Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Члены Московского областного и Нижегородского отделений ИППО посетили Иверский женский монастырь

Члены Московского областного и Нижегородского отделений ИППО посетили Иверский женский монастырь

17.09.2023

Члены Московского областного и Нижегородского отделений ИППО посетили Иверский женский монастырь

 

13 сентября 2023 года действительные члены Московского областного и Нижегородского отделений ИППО архимандрит Тихон (Затёкин), иеродиакон Евстафий (Поляков), А.Н. Панин и С.Я. Ваксман в рамках совместной программы «Возвращение памяти» посетили Выксунский Иверский женский монастырь

 

Заместители руководителей Московского областного и Нижегородского отделений ИППО и члены Совета отделений архимандрит Тихон (Затёкин) и Александр Панин, а также члены Московского областного и Нижегородского отделений иеродиакон Евстафий (Поляков) и Семен Ваксман посетили Выксунский Иверский женский монастырь, чтобы осмотреть обительское кладбище.

Целью программы «Возвращение памяти», в рамках которой члены ИППО и посетили Выксунскую обитель, является сбор информации обо всех членах региональных отделов Общества, а также подвижников благочестия, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте жизненного пути.

На сегодняшний день в базе фонда находится более 400 погребений членов Императорского Православного Палестинского Общества.

Председатель ИППО Сергей Вадимович Степашин неоднократно в своих выступлениях высоко оценивал важность этой программы и благодарил ее инициаторов Александра Панина, Семена Ваксмана и архимандрита Тихона (Затёкина).

В конце 1863 года Василий Ильич Меркулов (с 1866 года – монах, а с 1872 года – иеромонах Варнава), насельник Гефсиманского скита Свято-Троице-Сергиевой Лавры, прибыл по просьбе местных купцов в село Выксу Нижегородской губернии. Он указал сестрам место в лесу, недалеко от села, для постройки богадельни, и благословил православных благотворителей начать это богоугодное дело. Так к осени 1864 года возникла Выксунская женская богадельня на 12 человек. Вначале в ней поселились лишь три сестры и блаженный Димитрий Пивоваров, который оказывал духовную поддержку сестрам.

К 1867 году были возведены два корпуса и деревянная шатровая звонница на столбах. В 1868 году построена первая домовая церковь, освященная в честь Иверской иконы Божией Матери. Число насельниц к этому времени достигло более 50 человек. В 1872 году начинается строительство первого каменного соборного храма в честь Иверской Иконы Божией Матери.

18 мая 1874 года по решению Святейшего Синода богадельня возведена в статус Общины, а ее начальницей становится Мария Пивоварова, дочь блаженного Димитрия Пивоварова. Матушка Мария скончалась 7 мая 1889 года и была погребена на монастырском кладбище.

13 июня 1877 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Иоанникий (Руднев) освятил храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Возведенное под руководством архитектора И.Ф. Каратаева в духе эклектики кирпичное строение представляло собой пятикупольный храм с трапезной. Боковые приделы были посвящены: правый — Василию Великому и Ксении Римляныне, левый — Николаю Чудотворцу и Сергию Радонежскому. В 1892 году в подземной части была устроена пещерная церковь в честь Собора Бесплотных Сил с приделами Герасима Иорданского и Анастасии Римляныни; и апостола Петра и мученицы Агриппины.

В 1884 году начинается строительство больничного корпуса с богадельней и домовой Успенской церковью в русском стиле по проекту архитектора А.П. Белоярцева. 8 июля 1887 года возведенный храм был освящен епископом Нижегородским и Арзамасским Модестом (Стрельбицким). С запада к храму примыкает двухэтажный больничный корпус.

8 июля 1887 года Община обращена в общежительный третьеклассный монастырь. К этому моменту в монастыре насчитывается уже более 150 насельниц. В 1892 году настоятельницей была избрана монахиня Павла (Кокушкина). С 1898 года матушка стала действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества.

