Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Межрегиональное совещание в Дивееве монашествующих Нижегородской, Мордовской и Чувашской митрополий

Межрегиональное совещание в Дивееве монашествующих Нижегородской, Мордовской и Чувашской митрополий

23.11.2018

Межрегиональное совещание в Дивееве монашествующих Нижегородской, Мордовской и Чувашской митрополий

22 ноября в паломническом центре Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря состоялось межрегиональное совещание с участием монашествующих Нижегородской, Мордовской и Чувашской митрополий.

Встречу, в которой участвовали свыше 100 насельников и насельниц монастырей, возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. На сцене конференц-зала в президиуме рядом с главой Нижегородской митрополии присутствовали митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, епископы Ардатовский и Атяшевский Вениамин, Выксунский и Павловский Варнава, Лысковский и Лукояновский Силуан, а также представлявший Чувашскую митрополию наместник Свято-Троицкого мужского монастыря города Чебоксары архимандрит Василий (Паскье), настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря города Москвы Иулиания (Каледа) и настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова).

После приветственных слов прозвучали три основных доклада. Архимандрит Василий (Паскье) говорил о ксенитии или странничестве. Насельник Свято-Троицкого монастыря Чебоксар игумен Тихон (Першев) выступил с сообщением «Святитель Герман Казанский и монашеская традиция». Доклад насельника Благовещенского мужского монастыря Нижнего Новгорода иеромонаха Антония (Перова) назывался «Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении».

Во время дискуссии обсуждали такие вопросы духовной жизни, как проблема ответственности в восприятии молодых послушников, их послушание духовнику, облик монаха нового поколения и особенности его духовного развития, столкновение идеалов и реалий монашества в глазах новоначальных насельников.

Как отмечали собравшиеся, все понимают, что в монастыре необходимо послушание, но где для него взять силы? Настоятель Оранского монастыря архимандрит Нектарий (Марченко) считает, что нужно требовать у Бога помощь, при этом осознавая в сердце свою немощь. Архимандрит Василий (Паскье) наблюдает, как молодые люди, поступающие в монастырь, не имеют понятия о послушании, поскольку не были приучены к нему дома, так как выросли в неполных или неблагополучных семьях. Все выступающие по этому вопросу различали внешнее и внутреннее послушание. Когда мы говорим, что послушание выше поста и молитвы, имеется в виду именно внутреннее послушание.

По мнению настоятельницы Дивеевского монастыря, жизнь монаха можно уподобить лодке с двумя веслами (трудом и молитвой). Движению лодки содействует попутный ветер, а  парус надувает благодать Божия, которая подается за послушание.

Управляющий Нижегородской епархией привел примеры того, как Господь подавал свою помощь за послушание самой игумении Сергии. Так, когда началось возрождение Дивеевского монастыря, встал вопрос о том, где хоронить почивших сестер. Настоятельница послушалась правящего архиерея и стала осваивать пустое, заброшенное место, где сейчас расположен скит во имя святых мучеников Флора и Лавра. Один из благотворителей испросил благословение похоронить там своего отца и настолько полюбил это место, что полностью благоустроил его. Это реальные плоды послушания, отметил митрополит Георгий. Он назвал послушание фундаментом спасения, освобождающим человека от греха.

На совещании речь шла и о том, изменилось ли в последнее время монашество, и кто сейчас идет в монастырь. Выступая по этому вопросу, насельник Вознесенского Печерского монастыря Нижнего Новгорода игумен Вассиан (Бирагов) привел слова преподобного Никодима Святогорца о монахах последующих поколений, которые будут духовно слабыми людьми, мало пригодными к монашеской жизни. Другие выступающие подтвердили, что такая проблема существует. Если лет 30 назад, когда монастырей были единицы, туда шли самые лучшие, решительно порывая с мирскими привязанностями, то сейчас иногда идут «попробовать» себя, а порой и сами не знают, зачем идут. Эти люди не могут обойтись без комфорта, не готовы к самоотречению.

Молодые послушники, начитавшись святоотеческих книг, часто идеализируют монашескую жизнь. И когда им вместо четок вручают лопату, это является для них серьезным испытанием. Здесь проверяются серьезность намерений человека, его любовь к Богу и стремление к монашеской жизни, поэтому легких путей быть не должно, подчеркнули участники встречи.

По словам игумении Сергии, как раньше, так и сейчас случайные люди отсеиваются, если им предложить трудное послушание. Она вспомнила, как в 1991 году открылся Дивеевский монастырь, и ей принесли 60 заявлений на поступление в него. Владыка Николай (Кутепов) распорядился всех кандидатов направить нести послушание на монастырский скотный двор в деревне Рожново. Тогда 48 человек забрали свои заявления, им сразу расхотелось идти в монастырь.

Настоятели монастырей с одной стороны поставлены перед необходимостью воспитания тех людей, которых Господь призвал, и они пришли в обитель, пусть с серьезно исковерканной душой. С другой стороны, как высказался владыка Георгий, «снижение планки качества монашествующих приведет к обмирщению монастырей».

Глава Нижегородской митрополии констатировал, что современные монастыри часто выполняют функцию реабилитации людей с поломанными судьбами, где они возвращаются к жизни. Но это не значит, что нужно постригать всех без разбора. Архипастырь предложил создавать в монастырях братства (сестричества), куда принимать самых достойных. Остальные могут жить при монастырях в качестве трудников, не беря на себя монашеских обетов. Не исключено, что такой человек примет монашеский постриг уже на смертном одре. Митрополит Георгий также предостерег настоятелей монастырей от пострига людей, обремененных имуществом, или незрелых. По его по глубокому убеждению, нужно сначала окончить школу и получить профессию, только потом идти в монастырь.

По мнению наместника Санаксарского Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Иннокентия (Руденко), люди всегда одни и те же, во все века. «Мы и сами когда-то пришли в монастырь с исковерканными душами, – отметил он, – а сейчас духовно воскресли из мертвых…» Отец Иннокентий считает, что архипастыри и наместники монастырей должны своим радостным видом и вниманием укреплять и вдохновлять братию. Архимандрит Василий (Паскье) добавил, что очень важно, чтобы наместник показывал братии личный пример во всяком деле, на любом послушании.

На совещании произошел обмен мнениями по вопросу организации богословского образования насельников — как это сделать внутри монастыря, не выходя в мир. В ходе обсуждения была озвучена и такая проблема, как оскудение веры у некоторых монахов, подвизавшихся по 15-20 лет и охладевших к духовной жизни.

Подводя итог первого дня совещания, митрополит Зиновий отметил, что подобные обсуждения помогают всесторонне посмотреть на процесс воспитания насельников монастырей.

23 ноября совещание продолжится в городе Сарове в стенах духовно-научного центра Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни.

Яндекс.Метрика