Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Архимандрит Тихон и А.Н.Панин посетили Троице-Сергиеву Лавру

Архимандрит Тихон и А.Н.Панин посетили Троице-Сергиеву Лавру

28.08.2014

Архимандрит Тихон и А.Н.Панин посетили Троице-Сергиеву Лавру

25 августа 2014 года члены Императорского Православного Палестинского Общества архимандрит Тихон (действительный член Нижегородского отделения, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря) и Александр Николаевич Панин (заместитель председателя Московского областного регионального отделения, председатель правления фонда «Возрождение культурного наследия») посетили Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, основанную святым преподобным Сергием Радонежским и всея России Чудотворцем.

Это посещение Лавры святого преподобного Сергия Радонежского состоялось в рамках программы «Возвращение памяти: история ИППО в регионах», успешно осуществляемой фондом «Возрождение культурного наследия» в течение многих лет и активно поддержанной архимандритом Тихоном (Затёкиным). Председатель ИППО Сергей Вадимович Степашин несколько раз в своих выступлениях высоко оценивал важность этой программы и благодарил инициаторов А.Н. Панина, С.Я. Ваксмана и архимандрита Тихона.

Целью программы является сбор информации обо всех членах региональных отделов Общества, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути. Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры.

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре члены ИППО Александр Николаевич Панин и архимандрит Тихон осмотрели все монастырские достопримечательности и поклонились величайшим святыням.

Крупнейшее сооружение монастыря – Успенский собор – был воздвигнут в 1559-1585 годах по образцу Успенского собора Московского Кремля. Собор отличают лаконичность форм и простота декора стен, украшенных характерным для владимиро-суздальского зодчества. Широкие работы по обустройству церкви выполнены по велению Царской четы Царя Феодора Иоанновича и Царицы Ирины Феодоровны Годуновой. Они были проведены в 1585-1586 годах, в этот момент был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми Царской четы. В работе над иконостасом принимал участие Царский изограф Симон Ушаков, фрески выполнены в 1684 году иконописцем Дмитрием Григорьевым. В XVIII веке собор был частично перестроен; так, купола были заменены на луковичные, расширены окна.

Под собором в подклети устроена усыпальница, где погребены два Святейший Патриарха Московских и всея Руси – Алексий I (Симанский) и Пимен (Извеков), а также погребены два Московских Первосвятителя, почетные члены ИППО митрополиты Леонтий (Лебединский) и Сергий (Ляпидевский).

Александр Николаевич Панин и архимандрит Тихон вознесли молитвы у могил Святейших Патриархов, и возложили цветы к могилам Московских митрополитов Высокопреосвященных Сергия и Леонтия, трижды пропев «Вечная память». В Успенском соборе члены ИППО помолились у святых мощей святителя Иннокентия (Вениаминова).

Митрополит Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) с 1868 по 1879 гг. был Первосвятителем Московской кафедры, продолжив дело митрополита Филарета (Дроздова).

Владыка стал первым православным епископом Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов.

В октябре 1977 года Владыка Иннокентий прославлен в лике святых Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке в лике святителей как апостол Сибири и Америки. В 1994 году был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей.

Митрополит Леонтий (в миру Иван Алексеевич Лебединский) оставил по себе наилучшие воспоминания, как о талантливом наставнике, так и добром и авторитетном начальнике. Е.В. Барсов, русский историк литературы, этнограф, фольклорист, собиратель и исследователь древнерусской письменности, археолог, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1873), действительный член Императорского Московского Археологического Общества (1874) в 1893 году писал: «ученики преосвященного Леонтия никогда не забудут нравственный образ своего учителя, особенно не забудут те, в коих зажжена им искра огня Божественного».

В воздаяние выдающихся заслуг по управлению Холмской епархии Высокопреосвященный Леонтий назначен был при лестном Высочайшем рескрипте от 17 ноября 1891 года Московским митрополитом. Кратковременно было служение преосвященного Леонтия на кафедре Московской митрополии, но оно ознаменовано двумя важными событиями в церковно-общественной жизни русского народа: устройством чествования 500-летия со дня преставления святого преподобного Сергия Радонежского и фототипическим изданием всецело на средства Владыки Леонтия Нового Завета, писанного рукою Святителя Алексия, митрополита Московского и духовного наставника святого преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

Характерными чертами Владыки Леонтия были: необыкновенная простота и доступность в обращении с людьми всякого чина и звания, умение поставить подчиненное ему священство в самые близкие, задушевные к себе отношения вызвать его на откровенное сознание и изъяснения нужд и недугов.

Был человеком большого личного обаяния, высокообразованнейшего ума и доброго сердца. Он много потрудился на распространение и укрепление православия в Западной России. Владыка Леонтий был прекрасным оратором и щедрым тайным благотворителем. Мирная кончина Владыки Леонтия последовала 1 августа 1893 года.

Известный духовный писатель, магистр богословия, митрополит Сергий (в миру Николай Яковлевич Ляпидевский) в течение своей многотрудной жизни возглавлял много епархий (Курскую, Кишиневскую, Казанскую и Херсонскую) и везде зарекомендовал себя только с наилучшей стороны.

