ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Д. В. Сироткин

pict

Д. В. Сироткин

Журнал «Нижегородская старина»

Номер 9 за 2004 год

 

«БЫЛ ПОЛЕЗЕН СВОЕЙ РОДИНЕ…» (НАЧАЛО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Д. В. СИРОТКИНА)

 

 

   Знаменитый нижегородский предприниматель и выдающийся деятель волжского судоходства Дмитрий Васильевич Сироткин родился в 1864 г., в деревне Остапово Балахнинского уезда Нижегородской губернии. В этой деревне издавна жили старообрядцы-беглопоповцы, во второй половине XIX в. примкнувшие к белокриницкому согласию. Приверженцы указанного согласия подчинялись митрополиту, жившему в селе Белая Криница на территории Австро-Венгрии. Поэтому их ещё часто называли «австрийцами». В свою очередь «австрийцы» подразделялись на два толка: «окружники» (принявшие «Окружное послание», изданное в 1862 г. от имени Духовного совета при архиепископе Московском Антонии) и «неокружники» (отвергнувшие «Окружное послание»).

  Родители будущего предпринимателя — Василий Иванович и Вера Михайловна Сироткины — были «австрийцами-окружниками». Они пользовались большим уважением односельчан как усердные ревнители «древлего благочестия». В их доме проходили моления местных старообрядцев. В 1878-1879 гг. трудами супругов Сироткиных на их усадебной земле был сооружён старообрядческий храм. 1

  Особенно большое влияние на сына оказала мать. На склоне лет Дмитрий Васильевич с благодарностью вспоминал: «Моим успехам в судостроении я обязан старообрядчеству, которое вдохнула в меня моя матушка Вера Михайловна, ревностная старообрядка; я удержался от вина, пристрастился к общественной жизни старообрядчества и судопромышленности, был полезен своей родине…». 2

  Дмитрий Васильевич далеко не случайно посвятил свою жизнь «судопромышленности». Ведь он родился в том краю, где мужика кормила не земля, а река. Кто-то из его земляков добывал хлеб насущный бурлачеством, кто-то нанимался в матросы, кто-то становился «судовщиком» — хозяином самодельной деревянной «расшивы» — парусного плоскодонного судёнышка. Отец будущего предпринимателя, Василий Сироткин, как раз и принадлежал к числу последних.

  Зимой он скупал изделия балахнинских кустарей — деревянные ложки, посуду (т. н. «щепной товар») — и, ранней весной сплавлял их на кладнушке (род небольшой расшивы) в безлесные Саратовскую и Астраханскую губернии. Из Саратовской губернии он привозил знаменитую местную горчицу, производившуюся в немецкой колонии Сарепте, а также выделывавшуюся здешними немцами-колонистами из тонкой крашеной пряжи лёгкую клетчатую (или полосатую) ткань «сарпинку». 3

  В 60-е гг. XIX в. наиболее оборотистые судовщики «Побережья» (так тогда назвали местность вдоль правого берега Волги, от Пучежа до Балахны) — Лапшины, Колотушкины, Дегтярёвы — начали обзаводиться пароходами. Стал пароходчиком и Василий Сироткин. Паровую машину — изношенную, работавшую сначала на кирпичном, а затем на маслобойном заводе, он купил в Саратове, с трудом переправил оттуда и установил на самодельный деревянный корпус. Так в 1868 г. на Волге появился товаро-пассажирский пароход, названный хозяином в память о хлопотах с его постройкой «Многострадальным». Впрочем это судно сторицей окупило все затраты и, посему, было переименовано в «Оправданный».

  После этого, согласно сведениям И. А. Шубина и Д. Н. Смирнова, В. И. Сироткин записался в купцы и переехал в Нижний Новгород. 4 Краевед  И. А. Макаров в своём очерке о Сироткиных уточняет, что Василий Сироткин «записался в купцы третьей гильдии». 5 Однако третью гильдию ликвидировали ещё в 1863 г., так что состоять в ней В. И. Сироткин не мог. Таким образом, биографам Сироткиных предстоит ещё разобраться в этом вопросе.

