ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Часовня-крест

Журнал «Нижегородская старина»

Номер 8 за 2004 год

 

Крестовоздвиженская часовня-крест Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря

 

 

01Рукописное изображение Крестовоздвиженской часовни. НГОУНБ

 

 

  Строительство Крестовоздвиженской часовни в Нижегородском Печерском монастыре напрямую связано с именем славного сына земли Нижегородской — Святейшего Патриарха Московского и всея России Никона. Дело в том, что архимандрит Печерского монастыря Иосиф, впоследствии Епископ Коломенский, участвуя в Соборе 1666 года, где произошло низложение Патриарха Никона, тем самым принял на свою душу великий грех. Виновными в этом осознавали себя и все последующие настоятели Печерской обители.

 

02С. Милорадович. Суд над Патриархом Никоном

  В 1681 году опальному Патриарху Никону царь Феодор Алексеевич разрешил вернуться из ссылки в основанный самим Никоном Ново-Иерусалимский монастырь, но ему не суждено было увидеть родной обители, он скончался в пути возле города Ярославля. Кончина Никона эхом отозвалась на Нижегородской земле. Настоятель Печерской обители архимандрит Иоасаф (управлявший монастырем с 1686 по 1688 год) в свое время был служкой у вышеназванного Иосифа и также присутствовал на Соборе 1666 года. Именно он как бы во искупление грехов своих предшественников решил выстроить над спуском при въезде в Печерский монастырь памятную часовню-крест. 1

03Никон в ссылке

  В соответствии с регламентом и Церковным Уставом архимандрит Иоасаф обратился за благословением на сие деяние к Митрополиту Нижегородскому и Алатырскому Филарету, который с 1658 по 1661 год управлял Печерским монастырем в качестве настоятеля обители. В 1666 году архимандрит Филарет посещал по царскому указу и благословению Восточных Патриархов Новый Иерусалим, и сам мог лицезреть все постройки, воз веденные Патриархом Никоном. Мог молиться он и возле креста, поставленного опальным Патриархом на Елеонской горе, с которой открывалась панорама строящейся Воскресенской обители.

04Факсимиле Никона. РГАДА

  Почти одновременно как в Воскресенском монастыре, так и в Печерском началось строительство часовен. Поскольку часовня в Ново-Иерусалимском монастыре именовалась «Елеонской», и в плане она повторяла палестинский первообраз VI века, который отмечал место Вознесения Господня, а Печерская обитель также основана в честь этого праздника, то Крестовоздвиженскую часовню-крест решено было возвести на вершине горы, дабы с нее открывалась вся панорама ансамбля Печерского монастыря, по аналогии с Новым Иерусалимом. Таким образом, промыслом Божиим оба монастыря духовно связались между собой невидимою связью времен. Разница заключалась в том лишь, что на Елеонской горе в Новом Иерусалиме сначала был установлен крест и потом возведена над ним часовня, а в Печер ском монастыре первоначально возвели часовню и затем установили в ней крест. Самое ранее сохранившееся описание часовни зафиксировано в монастырской описи имущества за 1854 год: «От монастыря на юго-западе — на горе, каменная осьмиугольная часовня, коей верх сведен конусом, на главе крест железный, выкрашен желтым кроном, дверь железная решетчатая». 2

05Титульный лист Вкладной книги Печерского монастыря

 

 

  Строитель часовни архимандрит Иоасаф привлек к финансированию строительства самых влиятельных людей Нижнего Новгорода, о чем свидетельствуют записи из «Вкладной книги» Нижегородского Печерского монастыря XVII века. Первая запись: «Дал вкладу стольник и воевода князь Василей Васильевич Кропоткин в часовенное каменное строение, что на горе, 3 рубли денег», и следующая запись: «Гость Василей Федорович Шустов пожаловали на брацкой же обиход 3 же рогожи соли, да в каменное часовенное строение, что на горе, и в написание страстей Господних пожаловал 5 рублёв денег». 3

 

06Рисунок креста из рукописной книги. НГОУНБ

 

Посредине часовни установили Животворящий Крест Господень: «Животворящий Крест, мерою в вышину четырех, в ширину двух с половиною аршин, издревле почитаемый чудотворным. По сторонам его на особых досках:

 — Образ Божией Матери вышиною в два аршина.

 — Образ Святого Апостола и Евангелиста той же меры Иоанна Богослова.

