадцать; в 6-й — три; в 7-й — три; в 8-й — три; 9-й — шесть; в 10-й — девять; в 11-й — семь; в 12-й — три; в 13-й — восемь; в 14-й — семь; в 15-й — четыре; в 16-й — семь, в 17-й — четырнадцать сестер.

03 

   Во второй Общине близ Мельницы, где в 1827-м году была выстроена одна Келья, в коей жили восемь Сестер, по благословению того же Отца Серафима в последствии времени построены для жительства в три линии вместе с Настоятельской и трапезной 19-ть Келий. Обитель сия, занимая три десятин земли, окружена вместо ограды земляною на пространстве 440 сажень канавой. 8 В ней нет каменных, великолепных зданий поражающих огромностью и величием взоры посетителя в монастырях богатых; здесь одна простота, напоминающая древнее пустынножительство, пекшееся не о великолепии жилищ, а о едином благо украшение душевных внутренних храмин. В сей обители, даже кровли Келий не ровны; одна выше, другая ниже; впрочем, в келиях везде видна чистота и опрятность, служащая изображением заботливости общежительниц и о чистоте сердечной. Но трапезная может назваться, судя по прочим Кельям довольно пространною и украшенною Комнатою. Особенно же украшением ее, есть ли не низко только так выразиться, Служит Образ Божией Матери, 9 пред которым стоя на коленях, скончался Блаженный Серафим, и который Образ Он называл Чудотворным, повелевая посещавшим Келию его прикладываться к сей иконе.

  В сию же Общину из Саровскаго леса перевезены и поставлены три пустынных Келий Отца Серафима, называемые «Пустыньками»; Камень, на котором он подвизался днем и обломок от большого камня, на котором подвизался ночью. В одной из сих пустынек беспрерывно денно и нощно производиться сестрами чтение Псалтири. При входе в сии пустыньки, и особенно при взгляде на камни, невольно исполняется сердце трепета и благоговения к памяти Боголюбивого Подвижника, боровшегося с врагом рода человеческого на одном из сих камней, от коего храниться обломок, по словам его самого слышанным мною от близких к нему во время земной жизни его, тысячу одну нощь.

  Число Сестер в сей общине, постепенно умножаясь, ныне состоит из 125 девиц; ибо Отцом Серафимом запрещено было принимать в оную вдовиц. Девицы сии разных сословий. В числе их пять дворянок, шесть Духовного звания, прочие мещанки и крестьянки, все приняты по Благословению Серафима. Начальница сей общины ныне — Ардатовская мещанская Девица Ксения Ильина. В Комнате ее живут кроме нее четыре послушницы; во 2-й келье — четыре; в 3-й — семь; в 4-й — восемь; в 5-й — девять; в 6-ой — восемь; в 7-й — девять; в 8-й — двенадцать; в 9-й — пять; в 10-й — двадцать, в 11-й — три; в 12-й -восемь; в 13-й — четыре; в 14-й — пять, в 15-й — три; в 16-й — пять; в 17-й — две, в 18-й — одна; в 19-й — семь; всего — 125-ть. Все они имеют от Своих Начальств письменные свидетельства и виды; и в каждой Келий обеих общин по примеру Монастырей есть Старшая для наблюдения порядка и надзора за образом жизни других.

  В отношении нравственности и религиозного Образа жизни — жизнь ведут они по уставу православных Греко-российских женских Монастырей: одежду носят монашескую; пищу употребляют таковую же. Правила, коими руководствуются в образе жизни и делах благочестия заимствованы ими от Саровской пустыни и более из изустных наставлений покойного Отца Серафима.

