Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и Панин А.Н. в Ново-Иерусалимском монастыре

Члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и Панин А.Н. в Ново-Иерусалимском монастыре

18.12.2013

Члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и Панин А.Н. в Ново-Иерусалимском монастыре

16 декабря 2013 года члены ИППО в рамках программы «Возвращение памяти» посетили жемчужину Подмосковья Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.

Наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, действительный член Нижегородского отделения Императорского Православного Палестинского Общества архимандрит Тихон (Затекин) и заместитель председателя Московского областного регионального отделения ИППО, председатель правления фонда «Возрождение культурного наследия» Александр Николаевич Панин посетили Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, где ознакомились с ходом реставрационных работ, помолились у монастырских святынь и у могилы председателя Калужского отдела ИППО Преосвященного Александра (Головина). Все время пребывания в монастыре членов ИППО сопровождали наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников) и главный инженер проектов Федерального государственного унитарного предприятия «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» Ирина Валентиновна Леушина.

Члены ИППО архимандрит Тихон и А.Н.Панин в сопровождении отца наместника и И.В.Леушиной осмотрели Воскресенский собор обители. История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.

Великое дело, начатое Патриархом в 1656 году, еще во время его дружбы с Царем Алексеем Михайловичем, и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с 1658 по 1666 гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце 1666 года, но возобновилось усердием Царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки Царевны Татьяны Михайловны в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года (ст. ст.). В годы атеистических гонений советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно.

В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа. Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. В XIX веке и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. Окрестностям Ново-Иерусалимского монастыря были даны наименования святых мест Палестины: Иордан, Фавор, Сион, Елеон, Вифания, Вифлеем.

В 1913 году монастырь посетило около 35000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Романовых к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу. В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. В 20-х годах ХХ века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату.

23 июня 2008 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря.

В монастырь совершали паломничества первые председатели Императорского Православного Палестинского Общества Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, почетные члены Общества Государь Император Николай II и Государыня Императрица Александра Федоровна.

В разные годы управляли этой древней обителью члены ИППО (или стали таковыми позднее): епископ Христофор (Смирнов), архимандрит Андрей (Садовский), архимандрит Владимир (Филантропов), архимандрит Серафим (Чичагов), архиепископ Иустин (Охотин), епископ Тихон (Никаноров), епископ Александр (Головин), епископ Трифон (Туркестанов) и архиепископ Иоаким (Левицкий).

Архимандрит Тихон (Затекин) и Александр Николаевич Панин уже не в первый посещают эту обитель. Совместные книжные проекты, участие в конференциях и круглых столах, изучение богатейшей истории обители. В настоящее время полным ходом идет подготовка к переизданию книги А.В.Шамборанта «Русский Царь с Царицею на поклонении московским святыням». Эта книга была издана в 1909 году. В книге рассказывается о пребывании Государя Императора Николая II в 1903 году в городе Москве, а также о его паломничестве в Ново-иерусалимский монастырь совместно с Великим Князем Сергеем Александровичем и Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной. А.Н.Панин обнаружил уникальные фотоматериалы об их пребывании в этой обители. Также успешно в архивах и библиотеках России продвигается изучение богатейшего наследия епископа Преосвященного Александра (Головина). С 1899 года по1903 год он возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме и в 1900 году стал действительным членом ИППО. 12 декабря 1904 года он был избран почетным членом Общества.

Тщательно и кропотливо изучен А.Н.Паниным период управления Преосвященным Александром (Головиным) Калужской и Боровской епархией в 1910-1912 годах. В эти годы Владыка, будучи председателем Калужского отдела ИППО оказывал огромное содействие делу строительства Сергиева скита Калужского отдела Императорского Православного Палестинского Общества, был духовным наставником члена Общества, настоятеля скита иеромонаха Герасима (Гаврилова). Долгие годы Владыка Александр был сподвижником председателя Тверского отдела ИППО архиепископа Алексия (Опоцкого), с которым трудился в сане епископа Старицкого. С 1912 по 1916 год епископ Александр был настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря, где 4 февраля 1916 года он скончался от атеросклероза. В обители остался его богатейший архив. Преосвященный Александр (Головин) был погребен напротив алтаря придельного храма во имя Марии Магдалины Воскресенского собора. Владыка всегда старался в пастырях пробудить дух ревности, призывал их к проповедничеству. Для него характерны были отеческое отношение к учащимся, беззлобность и безгневность, желание сделать добро всякому человеку.

Так же предметом глубокого исследования А.Н.Панина является богатейшее наследие монастырской фотомастерской, одной из первых монастырских фотомастерских России, основанной по благословению архимандрита Леонида (Кавелина). Долгие годы послушание фотографа в мастерской нес иеромонах Диодор (Диомид Борисов), уроженец Смоленской губернии. Отличительной особенностью монастырской фотомастерской была направленность ее деятельности на видовые снимки храма Воскресения Христова, главные святыни обители и Русской Палестины. Эти работы отличаются высоким профессиональным качеством исполнения, глубоко продуманным отбором мест для съемок.

По замыслу Патриарха Никона Воскресенский собор возводился по образу Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертеж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведенным в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Патриархе Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня. Об иерусалимском храме строители могли судить также по его деревянной модели, которую в 1649 году привез в Россию Патриарх Паисий. К концу 1666 года собор доведен до сводов. Патриархом в нем были освящены три придельных церкви: любимое место служения Никона — верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. После смерти Царя Федора Алексеевича, при котором все здание Воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года (ст. ст.) собор был освящен Патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья. Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. К концу XVII века в соборе насчитывалось 14 приделов. В XVIII—XIX веках были устроены еще 15 приделов.