17 августа 1897 года к востоку от Иверского храма была совершена торжественная закладка нового соборного храма во имя Живоначальной Троицы. Возведение величественного пятиглавого собора в русско-византийском стиле по проекту архитектора П.А. Виноградова завершилось в 1902 году. В качестве прототипа архитектором был выбран Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского монастыря.

В течение следующих лет собор готовился к своему открытию, но время освящения храма было отложено в связи с кончиной старца-основателя Варнавы в 1906 году. Дело почившего старца решили взять на себя товарищ обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблер и купец В.Н. Муравьев (впоследствии святой Серафим Вырицкий).

На их средства была завершена внутренняя отделка собора и 16 августа 1909 года архиепископом Нижегородским и Арзамасским Назарием (Кирилловым), епископом Муромским Евгением (Мерцаловым) освящен главный престол собора.

18 и 19 августа 1912 года в присутствии многочисленных гостей, в том числе обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблера и нижегородского губернатора А.Н. Хвостова, были освящены приделы собора: правый — во имя Вознесения Господня и левый — в честь Всех святых. Чин освящения возглавили митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), епископ Нижегородский и Арзамасский Иоаким (Левицкий) и епископ Угличский Иосиф (Петровых) В 1913 году был установлен металлический позолоченный иконостас. Все живописные работы, как и в двух других храмах обители, были выполнены палехской артелью художника Н.М. Сафонова.

К началу XX века архитектурная композиция монастыря сформировалась окончательно. Всего с момента основания обители и до ее закрытия на внушительной территории (около 20 гектаров) было возведено более трех десятков зданий и сооружений. Помимо зданий на территории монастыря находилось множество инфраструктурных и хозяйственных объектов: паровая машина, водопровод, два пруда, несколько колодцев, дровяные сараи, огороды с оранжереями, фруктовый сад и цветники. В лесу рядом с обителью был организован завод, где изготавливался кирпич для нужд монастырского строительства. В нескольких километрах от основной территории во владении монастыря находился участок земли размером около 150 десятин, на котором сестры заготавливали строительный лес и дрова. Там же располагалась пасека на 150 ульев и четыре деревянных флигеля для сестер. Кроме того, в собственности монастыря находилось подворье из двух доходных домов в Москве и Иверская часовня при Центральном рынке в Санкт-Петербурге.

Выксунский Иверский женский монастырь был устроен в месте, где проживало много иноверцев, сектантов и раскольников, зараженных расколом и развращенными нравами. Такое расположение поднимало значение монастыря, который благотворно влиял на местных жителей, как со стороны веры, так и со стороны нравственности.

Бывшие раскольники и сами становились ревностными миссионерами и даже подвижниками. Среди них нужно особо отметить Дмитрия Дмитриевича Пивоварова, бывшего рабочего фабрики Баташевых и ярого раскольника.

Решение создать женский монастырь недалеко от  Выксы появилось у старца Варнавы именно после его знакомства с уроженцем этого села Димитрием Пивоваровым.

До встречи с отцом Варнавой он вел жизнь разгульную. Знакомство и разговоры с отцом Варнавой заставили Димитрия покаяться и полностью изменить образ жизни.

По благословению старца он принимает на себя подвиг юродства и поселяется при богадельне. Своей чисто детской верой в истину православия блаженный Димитрий сумел привлечь к делу строительства обители многих и многих, оказав в эпоху становления монастыря огромную пользу.

