ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Летопись событий

pict
27.09.2016

Члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и А.Н.Панин посетили некрополь Донского монастыря

21

               

22

23

Игумения                 
Валентина
А.Н.Панин и
архимандрит
Тихон (Затёкин)
у надгробия игумении
Валентины (Борониной)
в Донском монастыре         
Надгробие
игумении
Валентины (Борониной)

23 сентября 2016 года действительные члены ИППО А.Н.Панин и архимандрит Тихон (Затёкин) возложили цветы на могилу члена Палестинского Общества игумении Валентины (Борониной).

Действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества архимандрит Тихон (заместитель председателя Нижегородского отделения, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря) и Александр Николаевич Панин (заместитель председателя и член Совета Московского областного регионального отделения, председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», член Союза краеведов и Союза писателей России) посетили Московский Донской ставропигиальный мужской монастырь в рамках реализации совместной программы «Возвращение памяти».

Игумения Валентина (Варвара Василь­евна Боронина) происходила из мещанского сословия и родилась в старинном граде Медыни Калужской губернии. Варвара с детских лет проживала в Спасо-Бородинском женском монастыре, проходя науку духовной жизни. Настоятельницей новообразованной обители на Бородинском поле была игумения Мария (Тучкова; 1781–1852), урожденная княжна Маргарита Михайловна Нарышкина.  

В 1841 году в этот же монастырь поступила 19-летняя Александра Троилина (1821-1897), впоследствии известная подвижница – игумения Антония, настоятельница Московского Страстного монастыря (1861-1871), а затем – Московского Ново-Алексеевского монастыря (1871-1897).

В 1843 году рясофорной послушнице Антонии благословили поселиться в отдельной келье, а в качестве келейницы игумения Мария посоветовала ей взять сироту Варю, отметив серьезность и ответственность девушки. С того времени Варвара Боронина, впоследствии послушница Таисия, а затем монахиня Валентина, проживала с матушкой Антонией в одной келье в четырех монастырях – Спасо-Бородинском, Аносином, Страстном и Алексеевском. В течение 38 лет они были неразлучны, пройдя совместно многие перипетии жизненного пути.

9 декабря 1859 года, по благословению митрополита Филарета (Дроздова) монахиня Антония перешла в Борисоглебский Аносин женский монастырь. Вместе с ней отправилась и послушница Таисия. Пребывание в этой святой обители также оставило свой след в душе Таисии. Аносин монастырь был образован в 1823 году и отличался строгим уставом, аскезой, благочестием и высокой духовной жизнью насельниц. Женской «Оптиной пустынью» впоследствии называли эту обитель, давшую многих игумений для других российских монастырей. В то время в общежительной обители подвизалось уже более 100 монахинь. Настоятельницей монастыря тогда была игумения Евгения (Озерова; 1815-1890) — одна из замечательных личностей в истории русского женского монашества XIX века.

23 октября 1861 года монахиня Антония была назначена настоятельницей Московского Страстного женского монастыря с возведением в сан игумении. И вновь Таисия последовала за своей духовной наставницей. 20 ноября 1863 года послушница Таисия приняла монашеский постриг с именем Валентина, а в 1870 году стала казначеей Страстного монастыря.

2 февраля 1871 года игумения Антония была назначена настоятельницей Московского Ново-Алексеевского женского монастыря, и монахиня Валентина также перешла в эту обитель. Воспитанная на духовных идеалах молитвенников и подвижников высочайшей духовной жизни, игумения Антония прилагала все силы для того, чтобы привить инокиням вверенных ей обителей вкус к аскетическому образу жизни, духовно сплотить насельниц в единую монашескую семью. Игумения Антония вела обширную переписку с игуменией Анастасией Киевской, игуменией Арсенией Усть-Медведицкой, игуменией Людмилой Курской, святым праведным Иоанном Кронштадтским, митрополитом Киевским Платоном (Городецким), митрополитом Сербским Михаилом (Йовановичем).

Монахиня Валентина, с самого детства оказавшись в стенах святой обители, более 60 лет проходила науку послушания и школу монашеской жизни в тех монастырях, куда приводил ее Промысл Божий.

