Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Издательский Отдел Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре выпустил в свет рукописный памятник конца XXVI века, хранящийся в Центральном архиве Нижегородской области –

Издательский Отдел Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре выпустил в свет рукописный памятник конца XXVI века, хранящийся в Центральном архиве Нижегородской области – "Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря 1595 г.

18.11.2010

Издательский Отдел Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре выпустил в свет рукописный памятник конца XXVI века, хранящийся в Центральном архиве Нижегородской области – "Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря 1595 г.

По благословению Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия Издательский Отдел при Печерском монастыре совместно с Комитетом по делам архивов Нижегородской области осуществил издание уникального памятника конца XXVI века хранящийся в Центральном архиве Нижегородской области – «Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря 1595 года. Синодик архимандрита Трифона». Вёрстку издания осуществила дизайнер издательства Т.Панкратова, а пересъёмку данной рукописи в архиве осуществил фотохудожник В.Алексеев. Введение к книге подготовил руководитель Комитета по делам архивов Нижегородской области, кандидат филологических наук Б.М.Пудалов. Предисловие , научный комментарий и указатели к синодику подготовил Р.А.Каюмов. Точию потщися мертвых поминати, Писанных имен в книзе сей читати... Из предисловия к монастырскому синодику (начало XVIII в.) Духовное возрождение России, начавшееся в новом тысячелетии, немыслимо без изучения древнерусской православной книжности. Неотъемлемой частью этого процесса должно стать переиздание уникальных рукописей и редких изданий, бережно хранящихся в архивах и музейных коллекциях. Одним из видов древней церковно-славянской книжности являются поминальные книги – синодики. Синодик вычитывался ежедневно за каждым богослужением. В нём поминались цари, патриархи, князья, боярские роды, вкладчики обители, настоятели и братия. После 1917 года, когда были закрыты практически все монастыри, а книги из архивов и библиотек обителей пополнили хранилища государственных музеев, молитвенное поминовение лиц, перечисленных в синодиках, было прервано. Однако сегодня православные обители имеют возможность возродить молитвенное поминовение наших предков по сохранившимся древним синодикам. Эти книги, весьма многообразные по своему содержанию, представляют огромный интерес и для исследователя истории Русской Православной Церкви и русского государства. Стоящая перед современными обителями практическая задача – заново составить монастырские синодики, использовав лучшие тексты старых синодиков и разнообразные исторические материалы с именами правителей государства, церковных иерархов, настоятелей и братии, а также светских вкладчиков и благотворителей – органически сочетается с научным интересом историков к памятникам старины. Реализуемый ныне издательский проект по фототипическому воспроизведению старейших синодиков Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря – наглядный пример успешного сотрудничества Нижегородской епархии Русской Православной Церкви и государственной архивной службы Нижегородской области. Наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) Кандидат филологических наук Б. М. Пудалов, руководитель Комитета по делам архивов Нижегородской области ВВЕДЕНИЕ Издание синодика 1595 года Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря призвано продолжить публикацию синодиков, созданных в этой обители в XVI—XVII вв. и сохранившихся в фондах Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО). Фототипический способ публикации позволяет воспроизвести особенности текста рукописных помянников, в которые на протяжении многих лет десятками писцов вносились записи и пометы. Типографский набор не в состоянии передать все нюансы оформления текста и смены почерков, то есть как раз те признаки, которые очень важны для исследователей, а в случае с публикуемым ныне синодиком 1595 года могут иметь принципиальное значение. Между тем, систематическая работа с подлинной рукописью (ЦАНО. Ф. 2636. Оп. 2. Д. 1) затруднена тем, что выдача оригинала пользователям ограничена, поскольку синодик по праву отнесен к категории уникальных документальных памятников России и включен в Историческое значение данной рукописи определяется всем комплексом содержащихся в ней записей — как традиционных для этого типа книг, так и особенных, только ей присущих. Обычно «синодиком» именуют книги записи умерших лиц для поминания их в церковных службах. Предполагается, что их прототипом являются византийские диптихи — две сложенные дощечки из металла, дерева или кости, на которых по восковому покрытию записывались имена святых, умерших и живых людей для их поминовения (за упокой и во здравие) в церкви. Точно датировать начало использования термина «синодик» для обозначения записей, связанных с церковной службой, затруднительно; возможно, что это произошло уже в ранневизантийский период. История и типология древнерусских синодиков в последние годы активно изучается . Исследователи установили, что название «синодик» используется для обозначения трех различных памятников русской книжности. 