  Отметим, что в списке купцов Нижнего Новгорода за 1880 г. Сироткины не значатся, 6 а по архивным документам 1874 г. В. И. Сироткин проходит как балахнинский купец, жительствующий «в деревне Астапово Балахнинского уезда в своём доме». 7

02Нижегородские старообрядцы

  Эти документы связаны с попыткой Василия Сироткина перенести своё дело в губернский центр и, «с наступлением навигации 1874 г. открыть пассажирское пароходное движение на р. Волге». 8 Для этого Василий Иванович обратился в Нижегородскую городскую управу с просьбой разрешить ему участвовать в торгах за право взять в аренду городское место на берегу Волги для устройства пристани. Правда, тогда Сироткин не смог добиться своего — его цену перебил барон И. А. Штакельберг (управляющий нижегородской конторой крупной пароходной компании «Самолёт»). 9 Но, затем В. И. Сироткин всё-таки стал нижегородским пароходчиком и начал осуществлять грузопассажирские перевозки от Нижнего Новгорода до Казани и Рыбинска. Когда и как это произошло — историкам ещё предстоит уточнить.

  По данным И. А. Шубина в это время у Василия Ивановича имелось уже два парохода. К первенцу, «Оправданному», он прикупил ещё судно «Воля», 1862 г. постройки.

  На этом корабле и началась карьера его среднего сына Дмитрия. Д. Н. Смирнов утверждал, что впервые на борту «Воли» Дмитрий Сироткин появился в 1885 г. в возрасте 14 лет и сначала работал кочегаром. 10 Однако в 1885 г. Дмитрию Васильевичу уже перевалило за двадцать, и, конечно, он должен был оказаться на судне гораздо раньше — ещё в 70-е гг., как это следует из труда И. А. Шубина. По сведениям летописца волжского судоходства, Дмитрий Сироткин поднялся на борт «Воли» после окончания начальной школы. Во время поездок с отцом он выполнял самые разнообразные работы «вплоть до обязанностей поварёнка», а в 25 лет уже «ходил командиром». 11

  К этому времени Дмитрий Васильевич успел жениться на дочери казанского купца-пароходчика К. С. Четвергова, Марии. По воспоминаниям И. А. Шубина, Мария Кузьминична «была скромным человеком», «по образованию более культурной». Она «не была красавицей», зато отличалась «хозяйственностью» и «домовитостью». 12 Увы, их брак долго омрачало отсутствие детей. Для Дмитрия Васильевича это было большим горем. Он очень любил ребятишек. На всех праздниках он устраивал лакомства для детей и «болел, что нет своих». 13 Ребёнок (сын Константин) появился в семье более чем двадцать лет спустя после свадьбы. (Он родился 5 марта 1916 г. в Нижнем Новгороде). 14

  Сведения о Константине Дмитриевиче и другие интереснейшие данные о роде Сироткиных, в том числе о югославском периоде их жизни привели в своей публикации исследователи Алексей Арсеньев из Югославии и Владимир Нехотин из Москвы. Они же указали год заключения брака между Дмитрием Васильевичем Сироткиным и Марией Четверговой. По их данным это произошло в 1890 году.

  До этого биографам Сироткина не было известно: когда сыграли эту свадьбу и в каком году Дмитрий отделился от отца и перешёл на службу к тестю. По Шубину это произошло после того как в 80-е гг. дела семейной фирмы стали идти всё хуже. (Глава семьи никак не мог оправиться от трагической смерти старшего сына Викула, последовавшей в 1873 году.) «Катастрофа тяжело поразила старика Сироткина, — писал И. А. Шубин, — и, может быть, в связи с этим дела его пошатнулись, в 1882 г. он уже не мог оплатить заказанного на Сормовском заводе нового парохода „Граф Игнатьев“ и вынужден был тотчас по выпуске судна с завода сдать его в аренду о-ву „Дружина“, уплачивая долг заводу арендными суммами. Видя начавшееся разрушение хозяйства, Д. В. Сироткин, достигший к тому времени 25 лет…выделился от отца и перешёл на службу к своему тестю». 15

  Красочные подробности раздела (не ссылаясь на источники) приводит И. А. Макаров. По его словам, Дмитрий «так ловко разделился с отцом, что практически все остатки семейных капиталов перетекли в его карман. До конца дней своих старик Сироткин почём зря костил разбойника-сына, беззастенчиво ограбившего собственного отца». 16 Однако даже если допустить, что Дмитрий Сироткин захотел взять на свою душу такой грех, трудно представить, как он мог на практике «так ловко разделиться», чтобы «ограбить» родного батюшку. Ведь без согласия главы семьи, при всей «ловкости» Дмитрия Сироткина раздел состояться не мог.

