ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

(по архивным документам)

pict

Покровский монастырь в г. Балахне. Фото М. Дмитриева

Журнал «Нижегородская старина»

Номер 9 за 2004 год

 

О драматической истории архитектурного ансамбля Покровского мужского монастыря г. Балахны в советское время

(по архивным документам)

 

 

  Покровский мужской монастырь находился в центре г. Балахны, на углу современных ул. Ленина и пр. Революции. На территории монастыря, обнесенной каменной оградой с угловыми башенками и центральными воротами с шатром, располагались Никольский шатровый храм, Покровская церковь с пятиглавием, красивая шатровая колокольня, стоявшая на углу Никольского храма и соединявшаяся с ним переходом, деревянные здания келий и хозяйственных построек. Историко-архитектурная ценность ансамбля Покровского монастыря не раз отмечалась Сектором Наук Народного Комиссариата по Просвещению в переписке с Балахнинским райисполкомом.

  Никольская и Покровская церкви были переданы мирянам после закрытия монастыря в конце 18 века. Надо сказать, что Никольский храм никогда не имел собственного прихода. Покровская религиозная община владела Никольским летним храмом и Покровской зимней церковью и насчитывала в 1800 г. 440 прихожан, а в 1860 г. 320 человек из числа военных и штатских, купцов и мещан, их дворовых людей-жителей ближайших улиц г. Балахны. С сентября 1908 г. более 20 лет священником Покровской общины был Новосельский Петр Иванович.

  По декрету об отделении церкви от государства — одному из первых законов молодой Республики Советов, принятому 23 января 1918 г., положение православной церкви в государстве и обществе резко изменилось. Православие перестало быть государственной религией и ставилось вне государства. Любые церковные и религиозные общества лишались права владеть собственностью и не имели права юридического лица. Все церковное имущество передавалось в собственность государства, а религиозные общества становились на государственный учет. В 1918-1919 гг. государственную регистрацию прошли в основном все функционировавшие в то время церкви. Свобода совести и вероисповедания, провозглашенная декретом об отделении церкви от государства для граждан страны Советов, на первых порах была соблюдена полностью. Зарегистрированные религиозные общества получали в бессрочное бесплатное пользование церковные здания и имущество для удовлетворения религиозных потребностей. Верующие несли ответственность за целостность и сохранность врученного им имущества и производили оплату всех текущих расходов по его содержанию. По мере того, как Советское государство, с установлением сталинского режима, все более приобретало черты репрессивного, диктаторского, направленного против всякого инакомыслия, положение церкви и верующих становилось все более тяжелым. Атеизм стал знаменем борьбы с так называемыми пережитками прошлого. Большинство церквей г. Балахны были закрыты и перестали функционировать в 1926-1935 гг. Часть церковных зданий и почти все колокольни, которые трудно было приспособить под культурно-просветительные учреждения и для иных целей, были подвергнуты разрушению.

  Покровская религиозная община по соглашению с местными органами Советской власти в лице комиссариата по отделению церкви от государства, заключенному 4 декабря 1918 г., получила в свое пользование Никольскую и Покровскую церкви и находящееся в них имущество. К сожалению, дело по регистрации Покровского православного общества в архивных фондах комиссариата по отделению церкви от государства и административного отдела Балахнинского райисполкома не сохранилось, поэтому мы не располагаем полной описью имущества Никольской и Покровской церквей. Но судя по акту от 22 марта 1922 г. изъятия церковных ценностей из Покровской церкви, храмы имели богатое убранство. Уже после проведения кампании по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья в 1922 г. по ведомости учета драгоценных металлов по церквям Балахнинского района от 22.12.1934 г. в Покровской церкви в окладах Евангелий и облачениях икон насчитывалось 2636 грамм серебра и 100 грамм золота.

  По мере развития индустриализации в стране, строительства в городе первенцев советской индустрии-электростанции, бумажной и картонной фабрик, связанных с этим ростом рабочего населения и необходимости постройки культурно-просветительных учреждений, а также благодаря несомненным успехам антирелигиозной пропаганды, количество верующих балахнинцев постоянно уменьшалось. В 1928 г. Покровская религиозная община насчитывала 169 человек, а посещаемость церкви была до 80 человек. Конечно, верующие, в основном пожилые люди, не могли должным образом содержать и проводить необходимый ремонт церковных зданий бывшего Покровского монастыря. Представители Советской власти не были заинтересованы в сохранении храмов на древней Балахнинской земле, а наоборот, всячески способствовали их разрушению.

