Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Установлено надгробие члену ИППО архимандриту Паисию (Балабанову)

Установлено надгробие члену ИППО архимандриту Паисию (Балабанову)

16.10.2016

Установлено надгробие члену ИППО архимандриту Паисию (Балабанову)

14 октября 2016 года, в день великого праздника Покрова Пресвятой Богородицы и в память юбилея 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон, в Вознесенском Печерском монастыре инициативой архимандрита Тихона (Затёкина) и А.Н. Панина воссоздан надгробный памятник с крестом на могиле члена ИППО, архимандрита Паисия (Балабанова).

На протяжении 2016 года большой творческий коллектив, под общим руководством заместителя председателя Нижегородского отделения ИППО, наместника Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, члена Союза писателей и Союза краеведов России архимандрита Тихона (Затёкина) и заместителя председателя Московского областного отделения ИППО, председателя правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», члена Союза писателей и Союза краеведов России Александра Николаевича Панина работал над сбором документов, посвященных выдающемуся представителю русского православного монашества архимандриту Паисию (Балабанову).

Были проведены детальные архивные и исторические исследования на базе нижеперечисленных хранилищ: Государственный архив аудиовизуальной документации Нижегородской области; Государственный исторический музей; Государственный музей истории религии; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева; Нижегородский Государственный историко-архитектурный музей-заповедник; Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки; Российский Государственный архив древних актов; Российский Государственный архив кино-фотодокументов; Российский Государственный исторический архив; Церковно-археологический музей Нижегородской епархии; Центральный архив Нижегородской области; Центральный Государственный архив кино-фотодокументов (г. С.-Петербург); Архив Александро-Невской Лавры; Государственная публичная историческая библиотека; Библиотечно-архивный комплекс русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

Особую благодарность руководители проекта выражают заведующему библиотечно-архивным комплексом русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря монаху Ермолаю (Чежия) за предоставление уникальных фотографических материалов и консультации об отце Паисии (Балабанове).

В ближайшее время архивные и исторические работы будут продолжены и направлены в основном на изучение фондов Государственного архива Оренбургской области, на территории которой родился приснопоминаемый отец Паисий.    

Он родился в станице Каменно-Озерной Нежинского казачьего отряда Елецкого уезда Оренбургской губернии (ныне село Каменноозерное Оренбургского района Оренбургской области).

В юношеские годы молодой Василий примкнул к хлыстовской секте. Увлекающийся и чувствительный, он вскоре преуспел в этой секте более всех. Бросил жену, стал странствовать по окрестностям, ходил босой и даже стал «пророком». К счастью, Василий, осознав свои ошибки, покаялся и вернулся в лоно истинной Православной Церкви.

Он впоследствии вспоминал: «После этого я стал жить безвыходно в своем семействе. Совесть моя хоть и очистилась покаянием, но полного мира в душе моей грешной я не находил. Нужно было стяжать достойные плоды покаяния. Я не переставал плакать о своем пагубном заблуждении и о том, что был виновником заблуждений многих. Мне было стыдно за себя, ничто меня не утешало. Я думал, что тогда только обрету в душе покой, когда, оставив мирскую жизнь и суету, удалюсь в монастырь, чтобы там плакать до конца жизни о тяжелых моих грехах».

Так он прожил еще четыре года. Жена его заболела: ее стали мучить боли в ногах. Тогда она позвала его и сказала ему: «Вот вылечи мои ноги, тогда я и одного дня не буду держать тебя, отпущу с Богом в монастырь».

Услышав это, Василий обратился с горячей молитвой к Заступнице всех христиан, умоляя Ее исцелить его жену. «Если, Владычица, - говорил он в молитве, - Господу и Тебе угодно моё намерение удалиться от мира и уйти в монастырь, то прошу Тебя, утверди мою веру и надежду, Госпоже моя, исцелением болящей жены моей». Случилось чудо: его жена полностью исцелилась и отпустила его в монастырь.

В 1866 году Василий прибыл на Святую Гору Афон и поступил в монастырь Святого Великомученика Пантелеимона. Через три года он был пострижен в мантию с именем Васой. Послушание проходил вначале на кухне, а впоследствии – на подворье Константинополя, где с 1876 года, после пострига в схиму с именем Паисий, был настоятелем и оказал немало услуг монастырю.

