ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Служение

Журнал «Нижегородская старина»

Номер 9 за 2004 год

 

Служение Отечеству и Церкви

 

 

01П. П. Покрышкин

   Нижегородская Земля взрастила, приняла, либо стала родной и последним земным уделом, для многих выдающихся деятелей Российской истории, культуры и Матери Церкви. Среди них особую нишу занимают священнослужители Советского периода, чья зачастую трагическая судьба, и по сей день остается в забвении. Порой забыты их имена не только как пастырей Церкви Христовой, но и как общественных и культурных деятелей в дореволюционной, царской России.

  Имя академика архитектуры, одного из основоположников научной реставрации памятников, сотрудника Императорской Археологической Комиссии, священнослужителя Нижегородской епархии — Петра Петровича Покрышкина, сегодня фактически не известно ни только нижегородцам, но и среди архитекторов и археологов. И как считает Е. Ю. Медникова, причин тому несколько: «это отказ его от звания академика и уход в 1920 году в монастырь и несогласие с методами реставрации И. Э. Грабаря, пользовавшегося поддержкой правительства и препятствия, чинимые в работе Археологического отдела, и, безусловно, фактор времени». 1

02Рисунок Ильинской церкви

  Сохранившиеся в Нижегородском архиве материалы, позволяют ни только восстановить биографию этого некогда известного ученого, но и соприкоснуться с его духовной жизнью. Основным источником биографических сведений о Петре Покрышкине, являются два рукописных некролога, в которых говориться о том, что: 18 февраля (6-го по старому стилю) 1922 года в Тихоновском женском монастыре города Лукоянова Нижегородской губернии в сане протоиерея скончался от сыпного тифа академик архитектуры, член Российской Академии Истории Материальной культуры П. П. Покрышкин. Один из некрологов был составлен в Санкт-Петербурге и подписан сотрудником Академии  Н. П. Сычевым, и храниться в фондах Института истории материальной культуры РАН. Другой написали в Нижнем Новгороде, автор его неизвестен, но адресован он был правящему в то время архиерею — епископу Евдокиму (Мещерскому), и храниться этот документ в фонде Нижегородского Епархиального Управления за Советский период. 2 Эти документы, не смотря на то, что были посвящены памяти одного и того же человека, очень сильно отличаются по своей сути. В первом речь идет об известнейшем архитекторе-реставраторе, во втором который был назван «Христианская кончина пастыря протоиерея П. П. Покрышкина» говориться об истинном служении священнослужителя Господу и ближним.

  Петр Петрович Покрышкин родился 22 июля 1870 года в городе Иркутске, в семье врача. В родном городе в 1888 году он окончил техническое училище, получив первоначально среднее образование. Высшее образование он уже получил на архитектурном отделении Высшего Художественного училища при Санкт-Петербургской Академии художеств в 1895 году. Закончил его Петр Покрышкин блестяще, с целым рядом наград, в звании архитектора-художника и это определило его основной интерес как ученого, а именно изучение средневековой культовой архитектуры. В этом же году в качестве стипендиата Академии он был отправлен на практику за границу.

  Путешествуя по Европе он жил в Париже, где знакомился с художественными и архитектурными музеями, затем посетил Нормандию, Рим, Флоренцию и Палермо, где изучал византийскую, романскую и готическую архитектуру.

03Нижегородский кремль

  Одновременно, начиная с 1895 года, П. П. Покрышкин принимает участие в экспедициях, организованных Императорской Археологической комиссией и другими учреждениями, проводит обследования архитектурных памятников, как за рубежом, так и в различных городах Российской империи. В период с 1895-1896 гг. он участвовал в работах специальной историко-архитектурной экспедиции под руководством Н. И. Веселовского, занимавшегося обследованием, архитектурными обмерами и фото фиксацией мечетей и мавзолеев в Средней Азии.