Игумен Феофилакт и И.В.Леушина подробно ознакомили архимандрита Тихона и А.Н.Панина с ходом реставрационных работ. Главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Подобно первообразу, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Патриарх Никон освятил Кувуклию Гроба Господня в начале 1660-х годов. Наружное убранство пещеры Святого Гроба состоит из керамической аркады, повторяющей мраморную аркаду первообраза. Между колонками находились стенописи, изображавшие Пресвятую Богородицу и апостолов. Изразцовое убранство снаружи пещеры Гроба Господня представляло собой иконостас и отражало значение Святого Вертепа как алтаря, а погребального ложа Спасителя — как престола и жертвенника, на котором в Иерусалиме совершается Божественная литургия. В связи с этим колонки Кувуклии повторены во всех изразцовых иконостасах Воскресенского собора, знаменуя значение алтаря и престола как Гроба Господня.

В Кувуклии архимандрит Тихон, игумен Феофилакт, А.Н.Панин и кандидат в члены ИППО, насельник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря иеродиакон Евстафий (Поляков) трижды пропели «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!». Архимандрит Тихон и А.Н.Панин помолились у места захоронения Святейшего Патриарха Никона. Ирина Валентиновна Леушина подробно рассказала о проведенном исследовании в 2013 году гробницы Святейшего Патриарха, когда было точно установлено, что она пуста.

В подземной церкви равноапостольных Константина и Елены, члены ИППО помолились у могил супруги и сына национального героя России, не потерпевшего при жизни ни одного поражения генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. Надгробные плиты Варвары Ивановны (урожденной Прозоровской) и генерал-лейтенанта Аркадия Александровича Суворова находятся на месте придела, устроенного в честь иконы Божией Матери «Утоли моя Печали». Суворовы были щедрыми вкладчиками Воскресенской обители. Придел обновлялся на средства Александра и Константина Аркадьевичей Суворовых в 1872 году.

В приделе во имя святой равноапостольной Марии Магдалины члены ИППО трижды пропели вечная память над местом упокоения Преосвященного Александра (Головина). Придельная церковь была освящена в 1801 году по воле Императрицы Марии Федоровны, супруги Императора Павла I, в честь своей Небесной покровительницы. Это один из красивейших приделов Воскресенского храма, оформленный по проекту архитектора М.Ф.Казакова в стиле классицизма. Церковь представляет собой небольшой алтарь с притвором, где находились деревянные хоры для пребывания Августейшей семьи во время богослужения. С юга церковь отделялась невысокой сквозной металлической оградой. Алтарная часть в виде полуротонды с колоннами коринфского ордера выполнена из белого каррарского мрамора, украшенного вызолоченной бронзой. Сейчас здесь, как и всюду полным ходом идут реставрационные работы. Здесь у места вечного упокоения Преосвященного Александра состоялось обсуждение совместных трудов по увековечиванию памяти этого достойного деятеля Русской Православной Церкви. По предложению Александра Николаевича Панина в 2014 году пройдет круглый стол, посвященный памяти Владыки и состоится большая краеведческая экспедиция по местам его жизни и служения.

На воссозданной колокольне Воскресенского собора члены ИППО ознакомились с новыми колоколами обители, и игумен Феофилакт благословил архимандриту Тихону совершить праздничный трезвон. Развитие искусства колокольного звона шло на протяжении нескольких веков: от сигнала — призыва к богослужению, сохранившегося ныне в виде благовеста (равномерных ударов в один колокол перед началом службы), до звона во все колокола (так называемого трезвона). С течением времени колокольный звон включается в литургию. Появление звона по окончании службы (то есть вне ее) знаменует новый период в развитии колокольной музыки. В течение веков звон колоколов составлял особую звуковую атмосферу и был неотъемлемой частью жизни русского народа.

Осмотр монастыря завершился в надвратной церкви. Надвратная Входоиерусалимская церковь Ново-Иерусалимского монастыря была построена в 1694-1697 годах в одно время с мощной каменной оградой и башнями. До этого, при Патриархе Никоне, монастырь был обнесен деревянной оградой с восемью шатровыми башнями. Четыре башни старой ограды стояли по углам, четыре – между ними по сторонам света; проездные ворота находились в южной и западной башнях, а под северной был устроен колодец. Главный вход был там же, где и теперь – в восточной стене, а перед входом была большая площадь с гостевым домом для паломников, конюшнями, лавками и жильем для работников монастыря. Надвратная церковь также была деревянной.

Завершился визит членов ИППО в монастырь переговорами, в которых приняли участие: наместник обители игумен Феофилакт (Безукладников), архимандрит Тихон (Затекин), А.Н.Панин, И.В.Леушина. Во время обсуждения было затронуто много вопросов для совместных трудов и популяризации истории обители. Архимандрит Тихон и А.Н.Панин освятили тему истории взаимоотношений обители и Великого Князя Сергея Александровича, выдвинув идею изучить этот вопрос глубже. Особый интерес представляют реликвии, которые Великий Князь привез из своего паломничества на Святую Землю в 1888 году и подарил монастырю в 1889 году.

17 октября 1889 года Его Высочество отправил в дар настоятелю обители архимандриту Вениамину (Позднякову) частицу камня Гроба Господня, камень с места Рождения Спасителя и часть масленичной ветви из Гефсиманского сада. Эти святыни были помещены в ковчег, который в 1691 году передала в дар обители Царевна Татьяна Михайловна.

Так же фонд «Возрождение культурного наследия» намерен совместно с Нижегородским Печерским монастырем и церковно-археологическим музеем Нижегородской епархии провести в 2014 году несколько совместных с музеем фотовыставок.

Яндекс.Метрика