Более двадцати лет отец Паисий занимал должность настоятеля Константинопольского подворья. Малограмотный, но обладающий от природы незаурядным умом, завидной силой воли и настойчивым характером, отец Паисий был весьма энергичным и неустанным работником своей обители. Руководимое им подворье являлось образцом для других русских подворий, Андреевского и Ильинского, и всегда привлекало большое число русских поклонников. Имя его было весьма популярно среди паломников, которые под влиянием его рассказов о Святой Горе нередко изменяли направление своего паломнического путешествия и ехали на Афон вопреки своим прежним намерениям.

Благодаря общительному характеру его радушно принимали в русском посольстве Константинополя. Надо отметить, что там нередко у отца Паисия по особенно важным делам испрашивали совета. Отец Паисий всегда находил для себя самую горячую поддержку у своих старцев, духовника отца Иеронима (Соломенцова) и отца Макария (Сушкина), которые сердечно его любили.

С назначением в Константинополь, новый настоятель принялся за строительство подворья, продлившегося около 20 лет.

В журнале «Русский паломник» так был описан этот период его жизни: «Неусыпными трудами, без особых денежных средств, о. Паисий прежде всего воздвиг огромное пятиэтажное подворье, которое скоро обратилось в великую русскую странноприимницу или, скажем более, настоящий своеобразный русский центр в Царьграде. Десятки чистеньких и удобных помещений, обставленных как отель средней руки, близость и удобство сообщения с русским агентством и пароходами, сердечный прием со стороны о. Паисия, добрая услуга монахов и постоянный наплыв русских пребывающих на подворье, – все это сделало его перепутьем для всякого русского, заезжающего в Царьград. Кто знает Константинополь и тот ад, который зовется Галатою и в который попадает прежде всего с парохода всякий европеец, посещающий Царьград, тот поймет, какую огромную услугу оказывал о. Паисий, который организовал вполне прием и уход для каждого русского, особенно для простого серого нашего паломника, снимая его прямо с парохода, проводя через турецкую таможню, давая ему приют, угощение, пищу и даровую услугу, в какой бы форме она ни понадобилась; чисто под материнским крылышком считает себя простой русский паломник, как только после сутолоки пароходной жизни и Галатской суеты очутится среди добрых батюшек, заботящихся о нем, как о родном. Монахи не только приютят, но и выводят его по всем святыням Константинополя, а потом посадят на пароход и отправят его, куда следует. Всем этим обязаны паломники о. Паисию, который ежегодно тысяч до 4–6 пропускал их через свои отеческие руки. Со всеми-то он поговорит, всякого утешит, иному и денег на дорогу даст – и все это единственно ради доброго сочувствия к нуждам заброшенного в Туретчину русского простого человека».

Отец Паисий сыграл огромную роль в процессе греко-русских споров, привлекая внимание к этой проблеме многих важных персон. Отец Иоасаф (Донсков) в своем письме к отцу Макарию писал следующее: «Скажу Вам, батюшка Макарий, несколько слов об отце Паисии. Здесь, в Константинополе, он уважаем всеми, как высокопоставленными лицами, так и нищими. Приезжающие и приходящие сюда первым долгом спрашивают отца Паисия, при свидании с ним просят его благословения. Конечно, он не благословляет, а они руки ему все равно целуют... Вначале кидаются в ноги, а потом целуют руки и грехи свои ему исповедуют. А ко мне на исповедь приходят после. Я так полагаю, батюшка, что для пользы святой обители отца Паисия следует рукоположить в иеромонаха. Пусть он занимался бы одной исповедью. Этим он не уступил бы отцу Ионе Киевскому. Поэтому осмеливаюсь Вас, батюшка, просить рукоположить отца Паисия. В этом вы не будете раскаиваться».

В период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. обстановка в корне изменилась. Начались репрессии православных со стороны османских властей. Турки угрожали убить и отца Паисия, но он не покинул своего поста. Когда российские войска терпели неудачи, настоятель демонстративно молился о победе русского оружия, не боясь доносов и возможных репрессий. Посещал отец Паисий и пленных русских солдат и офицеров, стараясь, насколько возможно, облегчить их участь. При каждой победе русских войск настоятель устраивал в храме торжественное празднование.

