Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Открытие выставки «Романовы и образование в Российской Империи»

Открытие выставки «Романовы и образование в Российской Империи»

09.03.2013

Открытие выставки «Романовы и образование в Российской Империи»

6 марта 2013 года в церковно-археологическом музее «История Нижегородской епархии», расположенном на территории Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря состоялось торжественное открытие выставки «Романовы и образование в Российской Империи».

Выставка начала свою работу в рамках совместного проекта Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря и благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» и посвящена 400-летию окончания Смуты и восстановлению Российской государственности в 1613 году, а также 400-летию Дома Романовых. Руководители проекта наместник обители архимандрит Тихон (Затекин) и председатель правления фонда А.Н.Панин.

В этот же день в Московском Кремле, после Божественной Литургии в Успенском соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси сказал в своей проповеди: «Сегодня мы отмечаем особый день в нашей национальной истории - 400-летие избрания на Всероссийский престол Государя Михаила Феодоровича. Это произошло через год после освобождения Москвы от польских интервентов - всего за год Русь оказалась способной сосредоточиться настолько, чтобы созвать Земский собор для избрания главы государства. Земский собор 1613 года - это совершенно особое событие в жизни России и всей Европы. Когда говоришь западноевропейцам о том, что у нашей страны есть собственные истоки того, что сегодня называется демократией, и ссылаешься на земские соборы, в Отечестве нашем бывшие, для многих из них это оказывается откровением. Та самая Россия, которую всегда связывали с нарушением прав простых людей, с тиранией, с господством самодержавной власти, - внутренне, духовно, интеллектуально была способна совершить такой шаг, как всенародное избрание царя».

Выставка «Романовы и образование в Российской Империи» составлена из коллекции музея «История Нижегородской епархии» и благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия». На выставке представлено богатое собрание подлинных документов, грамот, похвальных листов, книг, фотографий, гравюр, литографий и картин. На церемонии открытия присутствовали работники музея «История Нижегородской епархии», учащиеся и преподаватели Нижегородской средней общеобразовательной школы № 30. Открывая выставку, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, действительный член Нижегородского отделения ИППО архимандрит Тихон (Затекин) в своем обращении уделил внимание дате открытия выставки: «Поздравляю Вас что, свою работу выставка начинает в столь значимый день. Именно в этот день 6 марта (по новому стилю) в 1613 году на Царство был избран юный Михаил Федорович Романов. Поэтому мы решили приурочить открытие нашей выставки к этому знаменательному дню. По всей стране будут проходить различные мероприятия, посвященные Династии Романовых, готовимся к этому и мы. Это первая выставка в стенах музея, но конечно не последняя. У нас уже есть четкий план работы на весь год. Мы готовим выставку, посвященную Великой Княгине Елисавете Феодоровне, на которой представим уникальные книги, принадлежавшие Ее Высочеству, письма, документы, фотографии, гравюры, альбомы. В этом году в планах открытие нескольких памятников Государям Императорам (Александру II и Александру III) на территории Печерского монастыря и Нижегородской епархии. Почти подготовлен к изданию уникальный альбом под названием «Его Императорское Высочество Великий Князь Сергей Александрович», в котором рассказано о государственнике, патриоте и человеке долга и чести. Уже вышла шестая книга из серии «Паломничества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны» и намечено к изданию в этом юбилейном году еще двух книг, и этим мы конечно не ограничимся!». Председатель правления фонда «Возрождение культурного наследия», заместитель председателя Московского областного регионального отделения ИППО Александр Николаевич Панин рассказал собравшимся о том, как была устроена система образования в Российской Империи, особо отметив: «Укрепление абсолютизма поставило в области просвещения широкие задачи построить новое сильное, мощное Российское государство. Новатором в этой области был Император Петр Великий, который учредил новые школы математических и навигационных наук. Очень много сделала в системе образования Императрица Мария Федоровна, супруга Государя Императора Павла I. В первую очередь она изменила направление воспитательной работы институтов. Она столько сделала для образования женщин, что после ее смерти все заведения были объединены в Ведомство Императрицы Марии. Благодаря инициативам и идеям Императрицы и созданного ей Воспитательного Дома началось развитие педагогического образования, сложилась многопрофильная система учреждений, охватывающих весь круг вопросов, связанных с рождением, дошкольным воспитанием, начальным, средним и высшим образованием. В статье Д.Л,Сапрыкина «Образовательный потенциал Российской Империи» присутствует такой интересный факт - Российская Империя уже в начале ХХ века по инфраструктурным параметрам школьной системы (например, отношение числа школ к количеству населения, равномерность их распределения, пространственная доступность) превосходила не только большинство государств того времени, но и современную Российскую Федерацию. Особенностью системы образования в Империи по сравнению с другими европейскими странами являлся ее «институциональный плюрализм», то есть многообразие форм образовательных организаций, их организационно-правовых форм, ведомственной подчиненности, состава учредителей и источников финансирования. В отличие от послереволюционных преобразований реформы Государя Императора Николая II были направлены не на создание единой школы, а на дифференцированную систему образования, включающую разные типы школ на одном и том же уровне, дающие возможность представителям всех слоев общества получать образование, соответствующее их способностям и потребностям». А.Н.Панин призвал всех собравшихся помнить, знать, изучать и любить свою историю, гордиться нашей великой страной.

После церемонии открытия архимандрит Тихон (Затекин) рассказал присутствующим о некоторых наиболее интересных предметах выставки и предстоящих новых выставочных проектах, призванных раскрыть нашим соотечественникам историю Дома Романовых, среди которых было немало выдающихся личностей, посвятивших всю свою жизнь служению своей стране.

Яндекс.Метрика