  В 1900 году, будучи уже преподавателем Академии художеств П. П. Покрышкин участвовал в археолого-этнографической экспедиции Петербургской Академии наук в Македонию, под руководством академика Кондакова. Во время данной экспедиции он вместе с П. Н. Милюковым (приват-доцентом русской истории, будущим министром) получили от руководства отдельное задание — объехать так называемую Старую Сербию, где смогли посетить многие древние сербские храмы и монастыри. 3 С целью изучения архитектуры они так же посетили и Болгарию. Результатом его работы за границей стали многочисленные прекрасно исполненные «изумительные по точности чертежи», которые он пожертвовал в архитектурный музей при Академии Художеств.

04Церковь Спаса на Нередице

 

 

  Спустя два года, в 1902 году П. П. Покрышкин был избран преподавателем начертательной геометрии в своем родном питерском Художественном училище при Академии Художеств. И в этом же году он вновь по заданию Академии художеств отправился в командировку в Сербию, где продолжил свои исследования, начатые раньше. Результат его трудов поражает своими масштабами — 268 фотографий и опубликованная в последствии монография «Православная церковная архитектура XII—XVII столетий в нынешнем Сербском королевстве». [СПб., 1906 год]. Этот научный труд русского зодчего, практически сразу же стал наиболее популярным среди отечественных и западноевропейских ученых.

 

05Епископ Новгородский Гурий с духовенством. 1903 г. За епископом стоит П. П. Покрышки

  По возвращению в Петроград Петр Петрович был назначен в 1902 году Членом Императорской Археологической Комиссии и с этого времени стал вести очень обширную и напряженную работу, которую продолжал на протяжении многих лет. В 1903—1904 гг. он реставрирует древнейшую Спасскую церковь в Нередицах, вблизи Новгорода Великого, одновременно исследуя Дмитровский собор во Владимире. Начиная с 1909 по 1911 год, ведет исследования и раскопки на Западной Украине, осуществляет реставрацию и исследования церкви Спаса на Берестове в Киеве, реставрирует развалины Старогородской церкви в Черниговской губернии, Смоленскую крепостную стену, производит ремонт и выпрямление колокольни Боровской Успенской церкви в Архангельске. В 1911 году так же обследовал стены и башни московского Кремля.

  Наряду с обширной научной работой архитектор Покрышкин в целях реставрации многих десятков древних архитектурных памятников, находился в постоянных командировках по России, посещал он и Нижний Новгород. В память о его пребывании, в качестве архитектора в Нижнем Новгороде, сохранилось лишь несколько карандашных набросков, с видом Кремля и близь лежащих около него церквей, выполненных им в 1899 году.

  Привозя из своих поездок сотни редких фотографических снимков, чертежей, рисунков и акварелей, он сохранил для всех россиян и православных христиан бесценные свидетельства древнего церковного зодчества. Сегодня, его альбомы, содержащие многочисленные снимки, сделанные им в 1903-1917 гг. во время поездок по поручению ИАК, в связи с реставрационными работами в разных областях России, в том числе и в Средней Азии, составляют основу уникального архивного фонда, хранящегося в Институте истории материальной культуры РАН в Санкт-Петербурге. 4 Им так же было написано большое количество различных отчетов, десятки заметок и различных статей.

  26 октября 1909 года, за свои многочисленные труды, Петр Петрович был удостоен звания Академика архитектуры, а впоследствии в результате преобразований, стал профессором истории архитектуры и строительства. Наряду с профессиональными званиями, незадолго до февральской революции, в 1917 году он был представлен в чину Действительного Статского Советника, и имел все гражданские знаки, отличая, включая орден Святой Анны, второй степени. 5

06Башня Нижегородского кремля

  В 1915 году академик П. П. Покрышкин был назначен председателем Комиссии по изучению ущерба, нанесенного памятникам архитектуры, в ходе военных действий с началом Первой Мировой войны. Он находился непосредственно в зоне военных действий, на территории Буковины, Волыни и Галиции с января 1916 по апрель 1917 года, обследуя и занимаясь там фото фиксацией архитектурных памятников, (более 300 снимков). 6 В начале ноября 1917 года его направили из Петрограда в Москву, для фиксации повреждений архитектурных памятников на территории московского Кремля, нанесенных во время артиллерийского обстрела в ходе Октябрьского переворота большевиков. Сохранилось около 20 негативов с точным указанием даты съемки — 10 ноября 1917 года. 7

