Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и А.Н.Панин побывали в Арзамасе и Ворсме

Члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и А.Н.Панин побывали в Арзамасе и Ворсме

20.09.2016

Члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и А.Н.Панин побывали в Арзамасе и Ворсме

19 сентября 2016 года в рамках программы «Возвращение памяти» действительные члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и А.Н. Панин посетили город Арзамас Нижегородской области, где помолились на могиле Преосвященного Алексия (Соболева) и осмотрели Музей Русского Патриаршества, наметив планы работ на 2017 год.

Город Арзамас имеет богатую историю с сильными культурными и экономическими традициями. История города неразрывно связана с историей нашей Родины. В этом городе жили выдающиеся поэты и писатели, творили величайшие художники, работали известные ученые. Первоначально игравший главным образом роль сторожевой крепости на окраинных землях Русского государства, Арзамас постепенно приобрел характер важного транзитного пункта.

Наряду с этим, расположенный в районе мордовских поселений, Арзамас был важным миссионерским центром, центром ремесленного производства, превратившись в одно из главнейших в России мест по обработки животных продуктов (скорняжное производство, кожевенное, войлочное, салотопенное и другие).

В XVIII веке через город проходило более десяти важнейших торговых путей, в связи с чем город бурно развивался. Многие стремились поселиться в Арзамасе, ведь в результате большого количества торговых путей можно было достаточно быстро разбогатеть, продав свой товар или купив и перепродав привозные материалы. Позже это время было названо «золотым веком» для города. Торговые операции арзамасских купцов были разнообразны и большие по объему. Этот расцвет торговли незамедлительно сказался на облике города.

Без преувеличения можно сказать, что в XVIII-XIX веках Арзамас был центром церковной резьбы в Нижегородском Поволжье. Иконостасы, выполненные арзамасскими резчиками, и поныне украшают многие храмы. Славился город и золотой вышивкой, в которой лавры первенства держали монахини и послушницы женских монастырей.

Современный Арзамас удобно расположен на пересечении важнейших железнодорожных и шоссейных путей, это один из интереснейших культурных центров в Нижегородской области. Православные паломники, направляющиеся в Дивеевский монастырь, и экскурсанты, желающие посетить Большое Болдино, с особым чувством пройдутся по старинным тихим улочкам и площадям города. На Соборной площади находится один из великолепнейших храмов – пятиглавый собор Воскресения Христова, украшенный многочисленными и разнообразными фресками и иконостасами.

Несмотря на то, что Арзамас не является таким знаменитым туристическим центром как города, относящиеся к «Золотому кольцу» или какие-либо знаменитые города Европы, каждый желающий сможет найти здесь множество интересного, что запомнится ему на всю жизнь.

Действительные члены ИППО Александр Николаевич Панин (заместитель председателя и член Совета отделения Московского областного отделения ИППО, председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», член Союза писателей и Союза краеведов России) и архимандрит Тихон (заместитель председателя Нижегородского отделения ИППП, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, член Союза писателей России) вновь посетили древнюю Спасо-Преображенскую обитель.

По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Высокопреосвященного Георгия, наместник Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) в 2016 году назначен временно исправляющим должность наместника Арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Именно в этой обители на жил покое и нес свое послушание Преосвященный Алексий (Соболев), бывший епископ Вологодский и Тотемский.

Уроженец Нижегородской губернии, Александр Петрович Соболев долгие годы трудился на благо Церкви и Родины. Преподаватель, священник, монах, настоятель монастыря, епископ – везде и всюду он деятельно отдавал всего себя другим людям.

Его знали и уважали во всей Нижегородской губернии, где Владыка совершил много добрых дел. Он родился 23 августа 1836 года, в 1858 году окончил Нижегородскую Духовную семинарию, в которой трудился на должности преподавателя.

2 февраля 1861 года он был рукоположен в сан священника, а в 1891 году принял монашеский постриг, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря. 6 июня 1893 года хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. С 12 декабря 1895 года Преосвященный Алексий возглавил древнюю Вологодскую кафедру.

Его трудами в Вологде 14 сентября 1896 года был открыт Вологодский отдел Императорского Православного Палестинского Общества, и его первым председателем стал Преосвященный Алексий епископ Вологодский и Тотемский.

29 мая 1898 года Вологду посетил председатель ИППО Великий Князь Сергей Александрович, которого во главе с Преосвященным Алексием (Соболевым) встречал весь Вологодский отдел Общества. В кафедральном Спасо-Всеградском соборе Великий Князь Сергей Александрович высказал свою благодарность Преосвященному Алексию за плодотворную деятельность отдела.

Владыка Алексий выступил инициатором проведения собеседований, посвященных деятельности Общества: «…усматривая в чтениях и собеседованиях наилучшее средство для возбуждения сочувствия к целям Палестинского Общества и его деятельности на Св. Земле». Владыка неустанно заботился, чтобы чтения и собеседования проходили не только в городах, но и в селах обширной Вологодской епархии. Так только в 1898 году в Вологодской епархии было проведено 358 чтений в селах, 303 – в городах, 37 – в школах. По настоятельным рекомендациям Владыки чтения сопровождались пением молитв и песнопений, бесплатной раздачей листков, брошюр, видов местностей Святой Земли. Студент Санкт-Петербургской Духовной академии Николай Коновалов так написал о почившем Владыке: «Это был гуманнейший архипастырь, чуткий к нуждам других, всегда готовый помочь советом, утешением, наставлением и материальной поддержкой. Да, это был чуткий сердцем, благостный архипастырь. Он жил своей работой, вкладывал в нее свою душу, как бы отождествлялся с нею, устремлял на нее все стороны своего духа».