Отец Паисий стал членом-сотрудником Императорского Православного Палестинского Общества. Своей многотрудной деятельностью отец Паисий обратил внимание на себя Василия Николаевича Хитрово, «который не только восхищался его талантами, но и ходатайствовал пред Советом об избрании его членом-сотрудником Общества со знаком, которым о. Паисий всегда очень гордился». 

Вскоре отцу Паисию пришлось пережить еще одно серьезное искушение. Увлеченный обещаниями со стороны вольного казака Николая Ивановича Ашинова (1856-1902), который в то время проживал в Константинополе, отец Паисий на склоне лет своих забыл о своих прежних намерениях до конца своей жизни оплакивать свои грехи в монастыре и оставил Константинополь и русский монастырь. После рукоположения в сан архимандрита в Александро-Невской Лавре он рискнул связать свою судьбу с судьбой вышеупомянутого казака и в 1886 году поехал вместе с ним в Абиссинию устраивать там миссию, став там ее настоятелем.

Все это завершилось провалом. Абиссиния тогда находилась под протекторатом французов, а им очень не понравилась активность русских казаков и миссионеров. Французы взорвали не только крепость, но и снесли построенную церковь. Были убиты несколько человек, в том числе 4 детей и 2 женщины, которых завалило обломками казармы, 6 человек получили ранения.

Все уцелевшие русские участники миссии были арестованы, позднее их высадили в Суэце. По личному указанию Государя Императора Александра III, после непродолжительного следствия, все участники экспедиции были отправлены к месту жительства этапным порядком. Отец Паисий вернулся в город Санкт-Петербург и поступил в Александро-Невскую Лавру.

Последние годы своей жизни Паисий провел вначале в Свято-Успенской Саровской пустыни, позднее в Свято-Успенской Флорищевой пустыни, а потом в Нижегородском Печерском монастыре. Здесь ему представилась возможность в уединении и смирении продолжить начатое на Афоне покаяние и со многими слезами оплакивать свои грехи и ошибки.

Несмотря на свое кратковременное пребывание в Печерском монастыре, он и здесь успел сделаться очень известным среди нижегородских жителей. Скончался отец Паисий в возрасте 72 лет. Он умер 11 октября 1906 года в своей келье и был обнаружен братией в молитвенном стоянии на коленях пред святой иконой.

В некрологе, опубликованном на страницах Нижегородского церковно-общественного вестника, сказано о нем: «В отце Паисии можно было найти монаха подвижника, труженика, созидателя, борца за русскую идею, человека огромной практической подготовки, знающего и понимающего Восток. Самые горячие ожидания и задушевные пожелания успеха сопровождали духовную миссию. Всю свою жизнь отец Паисий оставался человеком высокой религиозной настроенности и многих поражал свою прозорливостью. Не смотря на свое кратковременное пребывание в Печерском монастыре, он и здесь успел сделаться очень известным среди нижегородского простонародья». 

Архимандрит Паисий был погребен на монастырском кладбище у алтаря Успенского храма Печерской обители. В Советский богоборческий период кладбище было практически полностью уничтожено, и могила отца Паисия не сохранилась.

Отец архимандрит Тихон и Александр Николаевич Панин еще летом 2016 года приняли решение в рамках успешно проводимой программы «Возвращение памяти» и в год 110-летия со дня преставления отца архимандрита Паисия изготовить своими силами новый  надгробный памятник с крестом на его могиле. Это начинание было поддержано многими членами Московского областного и Нижегородского отделений ИППО и успешно реализовано к началу октября сего года.

В день великого праздника Покрова Пресвятой Богородицы и в память юбилея 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афонской, сразу после Божественной литургии, наместник Печерской обители архимандрит Тихон со старшей братией обители совершил литию на могиле приснопоминаемого архимандрита Паисия. Все молящиеся крестным ходом из Вознесенского собора в предстоянии отца наместника и братии обители проследовали к могиле отца Паисия.

Об упокоении отца Паисия на могиле помолились действительные члены Московского областного, Нижегородского отделений Императорского Православного Палестинского Общества, а также члены благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», историко-исследовательского центра «Архивное дело», Нижегородского Дворянского собрания, нижегородские краеведы, общественные деятели, братия обители и прихожане.

В настоящее время архимандрит Тихон и Александр Николаевич Панин готовят альбом, посвященный жизни и трудам на благо России и Русской Православной Церкви отца архимандрита Паисия. 

 

 

 

Яндекс.Метрика