  Во время революции Петр Петрович возглавил вновь созданный «Отдел монументального зодчества Российской Археологической комиссии», который занимался обследованием, на предмет сохранения в Петрограде храмов, памятников архитектуры в Царском Селе, Павловске, Новгороде и Москве. Он, как и прежде взял на себя заботу по реставрации и ремонту множества других уникальных храмов, церквей и монастырей. При его непосредственном участии были произведены осмотры памятников старины и святынь в Ярославле, Суздале, Ростове Великом, Сольвычегодске, Ладоги. И в это же смутное, трудное время П. П. Покрышкин организовал живописно-реставрационную мастерскую в Новгороде Великом, с целью спасения древних новгородских фресок и икон, а в Петрограде была создана лаборатория по разработке новых щадящих методов реставрации живописи.

  Петр Петрович являлся крупнейшим специалистом своего времени не только в области древнерусской архитектуры, но и древнерусской живописи. В частности в 1910 году им было составлено полное описание живописных работ в Успенском соборе Московского Кремля. Еще до революции, он одним из первых, поставил вопрос о научной, аргументированной реставрации древнерусской живописи.

  Как отмечал в некрологе, его коллега Н. П. Сычев: «Нет места в России где, кажется, не был, не руководил работами, и сам не работал бы Петр Петрович, уделяя в то же время много труда на подготовление курса по истории архитектуры и строительства, который по должности профессора Государственных Свободных Художественно-Учебных мастерских (бывшая Академия Художеств) должен был читать с 1919 года». 8 Далее он пишет о том, что: «Тяжелые условия жизни, холод, голод, расшатанное здоровье не ослабили энергии Петра Петровича и он по-прежнему, без шума, со скромностью и терпением вел свою поистине колоссальную работу…». 9

  Начиная с ноября 1917 года, профессор Покрышкин являлся помощником председателя Коллегии по делам музеев и охраны памятников; принимал так же участие в создании специального реставрационного отдела и в декабре 1918 года стал его руководителем. Однако, первоначально расширенный реставрационный отдел (до девяти человек), вскоре был упразднен, а его функции были переданы другому отделу.

07Архиепископ Евдоким

  Видя тщетность своих трудов, по сохранению православных святынь, в условиях новой богоборческой власти большевиков, Петр Петрович, как и большинство российских деятелей культуры и искусства, испытывает сильнейшее потрясение. Уже осенью 1919 года он отказался от чтения лекций в Академии Художеств, сославшись на болезнь, перестал посещать научные заседания РАИМК, а в июле 1920 года получив отпуск, по состоянию здоровья покинул Петроград, куда больше уже не вернулся. Именно в этот период своей жизни Покрышкин принимает решение посвятить остаток своей жизни, служению Господу, став «устроителем душ человеческих и пастырем словесного стада Христова».

  «Трудно обрисовать тот душевный перелом и те сложные переживания, в результате которых Петр Петрович должен был избрать новую жизнь»…, — читаем мы в некрологе. Далее здесь же сказано о том, что в своем письме он впоследствии напишет друзьям о том, что выбрал путь священнослужителя: «…по предречению и завещанию покойного родителя моего». 10

  Очевидно, что своей религиозностью и исповеданием Веры Христовой он был обязан своим родителям, и его выбор стать священником был не случаен. Его родная сестра, будучи монахиней, подвизалась в Нижегородской епархии, в Лукояновском Тихоновском женском монастыре. Именно здесь начал свое новое служение протоиерей Петр.