Как отметил в своем «Путевом очерке» Д. Дмитриев, который совершил паломничество в обитель в 1898 году: «Пивоваров, по благословению о. Варнавы, пошел на родину, но не вернулся в свой дом, а невдалеке от Выксы, в лесной чаще, построил небольшую хижину, или келейку, и здесь поселился. Сюда он приходил, впрочем, только на ночь, а дни проводил на улице села Выксы, выдавая себя за помешенного. Он говорил несвязные речи, ходил в высоком колпаке, в засаленном кафтане с заплатами из цветных лоскутов и в длинных жестких сапогах. Пивоваров, исполняя завет своего наставника, о. Варнавы, являлся там, где его помощь была необходима. К скорбящим и плачущим спешил он с утешением, враждующих старался умиротворить, неимущим по возможности помогал. Жители Выксы полюбили юродивого Митю, так они называли Пивоварова, – даже явились у него последователи и просили у юродивого дозволения около его хижины построить себе жилище для безмолвия и уединения. Димитрий Пивоваров спросил о том письменно своего наставника о. Варнаву. И на запрос Пивоварова о желании некоторых, ищущих безмолвия, селиться с ним в лесу, ответил так: «Это сближение многих лиц в отшельническом житии даст начало общежитию, а может быть и монастырю, и если суждено Богом случиться тому, то пусть лучше создастся там общежитие женское и притом благотворительное, так как в России женщин гораздо больше, чем мужчин, а женских благотворительных заведений и монастырей, наоборот, гораздо меньше, чем мужских». Так было положено начало этой славной обители, возникшей на месте келии юродивого Димитрия.  

Блаженный скончался 5 апреля 1868 года и был погребен на территории обители, именно в том самом месте, где ранее стояла убогая келия.

Действительные члены ИППО помолились на могиле блаженного Димитрия, трижды пропев «Вечная память», от имени всего Палестинского Общества возложив к подножию памятника цветы. Архимандрит Тихон у могилы блаженного сказал прочувственные слова о его жизни и подвигах.

Могила блаженного и прилегающая территория были тщательно фотографированы и внесены в базу данных благотворительного фонда.

Также была осуществлена и фотографическая съемка всей территории.

После этого члены ИППО проследовали на монастырское кладбище, где упокоились игуменьи обители. Там архимандрит Тихон, Александр Панин, Семен Ваксман и иеродиакон Евстафий пропели «Вечную память» игуменье Митрофании (Крюковой), игуменье Маргарите (Солдаткиной), игуменье Павле (Кокушкиной), игуменье Серафиме (Сергеевой) и матушке Марии (Пивоваровой).

На могилу игуменье Павлы (Кокушкиной) от имени всего Палестинского Общества был возложен букет цветов. Игуменья Павла (Прасковья Ивановна Кокушкина) родилась в 1838 году в городе Шуе, поступила в обитель в 1874 году, возведена в сан игуменьи 19 августа 1892 года.

В годы ее управления монастырем к четырехъярусной колокольне был надстроен пятый ярус, установлены на него часы со звоном, расписана палехскими мастерами Успенская больничная церковь, заложен величественный Троицкий собор, обновлены и выполнены разные хозяйственные постройки. Матушка Павла закончила свое земное странствие 16 февраля 1908 года, немного не дожив до освящения Троицкого собора.

Могилы настоятельниц и прилегающая территория были тщательно фотографированы и внесены в базу данных благотворительного фонда.

Также члены ИППО провели «Вечную память» и у могилы мамы святого старца Варнавы, схимонахини Дарьи (Меркуловой), которая скончалась в этой обители 17 мая 1885 года.

Мама преподобного Варнавы – Дария Григорьевна Меркулова, последние пятнадцать лет своей жизни провела в тихой обители, основанной ее сыном, от руки которого и удостоилась пострижения в мантию с именем Дорофеи, а незадолго до смерти им же была пострижена и в схиму с прежним мирским именем Дария. Схимонахиня Дария была старица кроткая и смиренная. Старец Варнава искренне любил и высоко чтил свою маму.

В настоящее время заместитель руководителя Московского областного и член Совета отделения Александр Панин готовит большую статью о жизни блаженного Димитрия Пивоварова, которая будет опубликована на страницах историко-краеведческого журнала «Нижегородская Старина».

Яндекс.Метрика