04М. В. Мантуров

  В Церкви их заповедано совершать Богослужение в воскресенье и праздничные дни всегда неотложно (т. е. всегда), а в будни по рассуждению Священников; Посему в воскресные и праздничные дни они ходят все в Церковь на молитву, исключая только тех, кои остаются в общинах для исправления необходимо-нужных потребностей; в будни же ходят в Церковь только Старшие летами и маломощные неспособные к трудам, а прочие исправляют разнообразные работы и послушания, занимаясь по завещанию Серафима работами простыми, свойственными низшему классу людей, не увлекающими, как он говаривал, ума. Правило вечернего и утреннего и обеденного моления у них следующее: вечером читают 12-ть Псалмов, поемых Св. Пустынными Отцами, после оных помянник, потом поучение; поклоны кладут поясные с молитвою: Господи Иисусе, Христе Сыне Божий помилуй нас грешных сто; и сто поклонов с молитвою: Владычице Пресвятая Богородице спаси нас грешных. После поклонов читают: Достойно, три раза Молитву Господню; три раза Богородице Дево радуйся, один раз: Символ Веры; потом два поклона поясных с молитвою: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешную, и потом поклон с молитвою: помилуй нас грешных. Заключается сие вечернее правило моления 12-тью поклонами Спасителю и 12-ю поклонами Божией Матери, которые кладут они, стоя на коленях. — Утреннее правило такое же, исключая помянника и поучения. Пред обедом читаются одни псалмы, Достойно, три раза: Отче наш, Богородице Дево радуйся, Верую и на коленях стоя совершают 12 поклонов. Когда в будни бывает обедня, тогда правила обеденного не бывает, а в Праздники и утреннего, и обеденного не бывает; ибо все сестры бывают в Церкви у Службы кроме тех, коим нельзя быть у оной по причине исправления необходимых нужд общинских. Церковью заведывают, пекутся о чистоте, хранят ризницу и все имущество церковное и держат расходы сами; на клиросах — правом исправляют причетнические должности из Общины Мельничной, на левом из Общины близ Казанской Церкви сами же. Согласное пение столповое и выразительное с чувством умиления чтение их, невольно поселяет усиление и в душах посещающих Храм их. В Церкви нижнего этажа производится двенадцатью сестрами, сменяющимися чрез два часа неотложно денно и нощно чтение Псалтыри об усопших. Все сестры говеют, исповедываются и приобщаются Св. Тайн во все четыре поста, а некоторые и двунадесятые Праздники.

  В Воскресные дни — по завещанию Отца Серафима — пред Литургиею всегда они поют Параклисис Богородице весь на распев по ноте. — Вообще набожность, строгое наблюдение церковных обрядов, пощение, целомудрие, смирение, совершенная преданность воле Начальницы и Старшим без благословения их не начинание никакого самомалейшего дела, взаимная любовь и беспримерное согласие между сестрами, трудолюбие, попечение о единой пользе и неделание ничего в свою личную пользу — суть отличительные черты образа жизни сих обще жительниц!

 

      Источники, из которых сии обще жительницы получают себе пропитание суть следующие:

 

  1-е Труды и рукоделия, состоящие в шитье риз и других церковных облачений равно и мирских разных одежд, в шитье свитков на Саровлян, (братии Саровского монастыря) прядении льна, поскони, 10 шерсти, тканей, холстов и сукон, вязании чулков и перчаток, шитье котов 11 и туфлей, плетении лаптей; и плата получаемая за оные.

  2-е Летом возделывание земли, как в огородах, так и в поле; ибо Господин Мантуров Общине Мельничной отдал во владение под огороды, хотя еще без акта, землю, доставшуюся ему по купчей от господ Ждановых; а господин Мотовилов купил для обеих общин у господина Татищева в 1834-ом году пашенной земли с угодьями до 57 десятин, которую землю они обрабатывают, засевают и снимают уродившийся хлеб сами.

  3-е Доход, получаемый от Мукомольной двухпоставной Мельницы.

  4-е Подаяния Благотворительных Особ, делающих посильные пожертвования деньгами или хлебом, как из любви их к Богу, так из уважения к благочестию живущих в сих общинах и за поминовение умерших родственников, совершаемое ими денно и нощно при чтении Псалтыри и во время вечернего правила; так как Майорша Богданова взнесла в Опекунской совет на имя общежительной Мельничной девичьей Общины на вечное время 500 рублей, и они по сему билету получают проценты. Здесь заметить надобно правило данное им Отцом Серафимом, которым запрещено им для сбора ездить, разве какой Благодетель или Благодетельница обещая им, что пожертвовать, сами попросят их приехать за милостыней. 12

05Н. А. Мотовилов

  Из числа земель, поступивших во владение Общин, первая под домом и строением Общины близ Казанской Церкви состоит ныне по купчей, от Господина Жданова данной, за Господином Мантуровым; а 57 десятин купленных Господином Мотовиловым у Господина Татищева состоят за ним во владении, а Г-н. Мантуров предоставляя всю землю свою во владение Мельничной Общины, исключая землю находящуюся под строением Казанской Общины, а Г-н. Мотовилов, предоставляя во владение 33, а во владение Общины находящейся близ Казанской церкви 24 десятины, готовы и ныне дать им на сии земли дарственные записи, есть ли бы только Духовное Начальство, приняв их под свое особенное покровительство по примеру Общины существующей в Городе Темникове и утвержденной в заведование Тамбовского Преосвященного Епископа Арсения и Духовника Общинского. 13