Митрополит Сергий был глубоко проникнут верою в вечную Истину вечной Церкви, где ничего нельзя ни прибавить, ни убавить без искажения целостной Истины. Подобно митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) он хранил церковность как святыню. Во имя торжества правды он старался поддерживать и возвышать дух в служителях Церкви. Любимым его наставлением было правило, что должно достигать торжества Православия, а не огорчения противника.

Его осмотрительность, зрелость и взвешенность видели все, но нетерпеливые ревнители веры часто считали это медлительностью. Глубокий знаток Православия, он обладал тонким умом. Всегда спокойный, владеющий своим разумом, думая только о торжестве Истины, а не об огорчении противника, митрополит своими меткими замечаниями поражал противников. При этом они не чувствовали себя побежденными, потому как видели, что тот печется только об Истине единой.

Строгий исполнитель закона, постник, он требовал того же и от других. Его нельзя было подкупить высокими фразами. Митрополит Сергий имел классическую точность мысли, потому был скуп на слова, вообще, имел большую осторжность в слове. Был кротким, молчаливым, свои подвиги скрывал. Величественный, импозантный, с ласковым взглядом, митрополит Сергия всегда служил примером истинного православного смирения и архипастырского служения.

Владыка Сергий скончался 11 февраля 1898 года в городе Санкт-Петербурге. Отпевание было совершено в Московском Кремлевском Чудовом монастыре 14 февраля. Погребен Высокопреосвященный Сергий рядом с гробом митрополита Московского Леонтия.

После посещения усыпальницы в подклети Успенского собора, члены ИППО А.Н. Панин и архимандрит Тихон помолились в храме в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь). Храм строился псковскими мастерами, приглашенными в Москву Великим князем Иваном III. Образцом для строительства Духовской церкви послужил Троицкий собор, основные формы и пропорции которого повторены в новом храме. Однако новое строение имеет принципиальное отличие. Уникальное сочетание храма и звонницы, где круглый ярус звонницы с колоколами расположен на сводах церкви, получило наименование «церковь иже под колоколы». Она считается древнейшим сохранившимся сооружением подобного типа.

В Духовской церкви находится надгробие митрополита Московского Платона (Левшина). Возле южной стены покоятся святые мощи преподобного Антония (Медведева), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, у северной стены почивают святые мощи преподобного Максима Грека. С южной стороны храма были похоронены святители Московские Филарет (Дроздов; мощи обретены в 1994 году; перенесены в храм Христа Спасителя в Москве в 2004 году.) и Иннокентий (Вениаминов; мощи обретены в 1994 году; почивают в Успенском соборе).

Напротив алтаря Духовского храма погребены еще два выдающихся деятеля Русской Православной Церкви: архиепископ Платон (Рождественский) и архимандрит Леонид (Кавелин).

Почетный член Императорского Православного Палестинского Общества, председатель Вологодского отдела ИППО (с 1906 по 1912 гг.), выдающийся богослов, публицист архиепископ Никон (в миру Николай Иванович Рождественский) всю свою жизни придерживался крайне правых монархических взглядов. С января 1879 года в течение последующих 25 лет был редактором «Троицких листков», религиозно-просветительского издания для народа.

Поддерживал знакомство с московскими монархистами: В.А.Грингмутом, Б.В.Никольским; принимал участие в деятельности монархических организаций. Осуждал революцию 1905 года; вместе с митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) участвовал в открытии 2-го Всероссийского съезда русских людей в Москве 6 апреля 1906 года; писал статьи, обличающие революционеров, действующих на иностранные деньги во имя разрушения устоев Святой Руси.

25 апреля 1906 года был возведен на Вологодскую кафедру, где продолжил монархистскую и антиреволюционную деятельность, стал почетным председателем Вологодского отдела Союза русского народа. С 31 января 1907 года член Государственного Совета от Святейшего Синода; с 1 января 1908 года член Святейшего Синода. 4 апреля 1913 года назначен председателем новообразованного Издательского Совета при Святейшем Синоде. Скончался в Троице-Сергиевой Лавре (по другим сведениям убит революционной настроенной толпой).

Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) выдающийся богослов, историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член Императорского Православного Палестинского Общества. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца при русском посольстве в Константинополе.

Неоднократно ездил на Балканы в славянские земли, работал в южнославянских древлехранилищах. С 1869 года настоятель Воскресенского Ставропигиального монастыря, называемого Новым Иерусалимом. С начала 1870-х годов состоял членом Московского Архитектурного Общества, где занимался вопросами сохранения памятников церковной архитектуры, с 1877 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Учено-литературная деятельность архимандрита Леонида чрезвычайно обширна и разнообразна, а его труды известны всем, кто занимается историей Русской Православной Церкви.

От имени всего Императорского Православного Палестинского Общества А.Н.Панин и архимандрит Тихон возложили цветы на могилы архиепископа Никона и архимандрита Леонида и вознесли свои молитвы об их упокоении.

Яндекс.Метрика