03 

   Конечно, события развивались совсем по-другому. Как именно — сообщает Д. Н. Смирнов. Он пишет: «В 1893 году финансовое положение В. И. Сироткина, — пошатнулось настолько, что ему грозило банкротство и продажа с молотка его четырёх буксирных пароходов. Чтобы спасти хоть какую-то часть состояния, отец и сын пошли на обычную по тем временам сделку. Перед конкурсом пароходная фирма В. И. Сироткина выдала „третьему лицу“ на несколько десятков тысяч рублей „бронзовых“, то есть бестоварных векселей. При распродаже имущества — пароходов и баржей — учли „долг“ пароходства этому „третьему лицу“, которое и получило „в счёт уплаты долга“ два парохода. И лишь позднее выяснилось, что „третье лицо“ — не кто иной, как сын обанкротившегося пароходчика — Дмитрий Сироткин». 17

  Итак, переход семейных капиталов от отца к сыну был единственным способом сохранить хотя бы часть имущества фирмы. Естественно, всё прошло по обоюдному соглашению. Так что у Василия Ивановича не было никаких причин костерить «разбойника-сына».

  После банкротства Сироткин-старший отошёл от дел. На основании сообщения, промелькнувшего в журнале «Старообрядцы», мы склонны предположить, что он вернулся в родное Остапово и стал священником старообрядческого храма, построенного им самим на его усадебной земле. 18 А его сын в 1894 г. с помощью тестя основал своё собственное дело (во всяком случае, в 1894 г. оно уже существовало).

04 

   К. С. Четвергов дал зятю деньги в долг. Кроме того, Четверговы предоставили Дмитрию в аренду свой старый пароход «Заря». 19 У Д. В. Сироткина имелся и собственный пароход — «Забияка». 20 К нему в 1895 г. прибавился буксир «Воля» — с железным корпусом и мощной машиной. Машина была собрана по чертежам знаменитого волжского конструктора В. И. Калашникова на московском заводе Бромлей. Сам же пароход сошёл со стапелей завода Калашникова на Моховых горах.

  Кроме пароходов у Д. В. Сироткина имелись баржи. Они использовались хозяином в основном для перевозки нефтепродуктов.

  Нефть получила широкое распространение в русской промышленности в конце 80-х гг. XIX века. Она добывалась преимущественно в Баку и доставлялась в центр России по Каспийскому морю и Волге. Нефтяные перевозки в 90-е гг. стали очень выгодным видом предпринимательства, и Дмитрий Васильевич сразу же сделал их главным полем деятельности своего предприятия.

  Как показывает анализ кассовой книги конторы Д. В. Сироткина за 1894-1895 гг., основной доход фирма шёл за счёт продажи «нефтяных остатков». («Нефтяные остатки» получались после отгонки керосина и использовались при производстве смазочных масел, а также в качестве топлива).

  Нефтепродукты поставлялись Сироткиным на Варинские технохимические заводы И. Н. Тер-Акопова, на станцию «Нижний Новгород» Московско-Казанской железной дороги, а также отдельным предпринимателям (М. А. Дегтярёв, М. П. Лапшин). А покупку нефтепродуктов Д. В. Сироткин осуществлял у знаменитой фирмы «Г. А. Поляк и сыновья». 21

  Кассовая книга Сироткина позволяет не только представить размеры дела Дмитрия Васильевича, но и охарактеризовать самого предпринимателя, как личность. Отметим, например, что в кассовую книгу записывались даже самые мелкие расходы молодого купца, в том числе на подарки жене, на извозчика и, даже на чаевые. Этой скрупулёзной точностью Сироткин сильно отличался от другого знаменитого нижегородского купца — Н. А. Бугрова, который практически не вёл никакой бухгалтерии и щедро делился своими богатствами с другими.

