Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

В праздник Вознесения Господня Митрополит Георгий совершил Божественную литургию в Печерском монастыре

В праздник Вознесения Господня Митрополит Георгий совершил Божественную литургию в Печерском монастыре

10.06.2021

В праздник Вознесения Господня Митрополит Георгий совершил Божественную литургию в Печерском монастыре

10 июня 2021 года, в двунадесятый праздник Вознесения Господня, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Вознесенском Печерском мужском монастыре Нижнего Новгорода. Богослужение состоялось в Вознесенском соборе обители. Правящему архиерею сослужили игумен  монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), руководитель административного секретариата Нижегородской епархии иерей Александр Тенькаев, братия в священном сане и другие клирики Нижегородской епархии.

Вместе с многочисленными прихожанами на богослужении молились представители нижегородского отделения Императорского Православного Палестинского Общества и  члены нижегородского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев.

По окончании литургии в нижегородском Печерском монастыре верующие прошли крестным ходом по территории обители.

Затем в храме архимандрит Тихон выразил главе Нижегородской митрополии благодарность за богослужение, совершенное в престольный праздник монастыря, архипастырскую заботу об обители и преподнес владыке заздравную просфору.

Митрополит Георгий поблагодарил настоятеля и братию обители за совместное богослужение, поздравил всех присутствующих с праздником Вознесения Господня. Глава Нижегородской митрополии напомнил его историю и рассказал о духовном значении: «После крестной смерти Спасителя на Голгофе апостолы были в страхе и унынии. Ведь несколько дней назад Иерусалим встречал их Учителя как земного царя, ему кричали: «Осанна» и устилали дорогу пальмовыми ветками. Они не поверили Марии Магдалине, возвестившей о Воскресении Господа, и эммаусским путникам. Пока сам Спаситель не явился им, вера не пришла в эти сердца. И еще 40 дней Господь наш ходил по земле, уча, как жить в согласии с Богом. И дал заповедь любви, которая состоит в служении Богу через служение ближнему. Вот поэтому ученики, когда-то в страхе и печали стоявшие у Креста, после Вознесения Господа находились в трепете, надежде и великой радости, потому что ждали Утешителя Духа Истины. И как Спаситель вознесся от земли на небо, так и нам надо стремиться к наследованию Царствия Небесного, чтобы никакие земные заботы и печали не заслоняли от нас Небо», – сказал архипастырь.

Глава Нижегородской митрополии пожелал архимандриту Тихону и братии Печерской обители усердия и помощи Божией в монашеском делании.

Вознесение Господне отмечается Православной Церковью на 40-й день после Светлого Христова Воскресения, в четверг шестой недели по Пасхе и относится к двунадесятым праздникам. Православная Церковь вспоминает в этот день евангельские события, связанные с последним моментом пребывания Христа на земле после Его Светлого Воскресения.

Вознесение совершилось в Иерусалиме, куда апостолы пришли из Галилеи, по прошествии сорока дней, в течение которых Господь неоднократно являлся им, уча о Царствии Божием. Господь повелел апостолам оставаться в городе, пока они не облекутся силою свыше, обещая им ниспослание Духа Святого для содействия делу их всемирной проповеди. Дух Святой должен был дать им необходимую силу для совершения этого великого дела. Затем Господь вывел учеников Своих из Иерусалима на гору Елеонскую, благословил их и, благословляя, вознесся на небо. Ученики возвратились в Иерусалим с великой радостью в ожидании исполнения обетования о ниспослании Святого Духа.

В IV–V веках праздник Вознесения Господня был уже всеобщим в христианской Церкви. С течением времени была составлена особая служба на этот праздник. Она состоит из канонов, автором которых стал замечательный церковный песнопевец преподобный Иоанн Дамаскин.

 

Справка:

Вознесенский Печерский мужской монастырь основан в 1330 году иеродиаконом Киево-Печерского монастыря Дионисием, ставшим впоследствии митрополитом Киевским, Московским и всея Руси, крупнейшим историческим деятелем своего времени.

Из стен Печерской обители вышли такие великие русские святые, как преподобный Евфимий Суздальский и преподобный Макарий Желтоводский. Предположительно именно здесь монахом Лаврентием был создан древнейший летописный свод – Лаврентьевская летопись.

18 июня 1597 года гигантский оползень с горы полностью уничтожил монастырь. Признаки надвигающейся катастрофы обнаружились за неделю до происшествия, и все монахи заблаговременно были выведены в безопасное место, они взяли с собой иконы, ризы и утварь. После оползня в развале горы были обретены нетленные мощи схимонаха Иоасафа, подвизавшегося в обители и почившего за 30 лет до обрушения горы.

Гроб со святыми мощами поставили на месте старого монастыря, возвели над ним гробницу, а через год – деревянную церковь. Позднее она была перестроена в камне и освящена в честь Преображения Господня. И по сей день люди приходят к гробнице угодника Божия Иоасафа, прославленного в лике местночтимых святых в 1993 году.

Обитель возвели на новом месте, выше по течению и ближе к городу. Монастырский ансамбль с главным пятиглавым Вознесенским собором был отстроен к середине XVII столетия.

После 1917 года Нижегородский Печерский монастырь пережил осквернение и запустение. Настоятель обители епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) накануне годовщины Октябрьской революции – 6 ноября 1918 года – был расстрелян. На юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году владыку Лаврентия прославили в лике святых.

В 1925 году Печерский монастырь был передан в ведение Губмузея. В результате ризница была разграблена, здания стали использоваться под жилье и различные хозяйственные нужды. В 1931 году сотрудники Губмузея сдали на переплавку девять уникальных монастырских колоколов, все кованые ограды и кресты с монастырского погоста.

Только в 1960 году власти присвоили обители статус памятника архитектуры республиканского значения. После перевода сюда в 1971 году Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской начались работы по реставрации.

В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Первым храмом, который вновь был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым), стала надвратная церковь в честь преподобного Евфимия Суздальского.

24 ноября 1999 года владыка освятил престол в теплом храме в честь святых апостолов Петра и Павла при братском корпусе.

В престольный праздник в честь Вознесения Господня в 2000 году состоялось освящение главного Вознесенского собора. Осенью того же года на колокольню был поднят вновь отлитый колокол, изготовленный в городе Сарове (точная копия сохранившегося в Суздальском музее-заповеднике старинного колокола, пожертвованного в XVI веке Печерскому монастырю государем Иоанном Васильевичем Грозным).

1 мая 2003 года, на светлой Пасхальной седмице, в стенах древней Печерской обители епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием было совершено освящение первого на территории Нижегородского края Музея истории Нижегородской епархии.

В 2017 году на территории обители был открыт музей Императорского православного палестинского общества (ИППО).

В 2019 году в монастыре появилась Романовская аллея славы, на которой установлены памятники всем русским монархам из династии Романовых.

С 2017 года по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия в рамках подготовки к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода ведутся работы по возрождению исторической монастырской ограды. В 2019 году восстановлена южная стена и юго-западная башня обители, в 2020 году – северная стена.

Сегодня в монастыре продолжаются восстановительные работы. Завершается возрождение северо-западной башни, расположенной на склоне правого берега Волги, и западного участка монастырской стены. Это финальный этап восстановительных работ, с его завершением восстановление древнего монастыря будет окончено и обитель предстанет в историческом виде. 

 

Яндекс.Метрика