Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

В дар музею Нижегородского отделения ИППО передан портрет сщмч. протоиерея Алексия Порфирьева

В дар музею Нижегородского отделения ИППО передан портрет сщмч. протоиерея Алексия Порфирьева

17.08.2025

В дар музею Нижегородского отделения ИППО передан портрет сщмч. протоиерея Алексия Порфирьева

17 августа 2025 года, после Божественной литургии в Вознесенском соборе древней Печерской обители города Нижнего Новгорода, старейший член Нижегородского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, профессор Нижегородской академии МВД РФ Александр Николаевич Лушин передал дар музею Нижегородского отделения ИППО при Вознесенском Печерском монастыре – портрет, написанный в начале ХХ века, своего прадеда, казначея Нижегородского отдела ИППО – священномученика протоиерея Алексия Порфирьева. Этот портрет был написан сыном протоиерея Алексия – Юрием Порфирьевым. Заместитель руководителя Нижегородского отделения ИППО, игумен Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), принимая этот уникальный дар из рук внука – А.Н. Лушина, своего крестника Илии, поблагодарил за эту бесценную реликвию. В ближайшее время в музее Нижегородского отделения ИППО будет создана отдельная витрина, посвященная священномученику Алексию Порфирьеву.

В своем слове А.Н. Лушин рассказал о жизни протоиерея Алексия Порфирьева, который являлся  настоятелем двух храмов Нижегородского Кремля: сначала – Михаило-Архангельского, а затем – Спасо-Преображенского кафедрального собора.

О данном уникальном портрете Александр Николаевич поведал следующее: «Бывая в детстве в гостях у родственницы, видел этот портрет человека с крестом на груди. Старушки нашего рода около этого портрета почему-то часто шептались, всегда какой-то шел разговор, и звучало: «это дядя Леша». И я знал, что это какой-то дядя Леша, священник, он около фикуса сидит.
Имя самого Алексия Порфирьева, кандидата богословских наук, преподавателя «учения о русском расколе и сектантстве» Нижегородской Духовной семинарии, постоянно встречается на страницах нижегородских газет и епархиальных изданий. К началу 1890‑х годов он, как опытный священник и церковный педагог, стал в Нижегородской губернии заметной личностью. У него были две личные встречи с Императором Николаем II. В июле 1896 года на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде отец Алексий представлял интересы церковно-приходской школы. Пришел Император со свитой, батюшка подробно рассказал о церкви-школе (павильон «Церковь-школа» строился для того, чтобы продемонстрировать посетителям выставки состояние и уровень церковно-приходских школ в России, а также работы учеников). Царь слушал с большим интересом, потом пожал рассказчику руку. После этого священник получил награду. Хотели сначала дать крест с украшениями, доложили императору, а тот: «Нет, пожаловать орден святой Анны II степени». В 1913 году отец Алексий был также удостоен беседы с монархом. Император молился в Спасо-Преображенском Кафедральном соборе кремля, после службы подошел, сказал несколько добрых слов, поцеловал настоятеля и вручил букет цветов. Эти цветы он принес домой и раздал по цветочку всем родственницам. У моей бабушки долго хранился такой цветок... Когда наступил 1917 год, протоиерей Алексий всеми силами защищал веру и Церковь. В июле 1918 года на Епархиальном съезде было составлено воззвание к пастве, которое подписали епископ Балахнинский Лаврентий, протоиерей Алексий Порфирьев и губернский предводитель дворянства Алексей Нейдгардт. Отца Алексия арестовали 17 октября 1918 года. 5 ноября чекисты потребовали, чтобы он дал показания против владыки Лаврентия, отец Алексий отказался. 6 ноября всех троих, подписавших это воззвание, расстреляли».

Так же Александр Николаевич рассказал о свершимся чуде по молитве священномученика Алексия Порфирьева. «Однажды выяснилось, что спустя многие годы после своей мученической кончины отец Алексий спас старшую сестру моей мамы, Серафиму Александровну. Во время Великой Отечественной войны в цех, где она работала, попала фашистская бомба, на тетю Симу упал станок. Она поняла, что ее не спасут. А дома остались три малолетние дочери – Вера, Надежда, Любовь, муж погиб на фронте. Она стала молиться, просить всех святых о помощи. И обратилась внезапно к дяде Леше. И он вдруг перед ней появился. Говорит: «Серафима, я сейчас станок немножко приподниму, а ты начинай кричать, и тебя спасут». И тут она почувствовала, что может дышать, крикнула. Ее заметили и вытащили. Она дома рассказала, но домашние предупредили: «Никому больше об этом не рассказывай». И она молчала много лет... Впоследствии, с 1960-х годов, этот портрет протоиерея Алексия Порфирьева хранился в нашей семье».

 

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, генерируемых Яндекс.Метрикой. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались: тогда отключите в настройках вашего браузера файлы cookie.
Яндекс.Метрика