  Бугров уважал, но не любил Сироткина, называя его «американцем». 22 Дмитрий Васильевич действительно работал в «американском темпе». Весь его день был в буквальном смысле распределён по минутам. 23 Он стремился идти в ногу со временем. В его конторе стояла модная кожаная мебель, на стенах висели карты. Он следил за всеми техническими новинками, постоянно повышал свой культурный уровень.

  Кассовая книга 1894-1895 гг. подтверждает сообщение И. А. Шубина о том, что в это время «молодой предприниматель усиленно занялся самообразованием». 24 Среди его покупок значатся книги и Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. 25

  Дела у хваткого молодого купца шли бойко. Благосостояние повышалось. В 1895 г. Дмитрий Васильевич приобрёл лошадь и выезд. 26 В 1896 г. начал перестройку своей усадьбы на Ильинской улице. (Прежние постройки, выходившие фасадом на Ильинку, были сломаны, а в глубине участка возвели деревянный двухэтажный флигель в стиле «модерн», каменные одноэтажные службы и деревянную одноэтажную прачечечную). 27

  Повысился и социальный статус тридцатилетнего предпринимателя. В 1897 г. его избрали гласным Городской думы и членом ряда думских комиссий. В 1898 г. Городская дума направляет его в качестве представителя Нижнего Новгорода на Съезд русских деятелей по водным путям.

  В том же (1898) г. (по данным Д. Н. Смирнова) Д. В. Сироткин значительно расширил масштабы своего предприятия, приобретя нефтетранспортное дело С. М. Шибаева («четыре парохода и десяток барж»). И. А. Шубин также пишет о четырёх шибаевских буксирах и пятнадцати деревянных баржах. Однако он не называет точную дату приобретения Сироткиным этой флотилии, указывая в одном месте, что это произошло «вскоре» после 1895 года. 28

05Группа нижегородских судовладельцев. В центре — Д. В. Сироткин

  Исходя из истории Шибаевской фирмы, дата указанная Д. Н. Смирновым (1898 г.) вполне заслуживает доверия. История же Шибаевского дела вкратце такова: в 1857 г. старообрядец белокриницкого согласия Сидор Мартынович Шибаев основал текстильную фабрику близ Богородска Московской губернии. Раньше он служил на мануфактуре старообрядцев Морозовых и собственное дело начал с помощью Ивана Савича Морозова. В 1878 г. С. М. Шибаев посетил Баку и основал там небольшое предприятие по производству серной кислоты. Затем он приобрёл несколько нефтеносных участков и открыл нефтеперерабатывающий завод. В 1884 г. предприимчивый старообрядец учредил Товарищество производства русских минеральных масел и других химических продуктов «С. М. Шибаев и Ко» с капиталом в 1,5 миллиона рублей. После смерти С. М. Шибаева в 1888 г. фирму наследовала его вдова Евдокия Викуловна Шибаева (не дочь ли Викула Морозова?). Она управляла компанией до своей смерти в 1899 г., а затем дело перешло к её сыновьям.

  Конец 90-х гг. для фирмы Шибаевых был очень бурным. В сентябре 1897 г. 2500 из 3500 акций Товарищества были проданы голландскому нефтепромышленному обществу во главе с банкирскими фирмами «Laboushere Oyens & Co» и «H . Oyens & fils». Последние, в свою очередь в феврале 1898 г. переуступили шибаевское дело английскому нефтяному обществу «The Shibaieff Petroleum Company» с основным капиталом 750 тысяч фунтов стерлингов. Директорами новой компании стали Ф. Лейн, лорд Венлок и Гриннель Мельк. 29 Возможно, в условиях надвигавшегося экономического кризиса и роста конкуренции среди речных перевозчиков (что вело к понижению фрахта и низкой рентабельности перевозок) они и решили избавиться от нефтетранспортной флотилии.

  Правда  Д. Н. Смирнов говорит о крахе фирмы Шибаевых, и о том, что её имущество чуть ли не продавалось с торгов и им «мог завладеть каждый, кто мог внести в погашение срочных платежей полтораста тысяч рублей». 30 Но, конечно, это значительное преувеличение. Шибаевское дело было многоотраслевым (нефть, текстиль) и просуществовало до 1917 года. Нефтетранспортная флотилия являлась лишь небольшой его частью.

