Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Протоиерей Н.А.Копьев

Протоиерей Н.А.Копьев

11.05.2020

Протоиерей Н.А.Копьев

11 мая 2020 года члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и А.Н. Панин систематизировали все архивные документы, сведения из периодической печати, а также воспоминания современников, посвященные памяти действительного пожизненного члена Московского отдела ИППО, настоятеля Спасо-Преображенской церкви, что в Наливках, протоиерея Николая Александровича Копьева.

Эта работа, как и многочисленные предыдущие, проводится в рамках совместной деятельности Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря и благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», а также в рамках программы по поиску и сбору информации обо всех почивших членах Императорского Православного Палестинского Общества.

Именно сейчас, в условиях вынужденных карантинных мер и самоизоляции, стало возможно более активно проводить исследования и систематизацию архивных материалов, накопленных за долгие годы работы.

Инициаторы уникальной программы «Возвращение памяти» - заместитель председателя и член Совета Московского областного регионального отделения ИППО, председатель правления благотворительного фонда «Возрождения культурного наследия» Александр Николаевич Панин, генеральный директор благотворительного фонда «Возрождения культурного наследия» Семен Яковлевич Ваксман и заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО, игумен Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин).

Так, на сегодняшний день завершены все работы по систематизации документов и сведений из периодической печати, посвященные изучению жизни и трудов на благо Русской Православной Церкви, действительного пожизненного члена Московского отдела ИППО, настоятеля Спасо-Преображенской церкви, что в Наливках, протоиерея Николая Александровича Копьева.

Особое внимание было уделено документам, которые были собраны в Центральном историческом архиве города Москвы, Российском Государственном историческом архиве, Российском Государственном архиве древних актов, Государственном архиве Владимирской области, а также в Российской Государственной публичной библиотеке.

Все эти работы были проведены под руководством членов Союза писателей и Союза краеведов России, заместителей председателей Нижегородского и Московского областного отделений ИППО –  архимандрита Тихона (Затёкина) и Александра Панина.

28 февраля 2020 года действительные члены ИППО А.Н. Панин и архимандрит Тихон в рамках совместной программы «Возвращение памяти. История ИППО в регионах» посетили Московское Калитниковское кладбище, где в разное время были погребены члены Императорского Православного Палестинского Общества.

Ведь именно здесь, у самого алтаря Скорбященского храма, 29 сентября 1916 года был погребен выдающийся деятель Императорского Православного Палестинского Общества, митрофорный протоиерей Николай Александрович Копьев.

Протоиерей Николай Копьев в течение долгих лет был настоятелем московского храма Спаса Преображения в Наливках и благочинным Замоскворецкого сорока. Он был также известен всей просвещенной Москве своими литературными талантами.

Долгие годы он состоял редактором «Московских Церковных ведомостей», «Чтений Общества любителей духовного просвещения». Кроме того, им написано множество статей по вопросам единоверия и старообрядчества. Также отец Николай был большим любителем старины; у него в квартире был настоящий музей исторических предметов немалой ценности, художественных произведений.

В тот день Александр Панин и архимандрит Тихон вознесли свои молитвы у алтаря Скорбященского храма и трижды пропели «Вечная память» почившему отцу Николаю.

К сожалению, могила отца Николая Копьева не сохранилась, но возможно именно он погребен ныне под одним из нескольких красивых мраморных старинных памятников, кощунственно перебитых для других людей в атеистическое богоборческое время.

Будущий митрофорный протоиерей родился в 1842 году в семье священника Борисоглебского храма Московской губернии Звенигородского уезда села Куритниково Александра Семенова Копьева и его супруги Августы Яковлевой.

Ныне храм во имя святых благоверных князей Страстотерпцев Бориса и Глеба Истринского благочиния Московской епархии, расположенный в селе Куртниково Истринского района Московской области, полностью возрожден после долгих лет поругания.

Он с отличием закончил обучение в Звенигородском Духовном училище, Вифанской Духовной семинарии, а после – в Московской Духовной академии со степенью кандидата богословия.

С 1866 года он был учителем в Каменец-Подольской (1866-1870 гг.), Тверской (1870-1871 гг.) и Вифанской семинариях (1871-1874 гг.). На всех местах своего педагогического служения он неоднократно был отмечен руководством «За усердные и безмездные труды и за вполне исправное ведение дел». В семинариях он состоял в должностях члена Педагогического Совета, входил в Правление семинарий, неоднократно исполнял должность Помощника инспектора семинарии.