По воспоминаниям современников Владыка в полной мере обладал внутренней душевной дисциплиной, как плодом долголетней и упорной культуры духа, которая обнаруживается в неуклонном исполнении в самом себе предъявляемых требований. 

21 апреля 1906 года Владыка попросился на покой, видя истощение своих телесных сил. Он был уволен на покой, с правом быть настоятелем в Арзамасском Спасо-Преображенском монастыре.

2 февраля 1911 года он скончался в день своего 50-летия служения в священном сане. Его торжественное отпевание состоялось в городском Арзамасском Воскресенском соборе, которое совершил викарий Нижегородской епархии Преосвященный Геннадий (Туберозов), епископ Балахнинский. Святитель был погребен в склепе в Спасо-Преображенском соборе на территории обители, которой он так мудро управлял.

Спасо-Преображенский третьеклассный монастырь расположен в восточной стороне города на берегу Спасского озера. Со времени своего учреждения Спасский монастырь находился в ведении всероссийских митрополитов, а потом патриархов. При составлении штатов в 1764 году монастырь утвержден в третьем классе с настоятельством игуменским, но в 1797 году именным Высочайшим указом поведено было восстановить в Спасском монастыре архимандрию.

Религиозно-нравственная жизнь монастырского братства всегда была на высоте, а «члены братства, особенно старшие, выделяются скромностью, воздержанностью и братолюбием, подают добрый пример для младших, а сии последние, за ежедневным богослужением, приучаясь к церковному пению, общим строем монастырской жизни, привыкают к порядку, послушанию и укрепляются в добрых правах, братолюбии и трудолюбии».

После богоборческого переворота монастырь постигла участь многих сотен других. Он был закрыт, варварски разграблен и очень сильно разрушен. В монастыре сохранился до наших дней древний Спасо-Преображенский собор, построенный в 1638 году (долгие годы в соборе располагался архив), в тяжелом состоянии пребывает храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в конце XVII века. Снесены стены, колокольня, полностью уничтожено старинное монастырское кладбище с историческими  надгробиями.

В 2005 году решением Святейшего Синода монастырь был возобновлен. Небольшая братия вместе с активными прихожанами прилагает усилия по восстановлению монастыря.

Члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин), А.Н. Панин и С.Я. Ваксман уже дважды посещали эту древнюю обитель, молились в Спасо-Преображенском соборе об упокоении Преосвященного Алексея (Соболева). Активно продвигается сбор материалов в архивах и хранилищах исторических документов, посвященных жизни и трудам Владыки Алексия.

Архимандрит Тихон и А.Н. Панин еще раз осмотрели территорию обители, а у деревянного креста, установленного в память всех погребенных на территории монастыря, от имени всего Императорского Православного Палестинского Общества пропели «Во блаженном успении вечный покой».

В соборе архимандрит Тихон ознакомил Александра Николаевича с ходом реставрационных работ. После этого архимандритом Тихоном была отслужена в Спасо-Преображенском соборе лития по Святителю Алексию.

В ходе состоявшихся переговоров архимандрита Тихона, Александра Николаевича Панина было принято решение изготовить в 2016 году памятную мемориальную гранитную доску, которую планируется укрепить на стене собора в память Владыки Алексия (Соболева). В 2016 году исполняется 180 лет со дня рождения и 105 лет со дня преставления Преосвященного Алексия.

В рамках программы проекта «Возвращение памяти» предусмотрено также изготовление и установка памятных мемориальных досок, повествующих о жизни, трудах, паломничествах членов Императорского Православного Палестинского Общества в различных регионах России, а также за ее пределами.

После монастыря отец Тихон и А.Н. Панин вновь посетили уникальный музей Русского Патриаршества – совместный проект Нижегородского Государственного историко-архитектурного музея-заповедника и Нижегородской епархии Русской Православной Церкви. Это единственный в мире музей, экспозиции которого целиком посвящены жизни русских Патриархов. Музей торжественно открыт 1 августа 2013 года. Уникальность музея состоит и в том, что в нем показан также и период Патриаршества Советского времени – жизнь Церкви в эпоху гонений, начиная со Святейшего Патриарха Сергия, уроженца города Арзамаса.

В настоящее время архимандрит Тихон и А.Н. Панин систематизируют собранные за последние годы уникальные материалы, посвященные Святейшим Патриархам Алексию I (Симанскому) и Пимену (Извекову), которые будут использованы в новых совместных издательских проектах.

В Музее Русского Патриаршества члены ИППО ознакомились с новыми экспонатами, осмотрели всю коллекцию и наметили совместный план работ на 2017 год.

Александр Николаевич Панин передал в дар музею Русского Патриаршества редкую подлинную фотографию, на которой изображен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен во время своего пребывания в городе Одессе в 1982 году и программу торжественного юбилейного концерта, посвященного выборам на Первосвятительский Патриарший Престол Митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) 6 февраля 1945 года.

Из Арзамаса члены ИППО направились в Свято-Троицкий Острово-Езерский монастырь, расположенный в г. Ворсме Павловского района.

Осмотрев обитель, архимандрит Тихон и А.Н. Панин помолились в монастырском Троицком соборе у могилы его основателя старца Макария.


Яндекс.Метрика