  Обстоятельства её покупки Д. В. Сироткиным требуют дальнейшего изучения. В этой связи очень интересны сведения Д. Н. Смирнова о том, что льготный трёхгодичный кредит на приобретение Шибаевской флотилии нижегородскому купцу предоставили знаменитые братья Рябушинские. 31

  По нашему мнению эта информация заслуживает доверия. На рубеже XIX — XX вв. текстильная фирма Рябушинских являлась одновременно и одним из ведущих банковских учреждений Москвы. 32 Кроме того, и Рябушинские и Сироткин принадлежали к одному старообрядческому согласию («австрийцы-окружники»), а известно, что купцы-старообрядцы охотно оказывали помощь своим единоверцам.

  В дальнейшем Д. В. Сироткин постоянно поддерживал тесные связи (личные, деловые, политические) с братьями-банкирами и, прежде всего с Павлом Павловичем Рябушинским. Они вместе руководили всероссийскими съездами старообрядцев. (В 1906 г. П. П. Рябушинский стал заместителем Д. В. Сироткина как председателя Совета старообрядческих съездов). В 1912 г. Дмитрий Васильевич вместе с ближайшими сподвижниками братьев-банкиров вошёл в совет организованного ими Московского банка. 33

  С приобретением Шибаевского дела фирма Сироткина стала одним из крупнейших на Волге нефтетранспортных предприятий. 26 апреля 1907 г. на её базе было образовано паевое «Торгово-промышленное и пароходное товарищество Дмитрия Васильевича Сироткина в Нижнем Новгороде» с капиталом в полтора миллиона рублей, разделённых на 1 500 паёв по 1000 рублей каждый. Оно располагало 15 пароходами (в том числе: «Свобода», «Равенство», «Братство», «Труд», «Мужичёк») и 65 деревянными и железными нефтеналивными баржами. 34

  Названия пароходов красноречиво свидетельствуют о том, что по своим политическим взглядам Сироткин был либералом. Более того, он поддерживал связь и с революционерами. Посредником между ними являлся А. М. Горький, с которым нижегородского купца связывала долголетняя дружба. Совместно со знаменитым писателем, Дмитрий Васильевич в своём доме открыл чайную для босяков (знаменитые в Нижнем Новгороде «Столбы»), где, с ведома хозяина, левая интеллигенция вела антиправительственную пропаганду.

06Дом Д. В. Сироткина

 Нижегородское охранное отделение установило наблюдение за неблагонадёжным предпринимателем и выяснило, что на его имя из-за границы неоднократно высылалась нелегальная литература. 35 Она предназначалась, в том числе, для пропаганды среди рабочих самого Сироткина. (На баржах у него были составлены библиотечки, в которых в изобилии имелись революционные брошюры). 36

  Вообще отношения между Дмитрием Васильевичем и его работниками нельзя назвать обычными. Ко многим из них Сироткин обращался «на Вы» и держался с ними «с большим почтением». 37 Но прославила его не только вежливость — Дмитрий Васильевич первым на Волге организовал страхование матросов от несчастных случаев. Кроме того, его рабочие получали хорошее жалование — больше, чем на других судах.

  Увеличение жалования достигалось за счёт сокращения числа работников. По добровольному соглашению с хозяином оставшиеся рабочие за денежную надбавку выполняли дополнительные обязанности. Бывали случаи, когда огромные нефтеналивные баржи обслуживались не восемью матросами, как этого требовала обычная практика, а четырьмя. 38 Тех, кто не справлялся — увольняли или штрафовали.

  Применяя систему штрафов и жёстко поддерживая трудовую дисциплину, Сироткин в то же время не досаждал людям мелочной опекой, не мешал им проявлять инициативу. Он умел подбирать работников, умел их выдвигать, умел сработаться с ними. 39 По мнению И. А. Шубина, именно это было главным секретом постоянных успехов Дмитрия Васильевича.

  Удачливость молодого купца поражала воображение современников. На бирже его звали «счастливым человеком». Его старались пригласить на зачин любого дела, поскольку считалось, что одно присутствие Сироткина «принесет счастье».

  На бирже он имел безусловный авторитет и в 1907 г. был избран председателем Нижегородского биржевого комитета — представительной организации местной буржуазии. Таким образом, нижегородское купечество официально признала Дмитрия Васильевича своим лидером.