08Святейший Патриарх Тихон

 

 

  С целью лучше изучить богослужебный Устав и церковный порядок, он сначала становиться певцом на клиросе, а затем псаломщиком. «Все помнят его вдохновенное, до глубины души проникающее, полное религиозной силы и обаяния, чтение псалмов и песнопений церковных…», — сказано в посмертном, воспоминание об этом пастыре. 11 Затем Петр Петрович был рукоположен в сан дьякона, а 6 июля 1920 года на праздник Владимирской (Оранской) иконы Божьей Матери, по благословению Святейшего Патриарха Тихона состоялось его рукоположение в сан священника. 12

 

09Письмо от епископа Архангельского

 К этому времени ему исполнилось пятьдесят лет, а местом служения был определен Лукояновский Тихоновский монастырь, ставший для него родным. «Вот тут-то и начинается его жизнь, полная невзгод и лишений. Он проводник, врач душ людских, служитель алтаря Господня. Своим незлобием, кротостью и мягким сердечным отношением ко всему происходящему, он сразу же привлекает к себе сердца молящихся. Служит ежедневно, за каждой службой произносит проповеди, читает постоянно акафисты, неутомимо совершает требы. Он не знает себе покоя ни днем, ни ночью». 13 Во время поминовения усопших, служа панихиды, он молится очень долго и неистово, что даже насельницы Тихоновского монастыря начинали на него за это роптать. На что, в свою очередь отец Петр им спокойно отвечал: «Я призван к сему делу и обязан это творить, а если Вам долго стоять, идите по своим местам, я буду поминать усопших один. Кто же будет поминать их, если не я». 14

10Епископ Поликарп

  Его подвижническая жизнь распространялась ни только на служение в храме, но и за пределами монастыря. Придя к себе домой он ежедневно читал Священное писание, посещающим его крестьянам, вел с ними духовно-нравственные беседы, писал акафисты, сочинял проповеди. Иерей Петр Покрышкин по благословению епископа Лукояновского Поликарпа (Тихонравова), состоял секретарем местного, миссионерского Братства Св. Креста. Несмотря на то, что уже в 20-е годы существовал запрет большевиков на преподавание Закона Божьего, он проводил занятия для детей местных железнодорожных служащих у себя на квартире. И все это происходило в условиях смуты и гонений на Веру Христову, когда в Поволжье свирепствовал страшный голод и болезни.

  3-го января 1921 года на заседании совета Российской Академии истории материальной культуры (РАИМК), был зачитан письменный отказ П. П. Покрышкина от звания академика архитектуры и членства в этой организации. 15 И в этом же году владыка Поликарп, напишет правящему архиерея епископу Евдокиму о том, что священник Петр Покрышкин «ревностный служитель Церкви Божьей, неустанно проповедует слово Божье» и предоставляется к сану протоиерея. 16

  Слишком быстрое продвижение его по службе, даже вызывало среди священнослужителей Нижегородской епархии нарекания и недоброжелательность, а «…он усердно трудился над приобретением чувства незлобия и любви к недоброжелателям» — напишет о себе друзьям в Петроград батюшка. «Наша (с сестрою) жизнь, — пишет он в другом письме, затворническая, но в ней совершается кипучая работа… идет борьба с невежеством и некультурностью, сюда придется направить все силы». Ему даже было предложено принять сан епископа, «но не ушел от мира этот тесно связанный с миром человек и скромно отклонил предложение». 17

  Когда отец Петр успевал отдыхать, было трудно сказать. Он фактически не вкушал пищи, укреплялся лишь просфорами. Если же ему давали деньги за требы, он не смотрел, сколько и что ему дали. «Это был пастырь безсеребренник, пастырь молитвенник. Он не имел у себя ничего лишнего. Ходил в одной легкой рясе и в мороз и в дождь, ходил везде, куда не позовут его, не стесняясь ни расстоянием, ни временем, ни погодою».