    Пред сими образами три отбеленных лампады:

 — первая весом в три фунта с половиною,

 — вторая в три фунта,

 — третья в три же фунта». 4

 

07Епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий. РГИА

   Со временем тщанием доброхотных жертвователей крест этот благоукрашался. Преподаватель Нижегородской духовной семинарии историк И. Н. Четыркин в своей книге «Историко-статистическое описание Нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря», изданной в 1887 году, произвел подробное описание данного креста. «Среди часовни перед амвоном стоит Животворящий Крест Господень из липового дерева с изображением Распятого и предстоящими Ему — по правую сторону — Пр. Богородицею, по левую — Иоанном Богословом; — вверху креста изображен Господь Саваоф. Крест этот древний, больших размеров (в вышину имеет 4 арш. и 11 вершк.), равняется мерою кресту Иерусалимскому и есть снимок с креста, поставленного Патриархом Никоном в Воскресенском монастыре, получившим название „Нового Иерусалима“. Дощечка на кресте, подножие и боковые стороны — все это вызолочено червонным золотом. На главе Иисуса Христа серебряный (84 пр.) вызолоченный венец, препоясание — такого же серебра, в которых весу 4 фунта. На изображении Господа Саваофа тоже серебряный (84 пр.) вызолоченный венец. Позади креста на семи дощечках находится семь накладных резных слов, произнесенных на кресте Господом Иисусом Христом, которые вызолочены червонным золотом. Под крестом деревянная гора голгофа, осыпанная медным порошком. Венцы на Божией Матери и Иоанне Богослове — серебряные (84 пр.) вызолоченные, в которых весу 1 ф. 84 золотн. Крест этот издревле почитается чудотворным; поэтому многие из православных, особенно в праздники Вознесения Господня и Воздвижения Животворящего Креста, совершают молебное пение Кресту Господню». 5

  В 1861 году по благословению Епископа Нижегородского и Арзамасского Нектария (Надеждина) при наместнике монастыря архимандрите Досифее (Цветкове) часовня-крест была обращена в храм. В результате преобразования изменился как облик самого здания, так и внутреннего его интерьера.

08Архимандрит Досифей (Цветков)

 

  Тщанием Нижегородского купца Евграфа Алексеевича Барбатенкова с восточной стороны к ней был пристроен каменный алтарь, в середине трехгранный и по сторонам в форме двух четвериков. На алтаре была устроена небольшая глава, обитая железом с восьмиконечным золоченым крестом, а каменный шатер покрыт железом и выкрашен медянкою. Церковь имела два входа: один — с южной стороны, ведущей в алтарь, с кованой наружной однополотною дверью и висячим замком, а из алтаря дверь дубовая со стеклянными просветами, медною задвижкою и двумя скобами, на железных шарнирах; второй — с западной стороны в храм, с кованой железной решетчатой наружной дверью, с железным во всю длину двери гладким восьмиконечным крестом. Изнутри храма двери были сделаны, как и в алтаре, из дуба, со стеклянным просветом и внутренним замком.

09Крестовоздвиженская часовня на горе

  Над входом с западной стороны изготовили чугунное с двумя колоннами и литыми решетками крыльцо, покрытое железом на два ската, с золоченым восьмиконечным крестом. В нише над козырьком крыльца размещалась икона Воздвижения Креста Господня, в вызолоченной раме на полимент в киоте за стеклом.

  Окон в ней, было, пять, из них три — в алтаре и два — у входа в храм, с одними рамами и железными решетками. Общая площадь Крестовоздвиженской церкви составляла: в длину от восточной до западной стены 4 сажени 1 аршин и 13 вершков, от северной до южной — 2 сажени 1 аршин и 5 ½ вершков. 6 Непосредственно от западного крыльца из белого камня вела лестница с двумя площадками, деревянными перилами и кованой железной решеткой. В предотвращение обвала горы церковь была укреплена подпорной кирпичной стеной.

10Вид Крестовоздвиженской церкви

  Внутри храм выкрасили клеевой краской, «с оттенком вверху карниза и живописными священными изображениями в алтаре и конусе храма». На стене в святом алтаре над престолом находилось изображение Св. Духа в виде голубя, парящего в облаках и окруженного херувимами. Изнутри шатер храма также был украшен живописными изображениями небесного воинства: Архангела Михаила, Архангела Рафаила, Ангела Ветхого Завета, Архангела Гавриила, Архангела Уриила, Архангела Варахиила, Ангела Нового Завета и Архангела Салафиила. Под этими изображениями проходил деревянный карниз, выкрашенный «кармином» с золоченой резьбой и резными буквами, с величанием Кресту Господню: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, им же нас спасл еси от работы вражия». На железном пруте из-под купола храма свисало восьмиярусное бронзовое паникадило.