  Сироткин действительно являлся прирождённым вожаком. Крутолобый, плотный, неулыбчивый, он всем своим обликом излучал внутреннюю силу. Когда он горделиво шёл по набережной, опираясь на каблук, с высоко поднятой головой, сразу было видно, что идёт настоящий хозяин Волги.

  Как и подобает лидеру, он смело брался за новые начинания, реализуя казалось бы фантастические проекты. Одним из них стало открытие пароходного сообщения (впервые в истории!) по… Аральскому морю.

  В декабре 1907 г. Д. В. Сироткин и его земляк-старообрядец, пароходчик М. П. Лапшин послали экспедицию в Чарджоу для исследования судоходства Аральского моря и Амударьи. Путешествие оказалась удачным и в 1908 г. Сироткин и Лапшин отправили из Нижнего Новгорода на Аральское море в разобранном виде пароход и лес для постройки деревянных баржей и баркасов. Так возникло (официально учреждённое в 1909 г.) акционерное общество пароходства и торговли «Хива» с основным капиталом в 300 тысяч рублей, председателем правления которого стал Дмитрий Васильевич Сироткин, директором-распорядителем — М. П. Лапшин, заместителем председателя — С. М. Бузин, директором — Ф. П. Облаев. «Хива» расчистила проходы в устье Амударьи, удалила камышовые заросли и открыла судоходство от станции «Аральское море» Ташкентской железной дороги через Аральское море до устья Амударьи и по Амударье до Чарджоу. 40 Тем самым Хивинское ханство впервые получило регулярное транспортное сообщение с остальной Империей. Была также установлена связь между Среднеазиатской и Ташкентской железными дорогами.

  Сироткин был новатором и в технической сфере. Уже в конце 90-х годов XIX в., он, как писал И. А. Шубин, «на удивление всей Волге построил несколько деревянных баржей новой конструкции». «Сироткин нашёл, что наиболее совершенным типом волжского судна, идеально приспособленным к самобытным условиям плавания по великой реке, были старые расшивы (плоскодонные суда, легко проходившие мели и перекаты — Ф. С.), детальные формы которых, в увлечении судовыми типами парового периода, были уже утеряны волжскими судостроителями. Добившись, после долгого труда восстановления этих форм и дополнив их тем, что дала судостроительная наука и практика позднейшего времени, Сироткин сконструировал тип новой баржи, который до настоящего времени остаётся непревзойдённым по своим судоходным достоинствам». 41

  Уже первые деревянные баржи-«новинки» Сироткина поражали воображение современников своими невиданными размерами. Но и им было далеко до грандиозной железной «Марфы-Посадницы», которая была изготовлена в 1907 г. и произвела в баржевом судостроении настоящий переворот.

  И. А. Шубин утверждал, что «Марфа-Посадница» строилась (на заводе Шорина в Гороховце) «по чертежам Сироткина». 42 Естественно он имел в виду, что «счастливому Митрию» принадлежал «принципиальный», «подготовительный» чертёж. Заводские чертежи, разумеется, делал профессионал. Поскольку «Марфа-Посадница» создавалась для перевозки нефтепродуктов, Дмитрий Васильевич заказал техническое воплощение своих идей лучшему специалисту по нефтеоборудованию, гениальному русскому инженеру Владимиру Григорьевичу Шухову (автору целого ряда проектов нефтепроводов, нефтехранилищ, установок для термического крекинга нефти и знаменитой башни). 43

  Постройку «Марфы-Посадницы» Сироткин считал одним из важнейших событий своей жизни. Незадолго до кончины он с гордостью вспоминал (в письме к старообрядческому архиерею, владыке Иринарху), что «в 1907 г. построил в Горьком необыкновенную в то время баржу — танк — наливное судно, грузоподъёмностью более полмиллиона пудов, дававшей экономии в эксплуатации от 50 до 100%.». 44

  Спуском на воду «Марфы-Посадницы» завершилось становление Сироткина-предпринимателя. После 1907 г. он стал общепризнанным лидером волжских пароходчиков, одной из крупнейших нефтяных дельцов, близким партнёром знаменитых Нобелей. Но это уже тема для отдельного рассказа.

 

Ф. А. Селезнёв, доцент, кандидат исторических наук

(Исторический факультет ННГУ)

Примечания

 

1 Остаповский старообрядческий приход // Старообрядец. — 1907. — № 5. — С. 562-563.