1. «Чин православия» — греческий богослужебный текст (так называемый σινοδικόν), созданный в IX в. под редакцией константинопольского патриарха Мефодия (IX в.) и читавшийся в храмах в первое воскресение Великого поста. Русский перевод этого памятника был сделан предположительно не позднее XII в.; древнейший список русской редакции Чина православия датируется концом XIV— началом XV века. 2. Помянник, в который записывались имена умерших, а иногда и живых, для церковного поминовения за литургией и в определенные дни седмичного и годичного круга. Предполагается, что в Древней Руси синодики-помянники появились очень рано, вероятно, еще в домонгольское время (предположительно с XII в.). Как отмечают исследователи, помянники составлялись повсеместно: в церквах и монастырях, в царской семье, в домах знати и простолюдинов. При этом наряду с частными, семейными поминаниями в синодиках встречаются и четыре поминания общих: 1) поминание 1548 г., составленное по указу царя Ивана IV и по благословению митрополита Макария («общая память благоверным князем и боляром, и христолюбивому воинству, и священническому и иноческому чину, и всем православным христианом»); 2) продолжившее его поминание 1597 г., составленное при патриархе Иове; 3) поминание, составленное не позже середины XVII в. и обычно носящее местный характер; 4) позднейшее поминание от Адама до русских царей и цариц. 3. Литературные сборники, возникшие путем дополнения традиционных предисловий к помянникам циклами поучений о пользе поминовений и о загробной жизни праведников и грешников. Синодики - литературные сборники возникли сравнительно поздно, предположительно, в конце XV в., а наибольшее распространение получили в XVII веке. Иногда все три памятника соединялись в одну книгу под общим самоназванием «синодик» (в любом из его произносительных вариантов — «синодик», «сенадик», «сенаник» и т. п.), открывавшуюся Чином православия, продолжавшуюся циклом поучений и завершавшуюся списком поминаемых. Однако эти памятники могли существовать и раздельно. Свои литургические функции синодик постепенно утрачивает ко второй половине XVIII века. Чин православия был заменен новым, более общим текстом и исключен из состава Постной Триоди, а позже и из церковных служб. С этого времени синодики окончательно превращаются в литературные сборники, став частью народной и старообрядческой книжной культуры. Предполагается, что распространению и популярности синодиков способствовала служба Торжества Православия, на которой поминались исторические лица, составившие славу и гордость первого христианского царства. Это особенное назначение синодиков нашло сильный отзыв в России в XVI–XVII веках, в период самоутверждения Московского государства как христианского царства (что проявилось в идеологической формуле «Москва — третий Рим»). Поэтому неслучайно наибольшее количество синодиков (помянников или смешанного типа) переписывалось именно в это время. При этом развернутое историческое содержание синодиков оказало большое влияние на становление монастырских богослужений: здесь литургия заканчивалась общим поминовением всех усопших настоятелей и братии, царей и князей, патриархов и митрополитов, княжеских и дворянских родов. Традиция группировать поминовения умерших по их родам неслучайна: видимо, она опирается на указание «Откровения» св. Иоанна Богослова (Апокалиписис, 7: 4—9) о предстоянии людей перед Господом на Страшном суде своими родами (племенами, коленами) . Важнейшие разделы синодиков повторяли друг друга, обращаясь к одному и тому же кругу вопросов. Поэтому неудивительно, что в синодиках, составленных в пределах одной и той же обители, целые разделы переписывались из одной книги в другую. Известны случаи, когда при составлении нового синодика древнерусские книжники использовали в качестве протографа синодик более древний и вышедший из употребления, но при этом копировали и его предисловие, содержавшее дату составления. Это обстоятельство заставляет исследователей внимательно проверять датировку каждого списка синодика, что особенно актуально для публикуемого в настоящем издании Нижегородского Печерского синодика 1595 г. (проблемы, возникающие при датировке памятника, подробно рассмотрены в предисловии). Значение публикуемой рукописи определяется во многом и тем, что в ее составе — список так называемого «Синодика опальных Ивана Грозного». Как известно, «Синодик опальных» был составлен около 1583 г. по указанию царя Ивана IV, разрешившего поминать всех казненных в его правление (знать и «простьцов») и давшего щедрые вклады на помин их душ. Как сейчас установлено, характер поминания опальных в разных монастырях был разным: в Спасо-Прилуцком монастыре их поминали как подвижников благочестия, прославленных в лике блаженных; как усопших праведников – в столичном Богоявленском монастыре; как государственных преступников, всего лишь прощенных государем – в Троице-Сергиевом монастыре, братия которого традиционно состояла в доверительных отношениях с Иваном Грозным. В то же время «абсолютно нейтрально, без какой-либо эмоциональной окраски, поминали опальных в кремлевском Чудовом монастыре в Москве, Кирилло-Белозерской и нижегородской Печерской обителях» . Значение текста, читающегося в публикуемой рукописи, определяется тем, что он по праву относится к числу наиболее ранних списков «Синодика опальных». Но мало того: переписчик над многими именами опальных пометил их фамилии (красной киноварью). Благодаря этому издаваемый список рассматривается учеными как один из важнейших источников по истории опричнины и репрессий периода правления Ивана IV . Фототипическое воспроизведение рукописи ЦАНО. Ф. 2636. Оп. 2. Д. 1 («Синодик Трифона. 1595 г.») сопровождается предисловием и указателями (именным, географическим и предметным), подготовленными исследователем Р. А. Каюмовым, под общей редакцией к. ф. н. Б. М. Пудалова. Указатели дополнены ссылками на соответствующие листы первого синодика, тем более что некоторые имена из него уже претерпели искажение (в таких случаях в указателе дается изначальная форма). В ряде случаев встречается прочтение имен в первом синодике, несогласное с публикацией Н. И. Левитского 1913 г. , попросту не разобравшего отдельные фрагменты из-за затухания чернил, которыми написан текст. Для указателя к публикуемому изданию прочтение затухающих фрагментов выполнено с применением специальной техники. Б. М. Пудалов, руководитель комитета по делам архивов Нижегородской области.

Яндекс.Метрика