  Указом Святейшего Синода дано сим общинам прочное и бытие и начальство на имя которого можно было бы совершить сии Акты. Три же десятины земли пожертвованные Г-жой Верой Баташевой, под строения Мельничной Общины хотя принадлежат ей без Акта, ибо сперва она не могла им дать оного, потому что имение сие было в Опеке и не разделено между наследниками; а ныне она Г-жа Баташева уже не находится в живых; впрочем, наследники доселе в оную не вступаются, зная, что оная действительно пожертвована им во владение, и есть у них копия с предписания от Главноуправляющего Еремшинским Заводом Казакова, по предписанию покойного мужа Веры Андреевны Генерала Посникова, последовавшего Илевскаго Завода Приказчику Андрею Стребулаеву, об отводе сей земли во владение сей Общины. Что же касается до земли данной Графинею Толстой под огороды Общины близ Казанской Церкви, то на сию землю, хотя они законного Акта также не имеют, но Начальница сей Общины, объявила, что она на владение оной имеет собственноручное письмо Графини, писанное на имя Матери ее бывшей Начальницы Ксении Михайловой.

  Наконец Общины сии действительно известны были Епархиальным Начальствам Владимирскому и Нижегородскому. Первая основательница Агафья Семеновна, как слышно получила благословение на заведение общины в близи Казанской церкви от Владимирского Преосвященного Иеронима; освящавшего в 1780-м году в Пещерах Саровской Пустыни Храм во имя Антония и Феодосия и всех Киево-Печерских Чудотворцев. 14

  В последующие времена, когда Село Дивеево вместе с другими отошло в ведомство Нижегородского Епархиального Начальства, бывшая Начальница Общины — Ксения Михайловна нередко уезжала в Губернский Город Нижний и на общежитие получала благословение от Нижегородских Архиепископа Вениамина и Епископа Моисея; а Преосвященнейший Афанасий, даже благословил для обще жительниц соорудить и освятить собственно им принадлежащий и ими заведываемый и содержимый храм.

 

Подготовил иерей ГЕОРГИЙ (ПАВЛОВИЧ)

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 По другим данным это произошло около 1786 г. (В. А. Степашкин. Преподобный Серафим: предания и факты. Саров, 2002. С. 28) или 1788 г. («Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». СПб, 1903. С. 37).

2 Согласно недавно найденным архивным документам Агафия Симеоновна была подпоручицей, а не полковницей. Последнее ей приписала ее келейница крестьянская девица Евдокия Мартыновна Рыслякова (Жития Преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. Дивеево, 2001. С. 7).

3 Точнее, в 1773 году, как это следует из сохранившейся благословенной грамоты на освящение Казанской церкви 1779 года (ГАНС Ф. 570. Оп. 555. 1779 г. Д. 31. Лл. 9об.-10).

4 Точнее, по благословению Рязанского епархиального начальства, так как с. Диеево до 1790-х годов входило в состав Рязанской епархии Кадомской десятины.

5 Ксения Михайловна Кочеулова стала начальницей Дивеевской общины в 1796 г., что подтверждается списком начальниц Дивеевских общин 1861 года, а также надписью на надгробной плите ее дочери Ирины Прокофьевны Кочеуловой.

6 Преподобного Серафима Саровского.

7 Преподобную Елену Дивеевскую (прославлена в лике местночтимых в 2001 году).

8 Святая Канавка Царицы Небесной.

9 Икона «Умиления» Божией Матери, или «Радости всех радость».

10 Посконь — ткань из конопли.

11 Коты — обувь из одного куска грубой кожи.

12 Следует указать, что и Преподобный Феодор Ушаков дал Арзамасской Алексеевской общине такое же правило.

13 Указ Святейшего Синода от 3 декабря 1835 года (ГАНС Ф. 570. Оп. 557. 1837 г. Д. 4. Лл. 38-39 об.).

14 Известие это невероятно, поскольку, как указано выше, с. Дивеево в 1780 году состояло в ведении Рязанского епархиального начальства. Ошибка эта произошла во время следствия 1828 года, вследствие смешения сведений о Дивеевской общине со сведениями об Арзамасской Алексеевской общине, действительно находившейся тогда в ведении Владимирского епархиального начальства и от него получившей благословение на существование.

 

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up