В 1881 году монахиня Валентина была назначена настоятельницей Московского Зачатьевского женского монастыря с возведением в сан игумении, сменив уволенную на покой игумению Калерию (Хвостову). В Зачатьевском монастыре игумения Валентина стала применять весь тот духовный опыт, который стяжала она за долгое время своих монашеских подвигов.

При игумении Валентине был надстроен вторым этажом и расширен северный корпус сестринских келий; разработан проект и начато строительство нового трапезного корпуса.

В 1887 году усердием московской купчихи А.А. Смирновой в монастыре был сооружен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1892 году игумения Валентина была награждена золотым крестом с украшениями. В донесении в Московскую Духовную Консисторию Спасо-Андрониевского архимандрита Григория (Воинова; 1832–1896) от 18 сентября 1892 года отмечено, что игумения Валентина «с помощью привлеченных ее усердием благотворителей сделала на пользу вверенного ей монастыря многое: она благоукрасила храмы, распространила пристройкою с южной стороны соборный храм, увеличила помещения для сестер, для богадельни и больницы, значительно увеличила денежные средства к содержанию монастыря».

При настоятельнице Валентине (вплоть до 1909 года) сестры обители продолжали вести тщательные записи чудес и исцелений, происходящих по молитвам преподобных Иулиании и Евпраксии, основательниц святой обители.

В 1907 году игумения Валентина вступила в Императорское Православное Палестинское Общество, став пожизненным членом-сотрудником с ежегодным взносом. Матушка была членом Московского отделения Общества, председателем которого был Высокопреосвященный Владимир (Богоявленский), митрополит Московский и Коломенский. Несомненно, что, обладая большим жизненным и духовным опытом, она много способствовала процветанию Палестинского Общества. 

30 декабря 1908 года игумения Валентина скончалась. Ее погребение состоялось 2 января 1909 года. Накануне в монастырь прибыл митрополит Московский и Коломенский Высокопреосвященный Владимир, председатель Московского отделения ИППО, который совершил служение панихиды по усопшей.

В день погребения заупокойную литургию и отпевание совершал Высокопреосвященный Владимир (Богоявленский) соборно с настоятелем Московского Донского монастыря архимандритом Иаковым, настоятелем Московского Новоспасского монастыря архимандритом Макарием (Гневушевым), игуменом Гефсиманского скита Досифеем. Владыка митрополит произнес прочувственное слово, в котором охарактеризовал усопшую, как неутомимую труженицу.

Игумения Валентина была погребена на территории Московского Донского монастыря. На надгробном камне была сделана надпись: «Господи! Приими дух ее с миром», «Настоятельница Зачатьевского Монастыря Игумения Валентина. Скончалась 30 декабря 1908 г. на 88 году от роду. Управляла монастырем 27 л.».

Могила ее расположена на 3-м участке некрополя, справа от Малого Донского собора прямо у дороги.

Игумения Валентина была энергичной настоятельницей и благоукрасительницей вверенной ей обители, свято исполняла монашеские обеты, являя собой пример нестяжания, послушания и целомудрия. Она была человеком высокой духовной жизни и стала настоящей наставницей для своих насельниц обители. 

На могиле игумении Валентины члены ИППО трижды пропели «Вечная память» и вознесли свои молитвы об упокоении усопшей. От имени всего Императорского Православного Палестинского Общества на могилу были возложены цветы при пении «Со святыми упокой».

Могила была тщательно зафиксирована и фотографирована, были сделаны фотографии всей прилегающей территории, надгробного камня, надписи осмотрены и подробно описаны.

В ближайшее время будет проведено тщательное исследование в архивах Москвы и Калужской области на предмет детального изучения жизни и трудов игумении Валентины.


 

Все новости

Предыдущая новость

— 20.09.2016 —

«Члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и А.Н.Панин побывали в Арзамасе и Ворсме»

Следующая новость

— 09.10.2016 —

«Архимандрит Тихон отметил день Ангела»

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up