Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Архимандрит Тихон совершил молебен перед началом строительства часовни

Архимандрит Тихон совершил молебен перед началом строительства часовни

18.06.2014

Архимандрит Тихон совершил молебен перед началом строительства часовни

17 июня 2014 года, по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, наместник Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) со старшей служащей братией совершил молебен «перед началом доброго делания» перед началом работ по воссозданию утраченной в 1936 году Крестовоздвиженской часовни, стоявшей на спуске к Печерскому монастырю.

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЧАСОВНЯ-КРЕСТ
НИЖЕГОРОДСКОГО ВОЗНЕСЕНСКОГО ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Строительство Крестовоздвиженской часовни в Нижегородском Печерском монастыре напрямую связано с именем славного сына земли Нижегородской – Святейшего Патриарха Московского и всея России Никона. Дело в том, что архимандрит Печерского монастыря Иосиф, впоследствии Епископ Коломенский, участвуя в Соборе 1666 года, где произошло низложении Патриарха Никона, тем самым принял на свою душу великий грех. Виновными в этом осознавали себя и все последующие настоятели Печерской обители.

В 1681 году опальному Патриарху Никону царь Феодор Алексеевич разрешил вернуться из ссылки в основанный самим Никоном Ново-Иерусалимский монастырь, но ему не суждено было увидеть родной обители, он скончался в пути возле города Ярославля. Кончина Никона эхом отозвалось на Нижегородской земле. Настоятель Печерской обители архимандрит Иоасаф (управлявший монастырем с 1686 по 1688 год), в свое время был служкой у вышеназванного Иосифа и также присутствовал на Соборе 1666 года. Именно он, как бы во искупление грехов прежних своих предшественников, решил выстроить над спуском при въезде в Печерский монастырь памятную часовню-крест.

В соответствии Церковным Уставом архимандрит Иоасаф обратился за благословением на сие деяние к Митрополиту Нижегородскому и Алатырскому Филарету, который с 1658 по 1661 год управлял Печерским монастырем в качестве настоятеля обители. В 1666 году архимандрит Филарет посещал по царскому указу и благословению Восточных Патриархов Новый Иерусалим и сам мог лицезреть все постройки, возведенные Святейшим Никоном. Мог молиться он и возле Креста, поставленного Патриархом на Елеонской горе, с которой открывалась панорама строящейся Воскресенской обители.

Почти одновременно как в Воскресенском монастыре, так и в Печерском, началось строительство часовен. Поскольку часовня в Новом Иерусалиме именовалась Елеонской и в плане повторяла палестинский первообраз VI века, который отмечает место Вознесения Господня, а Печерская обитель также основана в честь этого праздника, то Крестовоздвиженскую часовню-крест решено было возвести на вершине горы, дабы с нее открывалась вся панорама ансамбля Печерского монастыря, по аналогии с Подмосковной Палестиной. Разница заключалась в том лишь, что на Елеонской горе в Новом Иерусалиме сначала был установлен Крест и потом возведена над ним часовня, а в Печерском монастыря первоначально возвели часовню и затем установили в ней Крест.

Самое ранее сохранившееся описание часовни зафиксировано в монастырской описи имущества за 1854 год: «От монастыря на юго-западе – на горе, каменная осьмиугольная часовня, коей верх сведен конусом, на главе крест железный, выкрашен желтым кроном, дверь железная решетчатая».

Строитель часовни архимандрит Иоасаф привлек к финансированию строительства самых влиятельных людей Нижнего Новгорода, о чем свидетельствуют записи из «Вкладной книги» Нижегородского Печерского монастыря XVII века. Первая запись: «Дал вкладу стольник и воевода князь Василей Васильевич Кропоткин в часовенное каменное строение, что на горе, 3 рубли денег», и следующая запись: «Гость Василей Федорович Шустов пожаловали на брацкой же обиход 3 же рогожи соли, да в каменное часовенное строение, что на горе, и в написание страстей Господних пожаловал 5 рублев денег».

Посредине часовни установили Животворящий Крест Господень: «Животворящий Крест, мерою в вышину четырех, в ширину двух с половиною аршин издревле почитаемый чудотворным. По сторонам его на особых досках: Образ Божией Матери вышиною в два аршина. Образ Святого Апостола и Евангелиста той же меры Иоанна Богослова. Пред сими образами три отбеленных лампады: первая весом в три фунта с половиною, вторая в три фунта, третья в три же фунта». Со временем тщанием доброхотных жертвователей Крест этот благоукрашался.

Преподаватель Нижегородской духовной семинарии историк И.Н. Четыркин в своей книге «Историко-статистическое описание Нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря», изданной в 1887 году, произвел подробное описание данного креста. «Среди часовни перед амвоном стоит Животворящий Крест Господень из липового дерева с изображением Распятого и предстоящими Ему – по правую сторону – Пр. Богородицею, по левую — Иоанном Богословом; — в верху креста изображен Господь Саваоф. Крест этот древний, больших размеров (в вышину имеет 4 арш. и 11 вершк.), равняется мерою кресту Иерусалимскому и есть снимок с креста, поставленного Патриархом Никоном в Воскресенском монастыре, получившим название «Нового Иерусалима». Дощечка на кресте, подножие и боковые стороны — все это вызолочено червонным золотом. На главе Иисуса Христа серебряный (84 пр.) вызолоченный венец, препоясание — такого же серебра, в которых весу 4 фунта. На изображении Господа Саваофа тоже серебряный (84 пр.) вызолоченный венец. Позади креста на семи дощечках находится семь накладных резных слов, произнесенных на кресте Господом Иисусом Христом, которые вызолочены червонным золотом. Под крестом деревянная гора голгофа, осыпанная медным порошком. Венцы на Божией Матери и Иоанне Богослове – серебряные (84 пр.) вызолоченные, в которых весу 1 ф. 84 золотн. Крест этот издревле почитается чудотворным; поэтому многие из православных, особенно в праздники Вознесения Господня и Воздвижения Животворящего Креста, совершают молебное пение Кресту Господню».