  Много скорбей выпало на долю отца Петра в последние годы его жизни, но и не мало духовных радостей. Как он сам писал тогда «Тело разрушается заметно, за то дух со дня на день обновляется…, нет заботы о земном, трудясь над украшением злобы своего сердца». Однажды он был приглашен на диспут с атеистами, который проходил в местном Лукояновской театре. Здание это было не отапливаемое, и после много часового выступления, с непокрытой головой выступая в защиту учения Веры Христовой, он простудился, а в дальнейшем заразился еще и оспой, в тяжелой форме. Незадолго до своей болезни батюшка взывал к Отцу Небесному: «Даруй мне Боже, крылья улететь к Тебе, Создатель Мой, возьми меня из этого грязного смутного мира в Твое блаженное Царство». 18 Изнуренный организм, однако, выдержал болезнь, но вместо отдыха, после этого батюшка вновь принялся за исполнение своих пастырских обязанностей.

  Напутствуя Святыми Тайнами одного тифозного больного, в заразных бараках г. Лукоянова, он снова заразился и вскоре заболел. Во время своего недуга отец Петр ни на кого, и не на что не роптал. Ежедневно приобщался Святых Тайн. Незадолго до смерти его посетила игуменья Тихоновского монастыря матушка Серафима. Пастырь при этом не смог встать, но нашел в себе силы все же сказать ей: «Приветствую Вас матушка», — и впал в бредовое состояние. Вечером в день смерти, отец Петр придя в себя, читал акафисты, кафизмы, какие знал наизусть. «Затем сам начал отпевать себя, пропев два раза вечную память себе, а остальное, говорил он, кончит за меня дьякон. После этого вздохнув глубоко, он сказал окружающими его: „Вот теперь я умираю“ — и с миром отошел ко Господу, испросив у Него еще себе при жизни кончину мирну, не постыдну, безболезненну, христианскую». 19

  В последствии епископ Лукояновский Поликарп сообщит в Нижегородское Епархиальное управление о том, что: «Великое горе посетило нас и святую обитель Святителя Тихона. В половине 12-го часа ночи, с пятого на шестое февраля скончался от сыпного тифа наш бесценный отец протоиерей Петр Петрович Покрышкин, страдал он 21 день…». 20

  Торжественное отпевание возглавлял владыка Поликарп, совершивший чин погребения вместе со множеством духовенства и прихожан. Прощание простого народа с батюшкой вызывало слезы.

  «Плач и рыдания заглушали пение хора монахинь и голоса священнослужителей. Многие в этот день не пошли на службу (т. е. работу) хотя день был будничный. Было много крестьян, приехавших из окрестных сел отдать последний долг почившему, который лежал в гробу как живой, на лице была улыбка неземная». 21

11Некролог

  Под звон колоколов гроб с телом пастыря был обнесен вокруг главного монастырского собора, а затем в сопровождении массы людей, в предшествии икон и хоругвей, на руках перенесен на монастырское кладбище, где и предан земле. После погребения в покоях матушки игуменьи Серафимы была устроена скромная поминальная трапеза, для всех желающих. Все затраты на прощание с протоиереем Петром взяли на себя Лукояновские железнодорожники, которые чаще всего утешались молитвой и словом этого батюшки. Во время похорон местные жители говорили, что на Лукояновской земле давно уже лет 25 не было такого пастыря.

  О кончине бывшего академика архитектуры узнали и в Петрограде, куда сообщила родная сестра батюшки, написав письмо его другу Н. П. Сычеву. Спустя год, 27 февраля 1923 года, РАИМКе состоялось специальное заседание, посвященное памяти П. П. Покрышкина. В докладах прозвучавших в этот день, признавался большой вклад академика Покрышкина в изучение древнерусской архитектуры. 22 В одном из своих писем, еще при жизни он написал: «Расстался я с Петроградскими друзьями…, так бы и обнял всех, за всех молюсь усердно, все записаны поименно и ежедневно поминаются за проскомидией, которая совершается не менее часа времени». 23

