Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Члены ИИПО посетили Городецкий Феодоровский мужской монастырь

Члены ИИПО посетили Городецкий Феодоровский мужской монастырь

22.03.2020

Члены ИИПО посетили Городецкий Феодоровский мужской монастырь

19 марта 2020 года члены ИППО А.Н. Панин и архимандрит Тихон (Затёкин) в рамках программы «Возвращение памяти» посетили древний Городецкий Феодоровский монастырь, где возложили цветы и помолились на могиле архимандрита Петра (Каменского).

Члены Союза писателей и Союза краеведов России Александр Николаевич Панин (заместитель председателя Московского областного отделения ИППО, член Совета отделения, председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия») и архимандрит Тихон (заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря) уже неоднократно посещали древний город Городец.

В этот раз члены ИППО посетили Феодоровский мужской монастырь, где помолились на могиле выдающегося миссионера — архимандрита Петра Каменского.

Городец — один из древнейших русских городов на Средней Волге, возник во 2-й половине XII века, как крепость для защиты рубежей Владимирской Руси от походов волжских булгар.

Вторая половина XIX и начало XX века — эпоха расцвета Городца. Оставаясь волостным селом, Городец приобрел черты богатого купеческого города. Здесь было два чугунолитейных и механических завода, верфи по постройке баржей в Затоне и в Нижней Слободе, паровая мельница, кожевенные и лесозаводы, пряничные заведения. На деньги купцов-благотворителей в Городце были устроены детский приют, народные училища, мужская и женская гимназии, всесословный клуб (с аудиторией для театра и библиотекой), добровольная пожарная дружина, общество трезвости.

Городец известен не только как древнейший город Нижегородского края, центр народных промыслов (резьба по дереву, роспись), но и как город-музей. Он единственный из городов области, который в своей исторической части имеет музейный квартал.

Архимандрит Тихон и Александр Николаевич Панин полюбовались видами реки Волги и посетили Феодоровский мужской монастырь, почти полностью разрушенный в атеистические годы, но возрожденный трудами его настоятеля, а ныне – главы Городецкой епархии Преосвященного епископа Августина.

Члены ИППО осмотрели памятник Великому князю святому благоверному Александру Невскому на территории обители и возложили цветы к его подножию.

Надолго задержались действительные члены ИППО у воссозданной могилы архимандрита Петра, обсуждая успешно осуществляемую уже многие годы программу «Возвращение памяти».

Отец Петр был выдающимся представителем духовенства и оставил заметный след в истории. Православный миссионер, ориенталист, начальник русской духовной миссии в Пекине.

Павел Иванович Каменский родился в семье сельского священника приблизительно в июне 1765 года близ Нижнего Новгорода. Традиционно местом его рождения считается село Каменки будущего Макарьевского уезда, однако, сопровождавший его в 1820 году в Пекине, Егор Тимковский называл местом рождения село Лысково того же уезда.

Судя по данным, сохранившимся в Центральном архиве Нижегородской области, Павел Каменский участвовал в 1785 году в составлении словаря «на русском, татарском, чувашском, черемисском языках на 1000 листах», он принимал участие и в каталогизации библиотеки семинарии.

В феврале 1793 году по указу Святейшего Правительствующего Синода был включен в состав VIII Российской православной миссии архимандрита Софрония (Грибовского) в качестве ученика китайского и маньчжурского языков. Находясь в Пекине, помимо работы в Лифаньюане (китайской Коллегии иностранных дел), он активно занимался переводческой деятельностью (в основном с маньчжурского языка).

В 1816 году он был произведен в чин коллежского асессора и возведен в дворянское достоинство. Тогда же Высочайшим именным указом П.И. Каменский был определен в состав Попечительного Комитета Императорского человеколюбивого Общества. В 1818 году был избран на должность директора Комитета Российского Библейского Общества.

3 мая 1819 года он принял постриг с именем Петр от митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого), 8 мая рукоположен в иеродиакона, затем – во иеромонаха, а 15 мая рукоположен в архимандрита. Тогда же ему был пожалован бриллиантовый наперсный крест.

Архимандрит Петр оказался тем человеком, которому удалось возродить и поставить на принципиально новую основу саму деятельность Российской православной миссии в Китае. Миссионерская деятельность этого периода была буквально взлелеяна его трудами и заботами. По словам К.А. Скачкова, «во время десятилетнего пребывания своего в Пекине, он не переставал заботиться вместе со своими помощниками о внушении отпавшим от православия истин веры Христовой и мерами кротости, благодеяний, добрым примером, усердием в священнослужении и в исполнении духовных треб привлек к нашим храмам большую часть тех Албазинцев, живших в Пекине, семейства которых уже более века коснели в идолопоклонстве». 

В общей сложности он провел в Китае около четверти века, внеся значительный вклад в православную миссионерскую проповедь в стране. Как переводчик он составил один из первых русско-китайских словарей, издание которого финансировалось за государственный счет, но так и не было доведено до конца.

В плеяду выдающихся китаеведов из православного духовенства (среди которых Иакинф (Бичурин) и Палладий (Кафаров)) учеными XX века он не включался, и лишь в начале XXI века его вклад в развитие синологии и русско-китайских отношений стал пересматриваться. Но практически все его труды о Китае так и остались в рукописях. Архимандрит Петр за беспорочную и самоотверженную службу в качестве начальника миссии в Китае был награжден орденом святой Анны 1 степени (первым среди духовных лиц подобного сана). Ордена же святого равноапостольного князя Владимира III степени он удостоился, еще находясь в составе миссии.

Член-корреспондент Императорской Академии наук (с 1819 года), он также являлся членом Вольного экономического Общества, Вольного Общества любителей науки и художеств, Парижского Азиатского Общества и Копенгагенского Общества северных антиквариев.

По возвращении из Китая в 1833 году, архимандрит Петр выбрал местом своего проживания Городецкий Феодоровский монастырь и проводил в нем практически все время в научных занятиях.

Проживая в обители, архимандрит Петр своими связями, авторитетом и финансовой помощью, немало поспособствовал и украшению обители, на реализацию чего он потратил значительную часть пенсии и имущества, в том числе подаренный ему Государем Императором Николаем Павловичем бриллиантовый перстень. Скончался архимандрит Петр в полночь 17 мая 1845 года на восьмидесятом году жизни.

Действительные члены ИППО помолились на могиле отца Петра, трижды пропев «Вечная память», от имени всего Палестинского Общества возложив к подножию памятника цветы.  

Могила, надгробный камень и прилегающая территория были тщательно cфотографированы и внесены в базу данных благотворительного фонда. Также была осуществлена и фотографическая съемка всей территории, прилегающей к алтарной части храма.

Яндекс.Метрика