В 1861 году, по благословению Епископа Нижегородского и Арзамасского Нектария (Надеждина), при наместнике монастыря архимандрите Досифее (Цветкове) часовня-крест была обращена в храм. В результате преобразования изменился как облик самого здания, так и внутреннее убранство.

Тщанием Нижегородского купца Евграфа Алексеевича Барбатенкова с восточной стороны к ней был пристроен каменный алтарь, в середине — трехгранный, а по сторонам — в форме двух четвериков.

На алтаре была устроена небольшая глава, обитая железом с восьмиконечным золоченым крестом, а каменный шатер покрыт железом и выкрашен медянкою. Церковь имела два входа. Один с южной стороны, ведущей в алтарь, с наружной кованной однополотной дверью и внутренней дубовой дверью со стеклянными просветами, медною задвижкою и двумя скобами, на железных шарнирах. Второй — с западной стороны в храм, с железной кованной решетчатой наружной дверью и с железным, во всю длину двери, восьмиконечным гладким крестом. Внутренняя западная дверь была сделана, как и в алтаре, из дуба, со стеклянным просветом.

Над входом с западной стороны изготовили чугунное с двумя колоннами и литыми решетками крыльцо, покрытое железом на два ската с восьмиконечным золоченым крестом. В нише над козырьком крыльца размещалась икона Воздвижения Креста Господня в вызолоченной на полимент раме в киоте за стеклом.

Окон в церкви было пять, из них три в алтаре и два у входа в храм, с одними рамами и железными решетками. Общая площадь Крестовоздвиженской церкви составляла: в длину от восточной до западной стены 4 сажени 1 аршин и 13 вершков, от северной до южной — 2 сажени 1 аршин и 5½ вершков. Непосредственно от западного крыльца вела белокаменная лестница с двумя площадками, деревянными перилами и кованной железной решеткой. В предотвращении обвала горы ее склон был укреплен кирпичной стеной.

Внутри храм выкрасили клеевой краской, «с оттенком вверху карниза и живописными священными изображениями в алтаре и конусе храма». На стене в святом алтаре над престолом находилось изображение Святого Духа в виде голубя, парящего в облаках и окруженного херувимами. Изнутри шатер храма также был украшен живописными изображениями небесного воинства: Архангела Михаила, Архангела Рафаила, Ангела Ветхого Завета, Архангела Гавриила, Архангела Уриила, Архангела Варахиила, Ангела Нового Завета и Архангела Симифиила. Под этими изображениями на деревянном карнизе была вырезана золоченая надпись величанием Кресту Господню: «Величаем Тя Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, им же нас спасл еси, от работы вражия». Из-под купола храма на железном пруте свисало восьмиярусное бронзовое паникадило.

В создании иконостаса активное участие принимал купец Евграф Барбатенков. «Тело» иконостаса столярной работы украшали резные, вызолоченные червонным золотом на полимент полуколонны с капителями, карниз и орнамент по высеребренному фону. На Царских вратах был вырезан вызолоченный четырехконечный крест с терновым венцом. Между ветвями креста помещались медальоны с живописными образами святых апостолов и евангелистов Матфея, Иоанна Богослова, Луки и Марка и Благовещения Пресвятой Богородицы. Над ними находилось изображение Новозаветной Троицы с предстоящими ангелами.

В местном ряду с правой стороны Царских врат размещались иконы Господа Вседержителя, Иоанна Предтечи, святых равноапостольных Константина и Елены, святого мученика Евграфа, святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Досифея. С левой стороны – образы Пресвятой Богородицы «с Предвечным Младенцем», Печерской Божией Матери, святителя Николая Чудотворца, святой мученицы Маргариты, преподобных Дионисия, Евфимия и Макария.

Иконы святого Евграфа, Святителей Алексия, Николая и мученицы Маргариты не случайно появились в иконостасе Крестовоздвиженской церкви. Купец Евграф Барбатенков с благословения священноначалия заказал написать иконы небесных покровителей своего рода: отца – купца Алексия Барбатенкова, супруги Маргариты и сына Николая, как это велось по древней традиции русской храмовой иконографии. Вероятно, что образ преподобного Досифея, своего небесного покровителя, заказал исполнить на иконе и наместник Печерского монастыря архимандрит Досифей.

13 сентября 1862 года, по благословению епископа Нектария, наместник монастыря архимандрит Досифей совершил освящение престола, и отныне часовня-крест стала именоваться Крестовоздвиженской церковью: «Церковь каменная, восьмигранная, с таким же конусом, крытой железной кровлей, главой, обитой английской жестью, увенчанной восьмиконечным золоченым через огонь крестом». К 1910 году Крестовоздвиженская церковь, согласно страховой оценочной ведомости, имела несколько иной облик: «Крестовозвиженская церковь на горе – каменная. Крыта железом. Длиной 2 саж.; шириной 1 ½ саж. Иконостас весьма небольшой. Построена часовней в 1687 году. Обращена в храм в 1862 году. Сохранилась хорошо. Окон – 3. Дверей – 1. Оценена в 1000 рублей».

На престол был положен древний холщевый антиминс, освященный ранее, в 1790 году, Преосвященным Дамаскиным, епископом Нижегородским и Алатырским. Богослужение в храме совершалось братией Печерского монастыря. В праздник Воздвижения Креста Господня и Вознесения из монастыря к храму совершался крестный ход при большом стечении богомольцев.

Яндекс.Метрика