2 Дмитрий Сироткин. Письма в Россию / Публ. А. Арсеньева и В. Нехотина // Нижний Новгород. — 1998. — № 10. — С. 212

3 Шубин И. А. Волга и волжское судоходство. — М., 1927. — С. 610; Смирнов Д. Н. Очерки жизни и быта нижегородцев в начале ХХ        века: 1900-1916 годы. — Нижний Новгород, 2001. — С. 30.

4 Шубин И. А. Ук. соч. — С. 610; Смирнов Д. Н. Ук. соч. — С. 30

5 Макаров И. А. Пароходовладельцы Сироткины // Каждый род знаменит и славен: Из истории нижегородского предпринимательства      XVII-нач. ХХ вв. — Нижний Новгород, 1999. — С. 203.

6 ГУ ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35б. Д. 32.

7 ГУ ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35. Д. 865. Л. 2об.

8 ГУ ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35. Д. 865. Л. 1.

9 Там же. Л. 23-25об.

10 Смирнов Д. Н. Ук. соч. — С. 30.

11 Шубин И. А. Ук. соч. — С. 610, 611.

12 Беседы с Шубиным и Вишневским. Шубин И. А. //Отдел рукописей Нижегородского государственного литературного музея А. М.            Горького (далее — ОР НГЛМГ). — ГМГ. — К 10202.

13 Там же.

14 Дмитрий Сироткин Письма в Россию / Публ. А. Арсеньева и В. Нехотина // Нижний Новгород. — 1998. — № 10. — С. 213.

15 Шубин И. А. Ук. соч. — С. 611.

16 Макаров И. А. Ук. соч. — С. 203.

17 Смирнов Д. Н. Ук. соч. — С. 30.

18 Старообрядцы. — 1908. — № 4-6. — С. 508.

19 ГУ ЦАНО. Ф. 498. Оп. 321. Д. 1. Л. 44, 57.

20 Там же. — Л. 28.

21 ГУ ЦАНО. Ф. 498. Оп. 321. Д. 1. Лл. 4, 39, 41, 42, 44, 49, 54

22 Муратов И. М.// ОР НГЛМГ. — К 10202.

23 Беседы с Шубиным и Вишневским. Шубин И. А…

24 Шубин И. А. Ук. соч. — С. 611.

25 ГУ ЦАНО. Ф. 498. Оп. 321. Д. 1. Лл. 2, 20.

26 Там же. — Л. 5 1.

27 ГУ ЦАНО. Ф. 30. Оп. 36. Д. 2431а. — Лл. 1-4.

28 Шубин И. А. Ук. соч. — С. 611, 628, 643.

29 Барышников М. Н. Деловой мир России: историко-биографический справочник. — СПб., 1998. — С. 372; Монополистический              капитал в нефтяной промышленности России (1883-1914). Документы и материалы. — М.-Л., 1961. — С. 665.

30 Смирнов Д. Н. Ук. соч. — С. 31.

31 Там же.

32 Петров Ю. А. Московская буржуазия в начале ХХ века: предпринимательство и политика. — М., 2002. — С. 145.

33 Петров Ю. А. Коммерческие банки Москвы. — М., 1998. — С. 182.

34 Шубин И. А. Ук. соч. — С.648; Смирнов Д. Н. Ук. соч. — С. 32: ГУ ЦАНО. Ф. 498. Оп. 321. Д. 2. Л. 211.

35 ГУ ЦАНО. Ф. 916. Оп. 3. Д. 81. Л. 273.

36 Беседы с Шубиным и Вишневским. Шубин И. А…

 37 Там же.

38 Смирнов Д. Н. Ук. соч. — С. 33.

39 Беседы с Шубиным и Вишневским. Шубин И. А….

40 Горяченко С. Л. История рода Лапшиных // Нижегородская старина. — 2002. — Вып. 4. — С. 30-31.

41 Шубин И. А. Ук. соч. — С. 662.

42 Там же.

43 Косарев И. А. Завод «Теплоход». 75 лет: Очерки истории предприятия. — Горький, 1985. — С. 9.

44 Дмитрий Сироткин. Письма в Россию… — С. 211.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up