23 июня 1874 года митрополитом Московским и Коломенским Иннокентием (Вениаминовым) он был рукоположен во священника к Московскому Покровскому собору (собор Василия Блаженного на Красной площади). С 1875 по 1879 год он проходил послушание Законоучителя в Московском Мариинском женском училище, основанным Ольгой Николаевной Талызиной, урожденной графиней Зубовой (1803-1882), внучкой А.В. Суворова.

26 октября 1876 года он был переведен на священническую должность в Московский храм Спаса-Преображения, что в Наливках, в котором и служил уже до самой своей кончины. Именно при отце Николае, который был членом Комиссии по перестройке Спасской церкви, этот московский храм приобрел свой благолепный вид.

Церковь Преображения Господня, что в Наливках, она же Спасоналивковская церковь, как ее называли в народе, в исторических документах упоминается как деревянная церковь, стоявшая на этом месте еще с 1642 года. Новый, каменный, храм начали возводить на этом месте в 1713 году, но, в связи с указом Императора Петра I, запретившего в те времена возведение любых каменных сооружений, кроме как зданий строящегося Санкт-Петербурга, строительство было надолго приостановлено. В том году успели возвести и освятить только Скорбященский придел. Основной же храм закончили только в 1738 году, освятив осенью его главный престол.

Спустя почти сто лет, в 1838-1841 годах, были построены новая трапезная, в которую вошли Никольский и Скорбященский приделы. Еще позже, в 1876-1877 годы, немного перестроили главное помещение церкви, устроив в храме придел во имя святого Архангела Михаила и обновив колокольню, в которой разместился престол Святителя Иннокентия Иркутского. Последняя перестройка осуществлялась по проекту и под руководством известного в то время архитектора М.Д. Быковского. В результате проведенной реконструкции, на месте старой обветшавшей церкви появился просторный приземистый храм, простой снаружи, но уютный и сильно привлекательный внутри из-за великолепных росписей.

Внутри просторного помещения храма отсутствовали столбы и колонны, в нем не было купола, а округлые своды обильно освещались резными паникадилами с разноцветными лампадами вместо свечей. По словам очевидцев, это, наряду с украшенными красным сукном алтарями и позолоченными киотами икон иконостасов, придавало особую праздничность внутреннему убранству церкви. В этом небольшом храме поместились, нисколько не мешая друг другу, пять алтарей. Деньги на строительство нового храма предоставили прихожане – московские купцы М.И. Крашенинников, М.А. Сологубов, Г.М. Игумнов.

Храм, выполненный в стиле позднего классицизма, был закрыт и снесен богоборцами в 1929 году. В тридцатых годах ХХ века на его месте построили ряд ничем не примечательных тусклых жилых домов.  

В этот уютный храм по выходным и праздничным дням собиралось большое количество москвичей, чтобы послушать катехизические поучения собственного сочинения священника Николая Копьева.

С 1883 года он был избран Председателем учрежденного при Спасо-Преображенской в Наливках церкви Приходского попечительства о бедных.

27 июля 1886 года за пожертвования на украшение Борисоглебской церкви в своем родном селе Куритниково, ему было преподано Благословение Святейшего Синода.

С 11 января 1888 года он состоял в должности «Увещевателя для нравственного исправления заключенных в Якиманском частном доме», а также исправлял должность директора Московского учительского института (с 1890 года), который был открыт в 1872 году и ставил своей целью подготовку учителей в сфере среднего образования.

В 1888 году он был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода, а в 1891 году – золотым наперсным крестом, осыпанным бриллиантами, поднесенным ему благодарными прихожанами и почитателями с дозволения Святейшего Синода.

1 марта 1892 года отец Николай был утвержден в должности председателя приходского Комитета Елизаветинского благотворительного Общества, открытого Великой княгиней Елисаветой Феодоровной в Москве. В основу организационного устройства Общества была положена важнейшая концепция взаимосвязи светских и церковных организаций в деле общественного призрения нуждающихся детей. На этом принципе были разработаны основные положения Устава и оригинальная организационная структура Общества, связывающего в единый комплекс возможности церковных приходов с деятельностью представителей местной власти, богатых граждан и общественных деятелей. 