  После себя, некогда известнейшей в России деятель культуры и уважаемый пастырь Нижегородской епархии, не оставил ни чего, за исключением рукописей и писем. Главным же его наследием можно считать лично написанную им молитву ко Господу, которую он ежедневно произносил, после того как стал священнослужителем, где в частности есть такие слова: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты удостоил меня служить Тебе, быть твоим иереем, проповедовать людям Святое Евангелие Твоё». Говоря же о таинстве причастия, в своей молитве он писал: «Господи, сподобь меня ежедневно и всегда вкушать сей чудный хлеб и пить Твою кровь, излиянную за всех и вся». 24

  К сожалению, сегодня судьба его рукописей, как и место погребения, остаются не известными. Тихоновский Лукояновский женский монастырь просуществовал до 1925 года, а впоследствии и вовсе был стерт с лица земли, от него не осталось ни храма, где отпевали П. П. Покрышкина, ни кладбища где покоился прах этого одаренного зодчего и удивительного пастыря.

 

 

Директор музея истории Нижегородской Епархии

археограф Дегтева О. В.

Примечания

 

1 Медникова Е. Ю. Деятельность академика архитектуры П. П. Покрышкина в Императорской археологической Комиссии. // Археологический вестник № 4. СПб., 1995. С. 303-311.

2 ЦАНО ф. 1016, оп. 2, д. 181, Л. 412.

3 Милюков П. Н. Воспоминания. Том первый (1895-1917). М., 1996. С. 201-203.

4 Длужневская Г. В. П. П. Покрышкин. Документы жизни и деятельности (по материалам фотоархива Института истории материальной культуры РАН).

5 ЦАНО ф. 1016, оп. 1, д. 58 — Наградной список по Лукояновскому викариатству лиц, представляемых к награждению от Святейшего Патриарха и Св. Синода, 1921 г.

6 Длужневская Г. В. Указ. Раб.

7 Там же.

8 Сычев Н. П. Некролог П. П. Покрышкина. 1922 г. // Рукописный архив ИИМК фонд 21. д. 1616, Л. 4.

9 Там же.

10 Сычев Н. П. Некролог П. П. Покрышкина. 1922 г. // Рукописный архив ИИМК фонд 21. д. 1616, Л. 4.

11 ЦАНО ф. 1016, оп. 2, д. 181, Л. 412. — Христианская кончина пастыря протоиерея П. П. Покрышкина, 1922 г.

12 ЦАНО ф. 1016, оп. 1, д. 58, Л. 69-70. — Наградной список по Лукояновскому викариатству лиц, представляемых к              награждению, 1921 г.

13 ЦАНО ф. 1016, оп. 2, д. 181, Л. 412.

14 Там же.

15 Медникова Е. Ю. Деятельность академика архитектуры П. П. Покрышкина в Императорской археологической Комиссии. // Археологический вестник № 4. СПб., 1995. С. 303-311.

16 ЦАНО ф. 1016, оп. 1, д. 58, Л. 69-70. — Наградной список по Лукояновскому викариатству лиц, представляемых к награждению, 1921 г.

17 Сычев  Н. П. Некролог П. П. Покрышкина. 1922 г. // Рукописный архив ИИМК фонд 21. д. 1616, Л. 4.

18 ЦАНО ф. 1016, оп. 2, д. 181, Л. 412. — Христианская кончина пастыря протоиерея П. П. Покрышкина, 1922 г.

19 Там же.

20 ЦАНО ф. 1016, оп. 2, д. 181, Л. 598.

21 ЦАНО ф. 1016, оп. 2, д. 181, Л. 412. — Христианская кончина пастыря протоиерея П. П. Покрышкина, 1922 г.

22 Медникова Е. Ю. Деятельность академика архитектуры П. П. Покрышкина в Императорской археологической Комиссии. // Археологический вестник № 4. СПб., 1995. С. 310.

23 Сычев Н. П. Некролог П. П. Покрышкина. 1922 г. // Рукописный архив ИИМК фонд 21. д.  1616, Л. 4.

24 ЦАНО ф. 1016, оп. 2, д. 181, Л. 412. — Христианская кончина пастыря протоиерея П. П. Покрышкина, 1922 г.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up