  На заседании объединенного пленума Балахнинского райисполкома и горсовета 9 октября 1928 г., посчитали необходимым сломать ограду и входные ворота Покровской церкви. На запрос о разрешении разобрать ограду в ответе Главнауки Наркомпроса от 2 апреля 1929 г. указывается: «Ввиду ветхого состояния ограды Покровской церкви в Балахне Главнаука не возражает против ее разборки. Что же касается центральных ворот с шатром и угловых башен, то их следует сохранить, как редкие образцы строительства 17 века». На документе стоит резолюция: «Горкоммунотделу приступить к разборке ограды с 10 апреля 1929 г.» Какое-то время, еще в 70-80 годах напротив здания Балахнинского краеведческого музея, расположенного в Покровской церкви, еще можно было видеть остатки центральных ворот каменной ограды, в настоящее время полностью утраченной.

  Президиум Балахнинского райисполкома 20 августа 1929 г. решил расторгнуть соглашение с верующими о пользовании летним зданием — Никольским храмом (пустует в течение более 2-х лет) и использовать его для культурных целей (приспособить под комсомольский клуб). В акте от 23.08.1929 г. по осмотру и закрытию церквей г. Балахны говорится: «церковное имущество ликвидировать,» а внутреннюю часть Никольской церкви намечено подвергнуть перестройке (сделать деревянный потолок, забелить стены). Общее собрание верующих Покровской общины 1 сентября 1929 г. вынуждено было согласиться с постановлением президиума райисполкома и передать храм летний в честь Николая Чудотворца. На заседании секретариата Нижкрайиспокома от 06.12.1929 г. было утверждено закрытие летного помещения Покровской церкви и передача его для культурно-просветительных целей. Горкоммунотдел предписал церковному совету 8 декабря 1929 г. «приступить к устройству хода на колокольню со стороны переулка, так как ход на колокольню через закрытое помещение разрешен не будет».

  В ответе Главнауки от 26 сентября 1929 г. на запрос райисполкома о разрешении снятия крестов с Никольской церкви, занимаемой под клуб, подчеркивалось, что Главнаука против снятия крестов не возражает без нарушения общего архитектурного облика, так как летний храм Николая Чудотворца является ценным архитектурным сооружением.

  23 марта 1930 г. президиум Балахнинского райисполкома послал запрос в Нижегородский краевой музей о снятии крестов и разломке колоколен Покровской и Никитинской (Спасской) церквей. Угроза разрушения нависла над прекрасными шатровыми колокольнями. В ответе от 17 апреля 1930 г. указывается, что эти колокольни состоят на учете Главнауки по 1 категории, возможно сноска Покровской, а Никитская колокольня должна быть сохранена. На заседании президиума горсовета 12 апреля 1931 г. было решено: «Имея полное согласие на слом колокольни, находящейся при Покровской церкви, от Главмузея, считать целесообразным приступить к слому колокольни, используя материал на строительство школы». На плане участка бывшего Покровского монастыря в апреле 1932 г. колокольня уже не нанесена. Прекрасный архитектурный памятник, о котором напоминают только документы, фотографии и чертежи, был разрушен до основания, не осталось даже фундамента.

  Такая же участь могла ожидать храм Николая Чудотворца, самый древний на территории не только Балахнинского района, но и всей Нижегородской области. Не раз в 1930-1933 гг. местные власти поднимали вопрос о разрушении Никольской церкви, чтобы использовать кирпич для строительства школы им. Бубнова (современная средняя школа № 6) , на необходимости достройки которой основывались решения о сломки ни одного церковного здания в г. Балахне. Сектор Науки Наркомпроса в сообщениях в Балахнинский райисполком неоднократно подчеркивал ценность Никольского храма, который характеризует экономический уровень и строительное искусство 16 века, и категорически выступил против его разрушения.

  Покровская религиозная община просуществовала до 1937 г., когда под безжалостный молох сталинских репрессий попали священники церквей г. Балахны, в т. ч. Новосельский Петр Иванович и Спасский Афанасий Павлович, который стал настоятелем Покровского храма после соединения общины закрытой Борисо-Глебской церкви с Покровской. Оба служителя православной веры, не отказавшиеся от своих убеждений, были расстреляны.

  Осиротевшие Никольский и Покровский храмы использовались под различные учреждения и склады. В 1950 г. здание Покровской церкви было отдано под Балахнинский краеведческий музей. С 1962 г. Никольскую церковь занимала малооптовая база Балахнинского торга.

  Благодаря противодействию разрушению церковных зданий со стороны научных и культурных работников, верующих, просто здравомыслящих людей, путем приспособления этих зданий для культурно-просветительных учреждений и складов, храмы г. Балахны были сохранены для потомков. Сейчас Никольский храм стоит в лесах, проводятся реставрационные работы, и хочется верить, что хватит сил для целеустремленного созидания, необходимых финансовых средств, чтобы в ближайшее время этот самый древний храм на Нижегородской земле был полностью восстановлен, чтобы он не только радовал нас своей красотой, но и служил его первоначальному предназначению — быть Храмом Божьим.

 

 

Начальник отдела использования документов ГАНО № 3, г. Балахна Ж. Д. Кувшинова

25.02.2004

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up