С 27 апреля 1892 года отец Николай активно включился в работу Комитета для исторического описания церквей Московской епархии и 15 мая того же года сопричислен к ордену Святой Анны 3-й степени.

9 июля 1892 года он был назначен Благочинным Замоскворецкого сорока, а в сентябре того же года был избран действительным членом Географического отделения Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете.

Активно участвуя в работе Комитета Елизаветинского благотворительного Общества, отец Николай был в июле 1892 года назначен Попечителем приходских Комитетов сего Общества, а 27 января 1897 года «В поощрение любви его к детям, являемой делом и истиною, награжден Библией от Святейшего Синода».

В начале 1897 года указом Святейшего Синода на него было возложено наблюдение за устройством домовой церкви во имя Иверской иконы Божией Матери, что при Иверской Общине сестер милосердия Российского Общества Красного Креста.

24 октября 1897 года резолюцией Его Высокопреосвященства на него была возложена обязанность приема всех денег и вещей на построение первого православного храма в городе Буэнос-Айресе в Южной Америке.

В конце 1894 года в Буэнос-Айресе был приобретен участок земли для строительства церкви. Пожертвования собирались большей частью в России: распространялись воззвания, произносились проповеди в различных городах. Так, 5000 рублей пожертвовал Государь Император Николай II. Среди других Высоких жертвователей были Императрица Мария Федоровна и протоиерей Иоанн Кронштадтский.

Закладка Свято-Троицкого храма произошла 6 декабря 1898 года в присутствии дипломатического корпуса и представителя президента Аргентины. Проект был разработан действительным членом Императорской Академии художеств М.Т. Преображенским, строительство же храма осуществлял аргентинский архитектор Алехандро Кристоферсен. 23 сентября 1901 года Свято-Троицкая церковь была освящена в присутствии дипломатического корпуса и президента республики.

6 мая 1898 года отец Николай был награжден саном протоиерея, а 6 мая 1901 года удостоен ордена Святой Анны 2-й степени.

Отец Николай состоял членом разных общественных организаций: Общества для распространения Священного писания в России; Братства во имя святого преподобного Сергия Радонежского; Общества Попечения о нуждающихся семействах воинов, потерявших зрение на службе; Холмского православного Свято-Богородицкого Братства; Общества любителей духовного просвещения; Столичного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского Братства; Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых.

19 января 1897 года он был избран в действительные пожизненные члены Императорского Православного Палестинского Общества с вручением ему Высочайше утвержденного знака сего Общества II степени.

В семействе у отца Николая родились дети: Иаков, окончивший Московскую Духовную семинарию и служивший в Константино-Еленинской, что в Кремле, церкви; Александра, ставшая женой священника Константино-Еленинской, что в Кремле, церкви Иоанна Васильевича Рождественского; Николай, закончивший медицинский факультет Московского Императорского университета; и дочери Елизавета, Анна и Екатерина (сведения на 1900 год). 

Протоиерей Николай Копьев скончался 26 сентября 1916 года после продолжительной болезни в имении своего сына в Подольском уезде Московской губернии.

28 сентября его тело было доставлено в Москву в родную Спасскую церковь. Отпевал покойного Преосвященный Серафим (Остроумов), епископ Бельский, викарий Холмской епархии в сослужении с архимандритами (будущий архиепископ) Сергием (Королевым), настоятелем Яблочинского монастыря и Смарагдом (Латышенковым), ректором Холмской Духовной семинарии.

В своем слове Преосвященный Серафим особо отметил милостивую и сострадательную натуру почившего и его титанические труды на благо украшения многих храмов и монастырей: «Им был устроен Вировский монастырь, возобновлен Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь, устроено более 20 церквей, библиотеки, амбулатории и многие другие благотворительные учреждения».  

29 сентября 1916 года гроб с телом почившего в сопровождении хора Холмских семинаристов, духовенства и многочисленных почитателей, был обнесен вокруг Скорбященского храма на Калитниковском кладбище, и опущен в заранее приготовленную могилу у алтаря храма.

Его биография была совсем недавно подробно описана А.Н. Паниным в статье «Памяти архимандрита Досифея (Цветкова) на страницах журнала «Нижегородская Старина» в № 61-62 за 2019 год.

В настоящее время Александр Панин готовит большую биографическую статью, посвященную этому выдающемуся представителю московского духовенства и Палестинского Общества рубежа XIX и XX веков, которая войдет в его новую книгу.   

Яндекс.Метрика