Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Открытие выставки «Романовы и образование в Российской Империи»

Открытие выставки «Романовы и образование в Российской Империи»

09.03.2013

Открытие выставки «Романовы и образование в Российской Империи»

6 марта 2013 года в церковно-археологическом музее «История Нижегородской епархии», расположенном на территории Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря состоялось торжественное открытие выставки «Романовы и образование в Российской Империи».

Выставка начала свою работу в рамках совместного проекта Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря и благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» и посвящена 400-летию окончания Смуты и восстановлению Российской государственности в 1613 году, а также 400-летию Дома Романовых. Руководители проекта наместник обители архимандрит Тихон (Затекин) и председатель правления фонда А.Н.Панин.

В этот же день в Московском Кремле, после Божественной Литургии в Успенском соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси сказал в своей проповеди: «Сегодня мы отмечаем особый день в нашей национальной истории - 400-летие избрания на Всероссийский престол Государя Михаила Феодоровича. Это произошло через год после освобождения Москвы от польских интервентов - всего за год Русь оказалась способной сосредоточиться настолько, чтобы созвать Земский собор для избрания главы государства. Земский собор 1613 года - это совершенно особое событие в жизни России и всей Европы. Когда говоришь западноевропейцам о том, что у нашей страны есть собственные истоки того, что сегодня называется демократией, и ссылаешься на земские соборы, в Отечестве нашем бывшие, для многих из них это оказывается откровением. Та самая Россия, которую всегда связывали с нарушением прав простых людей, с тиранией, с господством самодержавной власти, - внутренне, духовно, интеллектуально была способна совершить такой шаг, как всенародное избрание царя».

Выставка «Романовы и образование в Российской Империи» составлена из коллекции музея «История Нижегородской епархии» и благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия». На выставке представлено богатое собрание подлинных документов, грамот, похвальных листов, книг, фотографий, гравюр, литографий и картин. На церемонии открытия присутствовали работники музея «История Нижегородской епархии», учащиеся и преподаватели Нижегородской средней общеобразовательной школы № 30. Открывая выставку, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, действительный член Нижегородского отделения ИППО архимандрит Тихон (Затекин) в своем обращении уделил внимание дате открытия выставки: «Поздравляю Вас что, свою работу выставка начинает в столь значимый день. Именно в этот день 6 марта (по новому стилю) в 1613 году на Царство был избран юный Михаил Федорович Романов. Поэтому мы решили приурочить открытие нашей выставки к этому знаменательному дню. По всей стране будут проходить различные мероприятия, посвященные Династии Романовых, готовимся к этому и мы. Это первая выставка в стенах музея, но конечно не последняя. У нас уже есть четкий план работы на весь год. Мы готовим выставку, посвященную Великой Княгине Елисавете Феодоровне, на которой представим уникальные книги, принадлежавшие Ее Высочеству, письма, документы, фотографии, гравюры, альбомы. В этом году в планах открытие нескольких памятников Государям Императорам (Александру II и Александру III) на территории Печерского монастыря и Нижегородской епархии. Почти подготовлен к изданию уникальный альбом под названием «Его Императорское Высочество Великий Князь Сергей Александрович», в котором рассказано о государственнике, патриоте и человеке долга и чести. Уже вышла шестая книга из серии «Паломничества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны» и намечено к изданию в этом юбилейном году еще двух книг, и этим мы конечно не ограничимся!». Председатель правления фонда «Возрождение культурного наследия», заместитель председателя Московского областного регионального отделения ИППО Александр Николаевич Панин рассказал собравшимся о том, как была устроена система образования в Российской Империи, особо отметив: «Укрепление абсолютизма поставило в области просвещения широкие задачи построить новое сильное, мощное Российское государство. Новатором в этой области был Император Петр Великий, который учредил новые школы математических и навигационных наук. Очень много сделала в системе образования Императрица Мария Федоровна, супруга Государя Императора Павла I. В первую очередь она изменила направление воспитательной работы институтов. Она столько сделала для образования женщин, что после ее смерти все заведения были объединены в Ведомство Императрицы Марии. Благодаря инициативам и идеям Императрицы и созданного ей Воспитательного Дома началось развитие педагогического образования, сложилась многопрофильная система учреждений, охватывающих весь круг вопросов, связанных с рождением, дошкольным воспитанием, начальным, средним и высшим образованием. В статье Д.Л,Сапрыкина «Образовательный потенциал Российской Империи» присутствует такой интересный факт - Российская Империя уже в начале ХХ века по инфраструктурным параметрам школьной системы (например, отношение числа школ к количеству населения, равномерность их распределения, пространственная доступность) превосходила не только большинство государств того времени, но и современную Российскую Федерацию. Особенностью системы образования в Империи по сравнению с другими европейскими странами являлся ее «институциональный плюрализм», то есть многообразие форм образовательных организаций, их организационно-правовых форм, ведомственной подчиненности, состава учредителей и источников финансирования. В отличие от послереволюционных преобразований реформы Государя Императора Николая II были направлены не на создание единой школы, а на дифференцированную систему образования, включающую разные типы школ на одном и том же уровне, дающие возможность представителям всех слоев общества получать образование, соответствующее их способностям и потребностям». А.Н.Панин призвал всех собравшихся помнить, знать, изучать и любить свою историю, гордиться нашей великой страной.

После церемонии открытия архимандрит Тихон (Затекин) рассказал присутствующим о некоторых наиболее интересных предметах выставки и предстоящих новых выставочных проектах, призванных раскрыть нашим соотечественникам историю Дома Романовых, среди которых было немало выдающихся личностей, посвятивших всю свою жизнь служению своей стране.

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, генерируемых Яндекс.Метрикой. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались: тогда отключите в настройках вашего браузера файлы cookie.
Яндекс.Метрика