11Рисунок часовни Т. Шевченко

  В храме был поставлен двухъярусный иконостас столярной работы, украшенный резными полуколоннами и капителями на них, с резным карнизом вверху и с резными украшениями по фону иконостаса. Царские резные врата были украшены четырехконечным крестом во всю длину и ширину, с резным терновым венцом. По фону иконостас высеребрен, а резные украшения и крест на Царских вратах вызолочены червонным золотом на полимент. На вратах были вставлены медальоны с живописными изображениями Св. Апостолов и Евангелистов Матфея, Иоанна Богослова, Луки и Марка и Благовещения Пресвятой Богородицы. Над ними аналогичное изображение Новозаветной Троицы с предстоящими ангелами. В местном ряду с правой стороны Царских врат находились нижеследующие образы: Господа Вседержителя, Иоанна Предтечи, Святых Равноапостольных Константина и Елены, Святого мученика Евграфа, Святителя Алексия Митрополита Московского и Святого Преподобного Досифея. А по левую сторону: образ Пресвятой Богородицы «с предвечным младенцем», образ Печерской Божией Матери, Святителя и Чудотворца Николая, Святой мученицы Маргариты и Святых Преподобных Дионисия, Евфимия, Макария. 7

  13 сентября 1862 года по благословению Епископа Нектария наместник монастыря Архимандрит Досифей совершил освящение престола, и отныне часовня-крест стала именоваться Крестовоздвиженской церковью: «Церковь каменная, восьмигранная с таким же конусом, крытой железной кровлей, главой обитой английской жестью, увенчанной восьми конечным золоченым через огонь крестом». 8

  К 1910 году Крестовоздвиженская церковь согласно страховой оценочной ведомости имела несколько иной облик: «Крестовоздвиженская церковь на горе — каменная. Крыта железом. Длиной 2 саж. шириной 1 1/2саж. Иконостас весьма небольшой. Построена часовней в 1687 году. Обращена в храм в 1862 году. Сохранилась хорошо. Окон — 3. Дверей — 1. Оценена в 1000 рублей». 9 4

  На престол был положен древний холщевый антиминс, ранее освященный Преосвященным Дамаскиным, Епископом Нижегородским и Алатырским в 1790 году. 10

  В праздник Воздвижения Креста Господня и Вознесения при большом количестве богомольцев из монастыря к храму всегда совершался крестный ход. Богослужение в храме совершалось братией Печерского монастыря.

  Крестовоздвиженская церковь просуществовала до 30-х годов прошлого столетия, когда в лихую годину для всей Святой Руси этот храм был снесен. В настоящее время по благословению священноархимандрита Печерского монастыря Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия разрабатывается проект восстановления церкви. Предполагается также проведение изыскательских работ с целью определения точного места нахождения храма и, в случае обнаружения, исследование остатков его фундаментов.

 

Наместник Нижегородского Печерского монастыря

Игумен ТИХОН (ЗАТЁКИН)

действительный член общества «Нижегородский краевед»

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Н. Ф. Филатов. Купола, глядящие в небеса. Н. Новгород, 1996 г. С. 239-240.

2 ЦАНО. Ф. 579. Оп. 604. Д. 47. Л. 50-об. Опись имущества Печерского монастыря за 1854 г.

3 Вкладная книга Нижегородского Печерского монастыря. М., 1898 г. С. 63-64.

4 ЦАНО. Ф. 579. Оп. 604. Д. 47. Л. 92-об. Опись монастырского имущества Печерского монастыря за 1855 г.

5 И. Н. Четыркин. Историко-статистическое описание Нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря. Н. Новгород, 1887 г. С. 132-133.

6 ЦАНО. Ф. 579. Оп. 604. Д. 91. Л. 93-97 об. Главная опись монастырского имущества Печерского монастыря за 1895 год.

7 Там же.

8 Там же.

9 РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 973. Страховая оценочная ведомость Печерского Вознесенского монастыря, второго благочиннического округа г. Н. Новгорода за 1910 год.

10 И. Н. Четыркин. Указ. соч. С. 132.

 

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ

М. Добровольский. Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен. Н. Новгород, 1895 г.

Д. Лавров. Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь. СПб., 1892 г.

ЦАНО. Ф. 579. Оп. 664. Д. 85-86.// А. Снежинский. Летопись Нижегородского Печерского Вознесенского первоклассного монастыря. Рукопись.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up